Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
1 сочинение
Скачать.fb2
Софокл

«Эдип в Колоне»

Краткое содержание вариант 1 вариант 2

Колон — местечко к северу от Афин. Там была священная роща богинь Евменид, страшных блюстительниц правды — тех, о которых писал Эсхил в «Орестее». Среди этой рощи стоял алтарь в честь героя Эдипа: считалось, что этот фиванский герой здесь похоронен и охраняет эту землю. Как оказался прах фиванского героя в афинской земле — об этом рассказывали по-разному. По одному из этих рассказов и написал трагедию Софокл. Он сам был родом из Колона, и эта трагедия была в его жизни последней.

От кровосмесительного брака с матерью у Эдипа были два сына и две дочери: Этеокл и Полиник, Антигона и Исмена. Когда Эдип ослепил себя за грехи и ушёл от власти, оба сына отшатнулись от него. Тогда он покинул Фивы и ушёл странствовать неведомо куда. Вместе с ним ушла верная дочь Антигона — поводырём при дряхлом слепце. Ослепнув, он прозрел душою: понял, что добровольным самонаказанием искупил свою невольную вину, что боги его простили и что умрёт он не грешником, а святым. Это значит, что на его могиле будут совершать жертвы и возлияния, а его прах будет охраною той земле, где будет погребён.

Слепой Эдип и усталая Антигона выходят на сцену и присаживаются отдохнуть. «Где мы?» — спрашивает Эдип. «Это роща лавров и маслин, здесь вьётся виноград и поют соловьи, а вдалеке — Афины», — отвечает Антигона. Навстречу им выходит сторож:

«Прочь отсюда, это место запретно для смертных, здесь обитают Ев-мениды, дочери Ночи и Земли». «О счастье! Здесь, под сенью Евменид, боги обещали мне блаженную смерть. Ступай, скажи афинскому царю: пусть придёт сюда, пусть даст мне малое, а получит многое», — просит Эдип. «От тебя, слепого нищего?» — удивляется сторож. «Я слеп, но разумом зряч». Сторож уходит, а Эдип возносит мольбы к Евменидам и всем богам: «Исполните обещание, пошлите мне долгожданную смерть».

Появляется хор колонских жителей: они тоже сперва рассержены, видя чужеземца на святой земле, но его жалкий вид начинает внушать им сочувствие. «Кто ты?» — «Эдип», — выговаривает тот. «Отцеубийца, кровосмеситель, прочь!» — «Страшен мой грех, но неволен; не гоните меня — боги справедливы и вас за мою вину не накажут. Дайте мне дождаться вашего царя».

Но вместо царя появляется ещё одна усталая женщина с дальней стороны — Исмена, вторая дочь Эдипа. У неё дурные вести. В Фивах распри, Этеокл изгнал Полиника, тот собирает в поход Семерых против Фив; боги предрекли: «Если Эдип не будет похоронен в чужой земле — Фивы устоят». И вот за Эдипом уже отправлено посольство. «Нет! — кричит Эдип. — Они отреклись от меня, они изгнали меня, пусть же теперь они погубят друг друга! А я хочу умереть здесь, в афинской земле, ей на благо, врагам ее на страх». Хор тронут. «Тогда соверши очищенье, сделай возлиянье водой и мёдом, умилостиви Евменид — только они могут простить или не простить убийство родича». Исмена готовит обряд, Эдип в перекличке с хором оплакивает свой грех.

Но вот и афинский царь: это Тесей, знаменитый герой и мудрый правитель. «Чего ты просишь, старец? Я готов помочь тебе — все мы равны под взором богов, сегодня ты в беде, а завтра я». — «Схорони меня здесь, не дай увести меня фивинцам, и прах мой будет стране твоей защитой». — «Вот тебе моё слово». Тесей уходит распорядиться, а хор поёт хвалу Афинам, Колону и богам, их покровителям:

Афине-владычице, Посейдону-коннику, Деметре-земледелице, Дионису-виноградарю.

«Не обманите! — молит Антигона. — Вот уже идёт фиванский посол с воинами». Это Креонт, свойственник Эдипа, второй в Фивах человек при Эдипе, а теперь при Этеокле. «Прости нашу вину и пожалей нашу страну: она тебе родная, а эта хоть и хороша, да не твоя». Но Эдип твёрд: «Не по дружбе ты пришёл, а по нужде, мне же нет нужды идти с тобою». «Будет нужда! — грозит Креонт. — Эй, схватить его дочерей: они наши фиванские подданные! А ты, старик, решай: пойдёшь ли со мной или останешься здесь, без помощи, без поводыря!» Хор ропщет, девушки плачут, Эдип проклинает Креонта: «Как ты меня бросаешь одного, так и тебе на склоне лет остаться одному!» Это проклятие сбудется в трагедии «Антигона».

На помощь спешит Тесей. «Оскорбитель моего гостя — оскорбитель и мне! Не позорь свой город — отпусти девушек и ступай прочь». — «За кого заступаешься? — спорит Креонт. — За грешника, за преступника?» — «Мой грех — невольный, — со слезами отвечает Эдип, — а ты, Креонт, по своей воле грешишь, нападая на немощного и слабых!» Тесей твёрд, девушки спасены, хор славит афинскую доблесть.

Но испытания Эдипа не кончены. Как его просил о помощи фиванский Креонт, так теперь к нему пришёл просить о помощи изгнанник сын Полиник. Тот был нагл, этот — трогателен. Он плачет о своей беде и об Эдиповой беде — пусть несчастный поймёт несчастного! Он просит прощенья, сулит Эдипу если не трон, то дворец, но Эдип его не слушает. «Вы с братом меня погубили, а сестры ваши меня спасли! Будь же им честь, а вам смерть: не взять тебе Фив, убить вам брат брата, и да будет на вас проклятие Евменид-Эринний». Антигона любит брата, она молит его распустить войско, не губить родину. «Ни я, ни брат не уступим, — отвечает Полиник. — Вижу смерть и иду на смерть, а вас, сестры, да хранят боги». Хор поёт: «Жизнь коротка; смерть неотвратна; горестей в жизни больше, чем радостей. Лучшая доля — вовсе не родиться; доля вторая — скорее умереть. Труд гнетёт, смуты губят; а старость средь мук — как остров средь волн».

Приближается конец. Гремит гром, блещет молния, хор взывает к Зевсу, Эдип призывает Тесея. «Пришёл мой последний час: теперь я один с тобой войду в священную рощу, найду заветное место, и там упокоится мой прах. Ни дочери мои, ни граждане твои не будут его знать; лишь ты и твои наследники будете хранить эту тайну, и доколе она хранится, будет Эдипов гроб защитою Афинам от Фив. За мной! а меня ведёт Гермес, низводящий души в преисподнюю». Хор, павши на колени, молится подземным богам: «Дайте Эдипу мирно сойти в ваше царство: он заслужил это муками».

И боги услышали: вестник сообщает о чудесном конце Эдипа, Он шёл как зрячий, он дошёл до урочного места, омылся, оделся в белое, простился с Антигоною и Исменою, и тут раздался неведомый голос:

«Иди, Эдип, не медли!» Волосы зашевелились у спутников, они повернули и пошли прочь. Когда поворачивали, Эдип и Тесей стояли рядом; когда оглянулись, там стоял один Тесей, заслоняя глаза, как от нестерпимого света. Молния ли вознесла Эдипа, вихрь ли его умчал, земля ли приняла в своё лоно — никто не знает. За вестником возвращаются сестры, оплакивая отца, за сёстрами — Тесей; сестры отправляются в родные Фивы, а Тесей с хором повторяют завет Эдипа и его благословение: «Да будет оно нерушимо!».

Колоном, называют городок, расположенный на севере от Афин. Там находится святое место богинь Евменид, ярых заступниц правды. Посередине этого места стоит алтарь, созданный в честь Эдипа. В давние времена, люди считали, что этот герой был похоронен здесь, и стоит на страже этой земли. Как оказались останки героя Фив на этой земле, мало кому известно. Но многие высказывали свои версии, по-разному. Софокл, создавал своё произведение, именно по одному из таких рассказов. Сам он родился в Колоне, и это произведение было в его жизни последним.

От брака со своей матерью, у Эдипа родились два сына и две дочки. Сыновей звали Этеокл и Полиник, а девочек: Антигона и Исмена. В то время, когда Эдип решил ослепить себя за грехи, сыновья бросили его. Тогда он покидает Фивы, и уходит путешествовать в неизвестном направлении. К нему присоединилась дочь, Антигона. Лишь ослепнув, Эдип осознал, что своим добровольным поступком искупил грехи, и теперь он не будет умирать грешником.

Эдип и Антигона, ставшая его поводырём, присели отдохнуть в лавровой роще. Здесь автор описывает, прекрасную природу. К ним выходит сторож, и говорит, что им нельзя находиться в этом святом месте, где обитают богини Евменид. Эдип обрадовался такому событию, ведь ему хотелось умереть, именно в святом месте. Он сказал сторожу, позвать царя Афин. Сторож ушёл, а Эдип стал молиться богам, прося у них долгожданную смерть.

В роще появляются жители Колоны. Сначала они сердятся, увидев чужого человека на святом месте. Но посмотрев на его внешнее состояние, они проникаются к Эдипу сочувствием. Однако, узнав его имя, люди хотят прогнать прочь, отцеубийцу и кровосмесителя. Эдип просит разрешения, дождаться царя Афин.

Вскоре приходит вторая дочь Эдипа, Исмена. Она говорит, что Этиокл прогнал Полиника, и собирает войско против Фив. Она сказала, что боги повелели быть похороненным Эдипу на Родине. В таком случае, Фивы победят. Старец сказал, что сыновья отреклись от него, и теперь, пускай сами решают свою судьбу. Он хотел умереть именно в этом месте.

Появляется Афинский царь. Это был Тесей. Знаменитый герой многих легенд. Он спросил у Эдипа, чего тот хочет, и решил помочь ему. Тесей ушёл, а люди начинают петь хвалу богам, являющимся их покровителями.

Приходит фиванский посол, Креонт, который просит Эдипа возвратиться в Фивы. Но то отказывает ему, и тогда Креонт забирает с собой Антигону и Исмену. И тогда Эдип, проклял его. На помощь пришёл Тесей. Он выгнал Креонта и спас девушек.

Следом за Креонтом, пришёл сын Эдипа, Полиник. Он тоже стал просить старца вернуться в Фивы. Но Эдип был непреклонен. Он отказал и ему. Затем Эдип позвал Тесея, что тот был с ним в последний час. Автор описывает приготовления к смерти, как нечто завораживающее. Все воспевают хвалу богам.

В конце произведения, Эдип предрекает, что после его смерти Афины будут находиться под защитой. Пришла буря, и грянул гром. Эдип облачился в белые одежды и в последний раз простился с Тесеем. Когда люди посмотрели на то место, где они стояли, увидели одного Тесея. Эдип ушёл в другой мир.

Сочинения


Эдип - характеристика литературного героя Скачать.fb2