Краткое изложение
Читается примерно за 12 минут
Мондзаэмон Тикамацу

«Самоубийство влюблённых на Острове Небесных Сетей»

Краткое содержание вариант 1 вариант 2

В «селеньях любви», этом рае любви для простаков, моря страсти не вычерпать до дна. В весёлом квартале Сонэдзаки всегда полно развесёлых гостей, они горланят песни, кривляются, подражая любимым актёрам, пляшут и насмешничают. Из всех домов веселья доносится разухабистая музыка, весёлый перебор сямисэнов. Как тут устоять и не зайти. Иной скряга и хочет войти, но боится потерять все свои денежки. Но служанки затаскивают гостей силой. Войдёт такой в дом веселья, а там уж его обучат, одурачат, околпачат, кошель растрясут. Особенно весело справляют здесь момби — праздник гетер! То-то гости натешатся, нахохочутся, а гетерам только того и надо, размякший гость — тароватый гость.

Среди цветов весёлого квартала появился ещё один прекраснейший цветок — некая Кохару, лёгкий свой халат она переменила на праздничный наряд гетеры. Имя у неё странное — Кохару — Малая весна, оно предвещает несчастья, означает, что скончается гетера в десятый месяц года и оставит по себе лишь печальные воспоминания. Влюбилась Кохару в торговца бумагой Дзихэя — славного молодца, но хозяин дома любви зорко следит за гетерой, не даёт ей шагу ступить, да ещё один богатый торговец Тахэй хочет выкупить девушку и увезти далеко-далеко, в Итами. Покинули Котару все богатые гости, говорят, все из-за Дзихэя, слишком сильно она его любит.

Бродит по весёлому кварталу монах-кривляка, изображает бонзу, ряса на нем шутовская, за ним толпа народу, бегут, кричат, а он истории всякие рассказывает в шутовской манере: о битвах, о безумцах, с собой покончивших из-за любви. Распевает себе про самоубийц и греха не боится. Заслушалась его Кохару, а потом, увидав своего недруга Тахэя, быстро скрылась в чайном домике. Но Тахэй настиг её и, размахивая перед её носом толстым кошельком с золотыми монетами, стал честить на чем свет стоит и недотрогу Кохару, и жалкого торговца Дзихэя: мол, и торговлишка у него захудалая и семья — мал-мала меньше. Тахэй богат, Тахэй удал, всех перекупит, никто перед ним не устоит. А Дзихэй — ума лишился, в красотку влюбился, а денежек-то нету! Все богатство — обрывки, клочки, мусор бумажный, да и сам он — пустой стручок. Так бахвалился Тахэй, а тут — глядь! — у ворот новый гость — важный самурай с двумя мечами, коротким и длинным, под сенью шляпы — чёрные глаза. Тахэй сразу на попятную, дескать, он горожанин, меча никогда не носил, и скорее бежать со всех ног. Но и самурай недоволен, он явился на свидание к красавице, а она грустна, уныла, и ухаживать за ней надо, словно за роженицей, да ещё и служанка внимательно осмотрела его при свете фонаря. И Кохару, заливаясь слезами, стала расспрашивать самурая, какая смерть легче — от меча или от петли. Вот странная девушка! — думал самурай и только ряд выпитых чарочек с вином вернули ему весёлое настроение.

А весь город Осака гремит, со всех сторон трезвон, переполох, Дзихэй влюблён в красавицу Кохару, а хозяева им мешают, стараются разлучить, ведь такая любовь прямой убыток весёлому дому, богатые гости разлетаются, как листья осенью. В несчастный миг их любовь родилась. Но поклялись влюблённые хотя бы один раз свидеться перед смертью.

По ночам Дзихэй не спит, бродит по улицам неподалёку от чайного домика, хочет увидеть Кохару, сердце его полно тревогой о ней. И вот видит он её в оконце, она беседует с гостем-самураем, лицо худое, грустное, бледное. Самурай недоволен, тяжко время проводить с влюблённой девицей. Понимает он, что влюблённые решились умереть вместе, и уговаривает девушку отказаться от своего намерения, предлагает деньги — целых десять золотых. Но Кохару отвечает гостю, что помочь им нельзя, ещё пять лет должна она служить жестоким хозяевам, а тут ещё другие опасности — может выкупить её какой-нибудь богач. Так что уж лучше умереть вместе, ведь такая жизнь постыдна. Но смерть и страшна, она пугает, а как начнут смеяться люди над её мёртвым обезображенным телом. Есть ещё и мать-старушка в далёкой деревне… Ах, нет, только не это, не дайте мне умереть, добрый господин. Плачетнадрывается Кохару, душу её терзают противоположные желания. Слышит все это Дзихэй и приходит в ярость: «Ах ты продажная лисица! Гнусная обманщица!» и скрежещет зубами. А гетера просит-умоляет самурая, чтобы защитил, уберёг её от гордого Дзихэя, чтобы помог ей скрыться от него. Дзихэй не выдерживает и ударяет мечом в окно, до груди Кохару он не достал, но ранил сердце — она узнала руку и клинок. Самурай мигом вскочил, схватил Дзихэя, связал его и принайтовал крепким шнурком к дому. Схватил Кохару в охапку и исчез в глубине дома. Остался Дзи-хэй выставленным на позор, словно грабитель или бродяга. Появляется Тахэй и начинает поносить соперника, между ними вспыхивает драка. Собираются зрители, они хохочут, кричат, подначивают. Выскакивает самурай, Тахэй убегает, самурай снимает шляпу — это старший брат Дзиро Магоэмон. Дзиро в ужасе: «Позор мне!» Магоэмон успокаивает брата, видишь, какова твоя возлюбленная, ты два года её любишь и не знаешь, а я сразу заглянул в глубину её чёрной души. Она барсучиха, а у тебя двое прекрасных детей, большая лавка, а ты только губишь дело из-за продажной девки. Жена твоя, а моя сестра терзается из-за тебя понапрасну, и родители её плачут и хотят дочь домой забрать от позора. Я же теперь не всеми уважаемый самурай, а шут в процессии на празднике. Дзихэй ему вторит: от злости у меня чуть не лопнуло сердце, я столько лет посвящал себя всего этой хитрой лисице, пренебрегая детьми и женой, и вот я горько каюсь. Он выхватывает письма с обетами и швыряет в лицо Кохаре, а она в ответ кидает ему его послания. И тут выпадает какое-то ещё письмо, на нем написано: «От госпожи Сан, жены торговца бумагой». Кохару хочет вырвать письмо из рук самурая, но тот не отдаёт и невозмутимо читает письмо. Затем торжественно сообщает, что эту тайну он сохранит, Кохару благодарна ему. Разъярённый Дзихэй ударяет Кохару, она заливается слезами. Братья удаляются. Кохару рыдает одна. Так верна она своему возлюбленному или нет, секрет содержится в письме жены Дзихэя, но самурай строго хранит тайну.

Дзихэй дремлет в своей лавке, жена его О-Сан расставляет ширмы, оберегая мужа от сквозного ветра. Вокруг детишки, слуги и служанки. К лавке приближаются Магоэмон и матушка двух братьев. Дзихэя поскорей будят, и он притворяется, что не спал, а, как положено купцу, проверял счета. Магоэмон набрасывается на Дзихэя с бранью. Негодяй, лжец, обманул его, опять стакнулся с красавицей гетерой, только для вида швырнул ей письма, а сам собирается выкупать её из дурного дома. Дзихэй отнекивается, мол, хочет её выкупить богач Тахэй, а вовсе не он. Жена вступается за мужа, конечно, это не он, а совсем другой человек, у Тахэя, как известно, и куры денег не клюют. И Дзихэй даёт своим родственникам письменный обет по всем правилам на священной бумаге навсегда порвать с Кохару. Если солжёт, то обрушат на него кару все боги: Великий Брама, Индра, четыре небесных князя, Будда и бодисатвы. Все рады и счастливы, жена О-Сан ликует: теперь у неё в руках твёрдое обещание от мужа. Родственники удаляются, а Дзихэй падает на пол, натягивает на себя одеяло и рыдает. Жена выговаривает ему, она-де устала одна оставаться в гнезде, словно яйцо-болтун. Дзихэй рыдает не от любви к Кохару, а от ненависти к Тахэю, который сумел улестить её и теперь выкупает и увозит в свою далёкую деревню. А ведь Кохару клялась ему никогда не выходить за богача замуж, а лучше покончить с собой. Тут уж О-Сан пугается и начинает кричать, что боится: Кохару непременно покончит с собой, а кара за это падёт на О-Сан. Ведь это О-Сан написала письмо гетере и умолила её расстаться с её мужем, ведь и дети малые погибнут, и лавка разорится. И Кохару написала в ответ: «Хоть мой возлюбленный для меня дороже жизни, но отказываюсь от него, повинуясь неотвратимому долгу». Да, мы, женщины, однажды полюбив, не изменяем своему чувству никогда. Дзи-хэй страшно пугается, он понимает, что его возлюбленная непременно покончит с жизнью. Супруги заливаются слезами, где взять столько денег, чтобы выкупить Кохару. О-Сан достаёт свои сбережения — все, что у неё есть, — четыреста моммэ. Но этого не хватит, в ход идут новые наряды, безрукавки, чёрное кимоно с гербами — веши, дорогие сердцу О-Сан, завещанные, ненадёванные. Пусть всем им теперь нечего носить, но главное — спасти Кохару и доброе имя Дзихэя. Но, выкупив Кохару, куда её вести, ведь тебе совсем некуда деваться, восклицает Дзихэй. О себе ты не подумала, как страшно я перед тобой виноват. Дзихэй со слугами отправляется закладывать платье, а тут навстречу тесть — идёт, чтобы забрать домой свою дочь О-Сан, ведь с ней здесь так плохо обращаются. Но Дзихэй клянётся, что будет любить жену и оберегать её. Родственники ссорятся, выясняется, что все приданое в закладной лавке, что у О-Сан ничего нет. Дети просыпаются и плачут, но безжалостный тесть уводит сопротивляющуюся плачущую дочь.

Дремлет квартал Сонэдзаки, слышна колотушка ночного сторожа, у чайного домика хозяйка велит служанкам присматривать за Кохару, ведь она теперь чужая собственность — её выкупил богач Тахэй. Так роняет хозяйка семена тех роковых вестей, из-за которых влюблён-ные покинут эту жизнь. Дзихэй бродит у чайного домика, за ним пришли его родственники, на спине тащат его детей, зовут Дзихэя, но он хоронится в тени деревьев. Узнав, что Дзихэй уехал в столицу, а Кохару мирно спит, родственники уходят. Дзихэй терзается сердечной болью при виде своих замёрзших детей, просит родных не покидать детей после его смерти. Кохару тихо-тихо открывает дверь, они боятся, что ступеньки заскрипят, крадучись выходят из дома. Дрожат их руки, дрожат сердца. Украдкой выходят со двора, Кохару счастлива, как утром в Новый год. Влюблённые идут к реке.

Побег. Прощание с двенадцатью мостами.

Влюблённые спешат навстречу своей гибели, как листья осенью, их души замирают, как корни деревьев, что поздней осенью глубже зарываются в землю, ближе к преисподней. Но все же они колеблются и медлят на своём горестном пути, когда под луной идут туда, где должны покончить счёты с жизнью. Сердце человека, готового уйти из жизни, погружено во мглу, где только чуть белеет иней. Тот иней, что исчезает поутру, как все на свете исчезает. Скоро их жизнь развеется, как нежный аромат от рукавов Кохару. Идут они по двенадцати мостам и на каждом прощаются — через мост Сливы, мост Сосны, Зелёный мост, Вишнёвый мост, мост Демона, Священной Сутры мост — это все мосты прощаний, здесь прощались и древние герои. Скоро раздастся колокол рассветный. Скорее — вот мост на остров Сетей Небесных. Влюблённые прощаются, они верят, что их души соединятся в другом мире, и в рай, и в ад войдут они неразлучно. Дзихэй выхватывет меч и отрезает прядь своих волос, теперь он больше не торговец, не супруг, а монах, не обременённый ничем земным. И Кохару мечом срезает свои роскошные чёрные волосы, тяжёлый узел волос, как будто узел всех земных забот, падает на землю. Вороны кричат, как будто преисподняя их призывает. Они мечтали умереть в одном месте, но нельзя, что скажут люди. Светает, в храме запели монахи, заря. Но Дзихэю трудно различить то место на груди возлюбленной, куда он должен погрузить клинок — слезы застят глаза. Рука его дрожит, но Кохару взывает к его мужеству. Меч его, земные отсекающий желанья, вонзается в Кохару, она откидывается назад и замирает. Дзихэй подходит к обрыву, он прилаживает крепкий шнурок от платья Кохару, обвивает петлёй свою шею и кидается в море. Утром нашли рыбаки Дзихэя, Кохару, уловленных неводом смерти. И слезы невольно набегают на глаза у тех, кто слышит эту повесть.

Кохару – малая весна служит гетерой в доме веселья. Она юна и прекрасна. У Кохару много поклонников, но свое сердце она отдала Дзихэю – простому торговцу бумагой. Он давно женат и у него много детей погодок. Хозяин дома веселья зорко присматривает за Кохару, но та из-за любви растеряла своих богатых гостей. Только Тахэй приходит к ней регулярно. Он богач и хочет выкупить Кохару из дома веселья и увезти далеко.

В дом любви заходит крепкий самурай и ему приглянулась Кохару, вот только общение с ней тяготит самурая, уж, печальная она больно и все о смерти говорит из-за страстной своей любви. Только вино вернуло самураю хорошее расположение духа.

Дзихэй не спит и ходит вокруг дома веселья, чтобы в окне увидеть любимую Кохару. Он видит Кохару в окне и слышит, что та говорит с самураем. Кохару интересуется у него какая смерть легче. Но тут же осекается, говоря, что люди могут посмеяться над ее телом, а еще у нее матушка в деревне. Ей надо еще 5 лет отслужить, но боится что ее выкупит богач. Эти мысли вперемешку она выплескивает в самурая. А Дзихэй найдя ее слова предательством, решил убить и через открытое окно ударил мечом, но до груди не достал. Самурай выскочил из комнаты, схватил и привязал Дзихэя к дому. Появившийся Тахэй стал оскорблять Дзихэя, и между ними завязалась драка. Разнял их самурай. Это оказался брат жены Дзихэя и, назвав родственниками последними словами, пристыдил его. Кохару и Дзихэй ругаются и возвращают друг другу любовные послания. И Дзихэй видит среди прочих писем письмо его жены к Кохару. Дзихэй читает письмо, ударяет Кохару и уходит. Он дает письменные обещания жене порвать с гетерой.

Но тут в бумажную лавку вбегает брат жены и начинает обвинять Дзихэя в обмане, что тот выкупил Кохару. Дзихэй уверяет, что это не он покупатель, а Тахэй. Дзихэй начинает сгорать от ревности и вспоминает, что Кохару поклялась убить себя, но не выходить замуж за богача. Он говорит жене, что кара за смерть гетеры ляжет на нее, так как это она в письме умоляла Кохару бросить ее мужа, а то дети погибнут от голода без него. Супруги начинают думать где взять денег чтобы выкупить гетеру, они закладывают все свое имущество и тут приходит отец жены Дзихэя. Он непреклонен и даже плачущие дети его не остановили – он возвращает дочь в свой дом.

Кохару решает бежать и одновременно с этим Дзихэй покидает дом и просит родных не бросать его детей. Влюбленные встречаются и по двенадцати мостам идут на остров Сетей Небесных. Там они отрезают свои волосы, как знак того, что отрекаются от всего земного. Он пронзает Кохару клинком, а сам затягивает петлю на шее из пояса от платья любимой и бросается в море. Поутру рыбаки нашли влюбленных, и теперь эта история стала повестью, от которой набегают слезы у каждого, кто ее слышит.