Биография
Биография писателя

Пётр Андреевич Вяземский


Вяземский (князь Петр Андреевич) — поэт и критик, родился в 1792 году, детство провел в Остафьеве, родовом подмосковном имении князей Вяземских, где шло и домашнее его воспитание; затем отдан был в иезуитский пансион в Петербурге и, наконец, в Москве, слушал на дому лекции профессоров московского университета.

В 1812 году поступил в московское ополчение, состоял при Милорадовиче; в сражении при Бородине под ним были убиты две лошади.

В последние годы царствования императора Александра I князь Вяземский исполнял важные дипломатические поручения: при императоре Николае Павловиче, на службе по министерству финансов, достиг поста директора государственного заемного банка, а с 1855 по 1858 год был товарищем министра народного просвещения, в ведомстве которого было в то время и главное управление по делам печати.

Остальную часть своей жизни Вяземский провел преимущественно за границей и умер в Баден-Бадене в 1878 г.

Воспитанный на литературе французского классицизма, кн. П. А. Вяземский начал свою деятельность, как поэт, в 1808 г., напечатанным в «Вестнике Европы» «Посланием в деревню», написанным в горацианском духе. Сатирико-дидактический тон сделался навсегда основной чертой поэзии князя Вяземского, который не отличался ни особой глубиной миросозерцания, ни оригинальностью творческих образов.

В лучших своих стихотворениях (Вяземский писал басни, притчи, апологии, эпиграммы, сатиры) он дает нам критику нравов, которая, в свое время, увлекала своей бойкостью, смелой язвительностью, и меткостью.

Особой известностью в пору своего появления пользовались такие стихотворения кн. Вяземского, как сатира «Да, как бы не так» (1822), на тему противоречий между тем, что на первый взгляд представляет действительность, и тем, что оказывается при более близком соприкосновении с каждым явлением жизни; «Семь пятниц на неделе» (1826), где говорится о неустойчивости общественных понятий и взглядов «Станция» (1828), сравнивающая русские и польские дороги и известная по изображению характерного типа «почтовой станции диктатора»; «Памяти живописца Орловского» (1838), где изображается поэзия езды на тройке: «Старое поколение» (1841), написанное в несколько элегическом тоне, на тему разрыва между старым и молодым поколениями (начинается стихом: «Смерть жатву жизни косит»); ему же принадлежит ходившее долгое время в рукописи стихотворение «Русский Бог» («Бог ухабов, Бог метелей и т. д.«; писано в 1827 г.).

Особенное значение имел кн. Вяземский в 1820-тых годах, как образованный и одаренный художественным вкусом критик и передовой журналист, друг Пушкина и ревностный сотрудник «Московского Телеграфа». Капитальный вклад в русскую критическую литературу составляет его книга о Фонвизине, вышедшая в 1848 г. и представляющая и поныне лучшую оценку сочинений Фонвизина и его эпохи. В блестящем исполнении этой работы сказался серьезный взгляд автора на задачи и условия критической деятельности. «Можно», говорит он, «родиться поэтом, оратором: но родиться критиком нельзя.

Поэзия, красноречие — дары природы; критика — наука; ее следует изучать. И у диких народов есть своя песня и свое красноречие, но критических исследований у них не найдешь. Кроме науки и многоязычного чтения для критика нужен еще вкус. Это свойство и врожденное, родовое, и благоприобретенное; вкус изощряется, совершенствуется учением, сравнением, опытностью» (Соч. VIII, 164). Критик такого же направления сказывается в кн. Вяземском, когда он говорит о «Ревизоре» и других сочинениях Гоголя.

Не лишены также значения его заметки о Козлове, Пушкине, Батюшкове и других писателях его времени. Принадлежа по воспитанию и образованию к эпохе Карамзина и Жуковского и созрев в недрах пушкинского художественного направления, он уже и остался верен этому последнему до новейших времен.

В конце пятидесятых годов он не одобрял, с точки зрения эстетической, реальное направление натуральной школы, не признавал ее общественного значения, защищая, в то же время, право голоса за литературой вообще.

В то же время кн. Вяземский выступил в роди писателя-патриота, защищавшего Россию перед Европой, и в 1865 году издал на французском языке большую книгу публицистических этюдов, под заглавием: «Lettres d’un veteran russe de l’annee 1812 sur la question d’Orient, publiees par P. d’Ostafievo».

Полное собрание сочинений П. А. Вяземского, предпринятое графом С. Д. Шереметевым, женатом на внучке покойного, при участии академиков Я. К. Грота, А. Ф. Бычкова и М. И. Сухомлинова, начато в 1878 году, и в настоящее время мы имеем 11 томов этого роскошного издания.

О значении литературной деятельности князя Вяземского см. ст. Я. К. Грота, М. И. Сухомлинова («Сборник 2-го отделения академии наук», т. XX), В. Д. Спасовича («Русская Мысль», январь 1890 г.) и И. Порфирьева, в его «Истории русской словесности», ч. II, отд. 3.

Вяземский Пётр Андреевич родился 12 июля 1792 года в княжеской семье, которая вела свой род от потомков Мономаха. Прекрасное начальное образование получил у себя дома, после которого продолжил обучение в петербуржском иезуитском пансионе. Дальнейшее обучение преподавали профессора московского университета. В 1807 году потерял родителей и был взят на воспитание своим родственником-писателем Карамзиным.

В 1812 году поступил в ополчение и успешно участвовал в Бородинском сражении. После войны продолжил свою службу в Варшаве, где занимался проектом новой конституции России и тесно общался с будущими декабристами. За оппозиционные взгляды в 1821 году был вынужден вернуться в своё родовое имение Остафьево, где полностью посвящает себя литературной деятельности. Здесь завязывается тесная дружба с Пушкиным и более тесные отношения с декабристами. Хоть цели декабристов и были близки Петру Андреевичу, однако он не разделял их взглядов по вооруженному восстанию, в котором так и не принял участие.

В 1830 году переезжает в Петербург и становится сотрудником пушкинской «Литературной газеты» и «Современника» и еще больше сближается с Пушкиным, видятся они почти каждый день. Вместе с Жуковским они до последней секунды не покидали умирающего Пушкина, а впоследствии очень долго его оплакивали. В этом же году получает кресло чиновника по особым поручениям в Министерстве финансов и работает там до 1855 года. В 1839 году становится членом Российской академии, а в 1841 академиком Петербургской Академии Наук.

В 1848 году, после французской революции, в корне меняет свое мировоззрение и никак не может найти общий язык с ново пришедшими демократами. С 1856 года возглавил Главное управление цензуры, а в 1858 году ушел в отставку и выехал за границу. Умер Пётр Андреевич 22 ноября 1878 в Баден-Бадене. Тело его было перевезено в Петербург и похоронено в Некрополе мастеров искусств.