«Женские образы в лирике Ф. И. Тютчева и в прозе И. С. Тургенева »
Два великих русских художника слова —
Возможно, именно здесь стоит искать объяснение некоторых совпадений, перекличек, «похожестей» в творчестве этих художников. Так, например, многие критики отмечают, что в произведениях Тургенева и Тютчева много общего между собой имеют женские образы.
Что касается творчества
Так какая же она, «тургеневская девушка»? На мой взгляд, одной из ее отличительных и основных особенностей является естественность и непосредственность. Эти, столь ценные, по мнению писателя, качества происходят в его героинях от чувства собственного достоинства, стремления к внутренней гармонии. Такова Ася — героиня одноименной повести Тургенева. Эта девушка всегда говорит то, что чувствует, и поступает в соответствии со своими желаниями. Даже если это идет вразрез с общественным мнением, с общепринятыми нормами.
Так, героиня первая признается в любви господину Н., хотя этот поступок в т время вполне могли принять за поведение непорядочной девушки. Поэтому мы с полным правом можем сказать, что «тургеневская девушка» еще и очень смела. И это качество отражается даже в ее внешности: «Ее большие глаза глядели прямо, светло, смело».
Как правило, героини Тургенева не красивы в общепринятом понимании этого слова — не ярки, не сразу привлекают внимание: «Наталья Алексеевна, с первого взгляда могла не понравиться». Это усиливается и тем, что они не стремятся понравиться окружающим, соответствовать внешним требованиям. За это девушек не очень любят в обществе, не считают их «завидными невестами». Подобные характеристики звучат в адрес большинства героинь Тургенева — Аси, Натальи Ласунской (роман «Рудин»), Елены Николаевны (роман «Накануне») и др.
Кроме всего прочего, «тургеневская девушка» увлечена не модами, сплетнями и женихами, предел ее мечтаний — не удачное замужество. Большинство женских образов в произведениях Тургенева — сильные и внутренне богатые личности, стремящиеся познать и понять себя, посвятить свою жизнь чему-то настоящему, большому, прекрасному: «…быстро и неслышно, как подснежные воды, протекала молодость Елены, в бездействии внешнем, во внутренней борьбе и тревоге». В связи с этим многие героини Тургенева довольны хорошо образованны и начитаны, они интересуются всем новым и передовым.
Нужно отметить, что обладая богатым внутренним миром, героини Тургенева способны на большое и настоящее чувство. Так, Ася всей душой полюбила господина Н. и готова была пожертвовать ради него всем, даже своей честью. Наталья Ласунская (роман «Рудин») горячо влюбилась в Рудина, Джемма («Вешние воды») отдала всю себя Санину, Елена полностью растворилась в жизни и интересах Инсарова. Однако все эти женщины несчастливы в любви — они, в том или ином смысле, оказываются жертвами своих возлюбленных, которые по силе характера, по смелости и цельности, остаются далеко позади героинь. Мужчинам, как правило, в произведениях Тургенева не хватает умения любить, не хватает силы пренебречь общественным мнением ради своего счастья, не хватает решимости взглянуть внутрь самих себя.
Героиня в любовной лирике Тютчева (вспомним его знаменитый «денисьевский цикл», посвященный «незаконной» жене Елене Александровне Денисьевой) также жертва — рока, судьбы, общественного мнения, любви, наконец:
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!
Но героиня не заслуживает такой печальной судьбы, ведь она, по мнению поэта, прекрасное и чистое существо, которое (как и героини Тургенева) не побоялось людской молвы, последовало за зовом своего сердца: «Я стражду, не живу… им, им одним живу я…»
Героиня лирики Тютчева способна любить по-настоящему, жертвенно, полностью растворяясь в любимом, как способна это сделать только настоящая женщина:
Перед любовию твоею
Мне больно вспомнить о себе —
Стою, молчу, благоговею
И поклоняюся тебе…
Герой Тютчева теряет свою возлюбленную, как и герои произведений Тургенева. Однако все они понимают, что эти женщины — лучшее, что когда-либо было в их жизни: «Нет! ни одни глаза не заменили мне тех, когда-то с любовию устремленных на меня глаз, ни на чье сердце, припавшее к моей груди, не отвечало мое сердце таким радостным и сладким замиранием!» —
Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда…
Таким образом, женские образы в творчестве Тургенева и Тютчева имеют много общего — в характере и в судьбе. Все они сильные и цельные натуры, способные на решительный поступок, на шаг против общественного мнения, на большую жертву. Как правило, все это делается во имя главного в жизни любой женщины — во имя любви. Но, как это ни печально, и героини Тургенева, и героини Тютчева не обретают счастья, оказываются жертвами судьбы, обстоятельств, своих возлюбленных. Но до самого конца эти женщины сохраняют чувство собственного достоинства и уважение к своей любви.
Думаю, в своих произведениях Тютчев и Тургенев воплотили не только «субъективный» женский идеал, но и идеал времени — создали образ естественной, цельной натуры, способной на большое чувство, родившейся, чтобы быть женой, матерью, другом и музой.