Иван Алексеевич Бунин


Биография
Биография писателя
Произведения
32 произведения
Сочинения
223 сочинения

«Рецензия на рассказ И. А. Бунина «Чистый понедельник»»

Сочинение

Рассказ «Чистый понедельник» посвящён теме любви. Любовь и смерть — две основные темы в творчестве И. А. Бунина. Этот рассказ входит на сборник «Тёмные аллеи». Писатель говорил, что в своих рассказах он стремился изобразить «тёмные аллеи любви». Именно таким неосвещенным, загадочным, таинственным и непонятным проявлениям любви посвящён рассказ «Чистый понедельник», который писатель на склоне лет считал лучшим из написанного им.

Жанр произведения — рассказ. В словаре литературоведческих терминов даётся следующее определение рассказа: «малая форма эпической прозаической литературы». Термин «рассказ» не обладает строго определённым значением и, в частности, находится близок определениям «новелла» и «очерк».

Кроме того, рассказ очень близок по жанру к повести, но отличается тем, что в нем представлен один эпизод из жизни героев, в котором характер раскрывается полно и многогранно. Мастерство И. А. Бунина заключается в том, что он высвечивает личность героя и его историю жизни.

Сюжет рассказа «Чистый понедельник» - несчастная любовь главного героя, определяющая всю его жизнь. Отличительная черта многих произведений И. А. Бунина — отсутствие счастливой любви.

Повествование ведётся от первого лица, поэтому глубоко раскрываются чувства и переживания рассказчика, его душевный мир. Сила любви героя к героине видна даже из ее портретной характеристики: «Пушок на её верхней губе был в инее, янтарь щёк слегка розовел, чернота райка совсем слилась со зрачком — я не мог отвести восторженных глаз от её лица».

Герой очень тяжело переживает трагический финал их отношений. Подтверждением того служит следующий отрывок: «Я долго по самым грязным кабакам спивался, всячески опускаясь всё больше и больше… Потом стал оправляться — равнодушно, безнадежно».

Судя по этим двум цитатам, герой — очень чуткий и эмоциональный человек, способный на глубокое чувство. Бунин избегает прямых оценок, но позволяет судить по состоянию души героя, по искусно подобранным внешним проявлениям чувств.

Автор использует такой приём художественной выразительности, как «оксюморон». Древность он противопоставляет современности: упоминает название храмов, монастырей, икон, приводит цитаты из молитв. Также он упоминает названия самых известных московских ресторанов начала 20 столетия, книг современных авторов. Героиня никак не может дочитать «Огненный ангел». В этом факте сквозит скептицизм автора по отношению к новым литературным направлениям: современность, по его мнению, не наделена одухотворенностью древности.

На героиню мы смотрим глазами влюбленного в неё человека. Уже в самом начале произведения перед нами её портрет: «Красота у неё была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие на своей густоте волосы, мягко блестящие, как черный соболиный мех, черные, как бархатный уголь, глаза». В словах главного героя передаётся описание мятущейся души героини, её поиски смысла жизни, волнения и сомнения, раскрывается образ «духовной странницы».

Кульминация рассказа — решение героини уйти в монастырь. Этот неожиданный поворот сюжета позволяет понять неопределившуюся душу этой женщины.

Очень большое значение имеет заглавие рассказа. С одной стороны, оно очень конкретно: чистый понедельник — первый день великого поста. С другой стороны, оно символично. Происходит очищение души от всего суетного, греховного. Причем меняется не только героиня, избравшая монашеское отшельничество. Её поступок побуждает и героя к самоанализу, заставляет и его измениться, очиститься.

«Чистый понедельник» написан автором в годы его парижской эмиграции. Однако российская действительность сквозит буквально в каждой строчке. Об этом свидетельствуют и пейзажные зарисовки: «Вечер был мирный, солнечный, с инеем на деревьях, на кирпично-кровавых стенах монастыря болтали на тишине галки, похожие на монашенок, куранты то и дело грустно играли на колокольне. Скрипя в тишине по снегу, мы вошли в ворота,…, солнце только что село, еще совсем было светло, давно рисовались на золотой эмали заката серым кораллом сучья в инее, и таинственно теплились вокруг спокойными огоньками неугасимые лампадки, рассеянные над могилами».

Так пронзительно мог написать лишь глубоко русский человек, хранящий образ Родины в своём сердце, не чуждом ностальгии.

Рассказ написан шестьдесят лет назад. Для вселенной — это взмах ресниц, для истории страны — целая эпоха… Что же привлекает нас, современных читателей, в этом рассказе? Если читать вдумчиво, можно найти ответы на извечные философские вопросы: как любить и быть любимым, в чем заключается смысл жизни, что есть истинные ценности? Бунин был равнодушен к житейским будням, преходящему. Он непоколебимо сосредоточен на возвышенном и прекрасном, на конкретной человеческой судьбе.

По словам П. Б. Струве, «…основной особенностью дарования Бунина является необычайно яркая и мощная слитность дарования лирического с даром изобразительным и эпическим»