Георгий Викторович Адамович
Критики относили Адамовича к «лирикам строго субъективным и своей субъективностью ограниченным». Коллизии общественной жизни как бы не затрагивают поэта: погруженный в круг литературных и мифологических реминисценций, он словно отстранен от тревог мира, хотя живет ими. Поэт знает невыдуманную душевную боль, и его поэзии близки «муки совести»
После революции Адамович участвовал в деятельности третьего «Цеха поэтов», активно сотрудничал как критик в его альманахах, в газете «Жизнь искусства», переводил Ш. Бодлера,
Адамович осознавал себя поэтом Времени. Он чувствовал себя современником разных эпох, сохраняя тем не менее собственную «позицию вненаходимости» — дистанцию, отделяющую его, поэта XX в., от условного мифологического хронотопа. Мифологическое прошлое культуры переживается поэтом как реальная история, он отождествляет себя с древнегреческим Орфеем, и «тоска припоминания» становится контрапунктом его лирики.
В 1923 г. Адамович покинул Россию и поселился в Париже. Как критик он выступает в журнале «Современные записки», газете «Последние новости», затем в «Звене» и «Числах», постепенно приобретая репутацию «первого критика эмиграции». Стихов он пишет мало, но тем не менее именно ему эмигрантская поэзия обязана появлением так называемой «парижской ноты» — предельно искреннего выражения своей душевной боли, «правды без прикрас». Поэзия призвана быть дневником человеческих печалей и переживаний. Она должна отказаться от формального эксперимента и стать «безыскусственной», ибо язык не в состоянии выразить всю глубину жизни духа и «неисчерпаемую таинственность повседневной жизни». Искание правды становится пафосом поэзии Адамовича эмигрантского периода. Его путь русский мыслитель
В начале второй мировой войны Адамович записывается добровольцем во французскую армию. После войны сотрудничает в газете «Новое русское слово». Сочувственное отношение к Советской России приводит его к разладу с определенными кругами эмиграции. Последний сборник Адамовича «Единство» вышел в 1967 г. Поэт обращается к вечным темам бытия: жизнь, любовь, смерть, одиночество, изгнанничество. Тема смерти и тема любви объединяют стихотворения сборника и объясняют его название. Уход в метафизические проблемы не означал отказа от «прекрасной ясности» и «простоты». Адамович по-своему, как заметил поэт и критик
Найти слова, которых в мире нет,
Быть безразличным к образу и краске,
Чтоб вспыхнул белый безначальный свет,
А не фонарик на грошовом масле.
Писатель Г.В. Адамович родился в семье поляка, который служил в Москве воинским начальником, а после был повышен до генерал-майора. Отучившись в гимназии, в 1910 году он поступил в Петербургский университет, где изучал гуманитарные науки. Творческий пусть писателя начался в 1914 г., когда выпала возможность познакомиться с поэтами-акметистами. Спустя пару лет Адамович уже руководил группой литераторов. Именно в этот период ему удалось вывести в свет первый свой сборник стихотворений под названием «Облака». Поскольку писатель обладал уникальным талантом обогащать свои творения лиризмом, такая особенность привлекла интерес Н.С. Гумилева, который в дальнейшем писал рецензии к творениям Адамовича и положительно отзывался о его произведениях. Тем не менее, некоторые критики обращали внимание на ограниченность поэта. Но негативные отзывы над ним не имели силы, он отстранялся от общественных волнений, продолжая углубляться в литературу.
В послереволюционные годы писателю выпала честь работать над печатным изданием «Жизнь искусства», он занимался переводами знаменитых иностранных литераторов, а также играл активную роль в деятельности «Цеха поэтов». К тому времени, в 1922 году, Адамович предлагает миру новый сборник, под названием «Чистилище», который написан в виде дневника. В своих стихах он предлагает по-новому взглянуть на древнегреческий, средневековый и европейский эпос. Отождествляя себя с Орфеем, Адамович будто жил вне времени, увлеченный мифологическим наследием различных культур.
Спустя год, в 1923, писатель направился в Париж, где активно начал развивать себя как критика, тем же и прославился. Несмотря на то, что стихи Адамович стал писать редко, они приобрели больше чувственности, в своих творениях автор искал правду, задаваясь вопросами. В 1939 году писатель издал сборник «На западе», по которому виден отпечаток, наложенный переездом, все больше и больше Адамович углубляется в философию, пытается одухотворить мир и бытие в целом.
В начале сороковых годов поэт записывается добровольцем во французскую армию и вместе со своим отрядом переживает вторую мировую войну. Дальнейшее его сотрудничество советскими изданиями и проявление лояльности к тогдашней России отрицательно сказалось на авторитете писателя. В 1967 году он печатает последний сборник под названием «Единство», затрагивает в нем вечные темы любви, смерти и одиночества.
Произведения
Каратели Последняя пастораль