Лёгкое дыхание

Иван Алексеевич Бунин


Краткое изложение
Читается примерно за 2 минуты
Сочинения
17 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Роль символики в рассказах Бунина («Легкое дыхание», «Господин из Сан-Франциско»)»

Сочинение

Очень значительную роль Бунин в своей поэтике отводит символике. Этот прием в разнообразных вариациях делает читателя бунинского произведения «дальнозорким», глубоко чувствующим его философское содержание.

Бунин искусно вплетает символ в ткань произведений, различных по тематике, идейному содержанию и даже жанру. Будь то рассказ о деревенском мужике, лирическая повесть о мимолётной любви или стихотворение о вечности бытия. Главное впечатление от бунинских творений создаётся чувством родства авторского «Я» с героем, внутренним лиризмом текста, образами красоты природы, символически звучащими мотивами звёздного, вселенского, временной отдалённостью происходящего («И уж целых двадцать лет тому назад было всё это…»; «И вот прошло с тех пор целых тридцать лет»).

Например, обратимся к рассказу «Лёгкое дыхание». Главная героиня произведения — Оля Мещерская. Это печальная, но удивительно лёгкая, как само название, пронизанная по-пушкински светлой грустью история. Оля училась в гимназии и резко выделялась среди своих сверстниц грацией, красотой, живостью, женственностью. Её жизнь вот-вот начиналась. Она только недавно шагнула во взрослую жизнь, познав запретный плод близких отношений с мужчиной. Только по-настоящему начала расцветать её красота, как мы узнаём о её неожиданной, трагической смерти от рук ревнивого офицера.

Автор не случайно начинает повествование с описания кладбищенского пейзажа и могилы Оли. К слову «могила» мы можем подобрать традиционный ассоциативный ряд: смерть, горе, печаль, скорбь, спокойствие, безжизненность. Но все ли определения подходят к нашему описанию? «На кладбище над свежей глиняной насыпью стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий… фарфоровый медальон, а в медальоне — фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами». Последние определения выбиваются из этого отрывка. Так Бунин знакомит нас со своей героиней.

Описание природы, короткие пейзажные зарисовки в те дни, когда Оля была жива, будто подчёркивают прелесть её образа. Например, «зима была снежная, солнечная, морозная, рано опускалось солнце за высокий ельник снежного гимназического сада, неизменно погожее, лучистое, обещающее и на завтра мороз и солнце, гулянье на Соборной улице, каток в городском саду, розовый вечер, музыку». Цветопись этого отрывка оттеняет озорное состояние Оли в этот день. Чистые, мягкие цвета символизируют духовную чистоту, беззаботность героини.

В конце рассказа Бунин вернётся к её взгляду: «глаза так бессмертно сияют из этого выпуклого фарфорового медальона на кресте, и как совместить с этим чистым взглядом то ужасное, что соединено теперь с именем Оли Мещерской?». Как известно, глаза — зеркало души. По мысли автора, прекрасное вечно, в памяти живых людей, в куске мрамора, в природе.

Словосочетание «лёгкое дыхание» — тоже символ — женственности, гармонии, беспечности и… мимолётности жизни.

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» занимает особое место в творчестве Бунина. Он не похож на прежние рассказы Бунина по тону (в нём нет лиризма), по материалу и тематике. О человеке в его глубинной сути, об общих основах человеческого существования идёт речь в рассказе. Здесь используется ситуация, испытующая героя, — смерть и отношение к ней.

В рассказе идёт речь о крупном капиталисте в дни его безмятежного отдыха на роскошном океанском пароходе «Атлантида». Сам процесс накопления не интересует писателя. Просто герой — это один из представителей мира капитала.

Основная мысль автора выражается в эпиграфе: «О горе тебе, Вавилон, город крепкий!» Все заискивают перед господином, готовы пойти на любую подлость до тех пор, пока он двигается и мыслит. Когда он неожиданно умирает, его ложная власть над людьми кончается, тело его прячут в трюм парохода среди угольных ящиков.

Авторская мысль выражается в «яростной» изобразительности, в символике и в условных фигурах. Повествование насыщено образами-символами. Так, корабль, знаменитая «Атлантида», иносказательно рисуется как маленькая модель современного мира, отторгнувшего себя от природы, вообразившего себя всемогущим. Распорядок дня на корабле — слепок жизни на суше. Ночные бары, рестораны, бассейны, мужчины в смокингах, танцующие пары… праздник для одних и каторжный труд, обеспечивающий движение «корабля жизни» и весёлое времяпрепровождение обитателей «верхних палуб», для других. Но этот мир забыл о неизбежной смерти. Название корабля напоминает, что людей может постигнуть участь древней Атлантиды, когда-то, по преданию, существовавшей на земле и бесследно погибшей цивилизации «первого человечества».

Океан в рассказе символизирует возмездие. Стихия представляет реальную угрозу: «По вечерам этажи „Атлантиды“ сияли во мраке как бы огненными несметными глазами… Океан, ходивший за стенами, был страшен, но о нём не думали, твёрдо веря во власть над ним командира…»

За уходящим в ночь и вьюгу кораблём следит со скал Гибралтара огромный Дьявол. То, что ему давно ведомо о людях, сами они не умеют и не хотят знать в захватившей их стихии.

История господина из Сан-Франциско, как показывает её Бунин, — из ряда обыкновенных. Нечто подобное, хочет нам сказать художник, происходит с большинством людей, которые превыше всего ценят богатство, власть и почёт. Не случайно писатель ни разу не называет своего героя по имени или фамилии: история, описанная в рассказе, может случиться с каждым.

Таким образом, Бунин часто использует символику, детализацию, чтобы более глубоко раскрыть замысел своих произведений.

Другие сочинения по этому произведению


Женские образы в рассказе И. А. Бунина «Легкое дыхание» Мотив любви «как солнечного удара» в прозе И. А. Бунина Загадка Любви и Красоты в рассказе И.Бунина «Легкое дыхание» Тема любви и смерти (по рассказу И. А. Бунина «Легкое дыхание») Мое впечатление от рассказа И. А. Бунина «Легкое дыхание» (Первый вариант) Смысл названия и проблематика рассказа Бунина «Легкое дыхание» Почему Бунин сравнивает Олю Мещерскую с легким дыханием в рассказе «Легкое дыхание» Анализ новеллы И. Бунина «Легкое дыхание» Сочинение по новелле за И. Бунина «Легкое дыхание» Бунинская философия любви (по рассказу «Легкое дыхание») Легкое дыхание Ольги Мещерской (по рассказу И. А. Бунина «Легкое дыхание») Ольга Мещерская - характеристика литературного героя «Легкое дыхание» И. Бунина шедевр новеллистики XX столетия Две женские судьбы в рассказе И. А. Бунина «Лёгкое дыхание» Эпитафия ускользающей красоте (рассказ И.А.Бунина "Легкое дыхание") Эпитафия ускользающей красоте (по рассказу "Легкое дыхание")