Дворянское гнездо

Иван Сергеевич Тургенев


Краткое изложение
Читается примерно за 12 минут
Сочинения
54 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Встреча Лизы с женой Лаврецкого (анализ эпизода из 39 главы романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо»)»

Сочинение

В романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» параллельно с основной темой — темой русского дворянства и его связи с народом — показана драматическая история любовных отношений Лизы Калитиной и Федора Ивановича Лаврецкого.

Герои испытывают сильное, настоящее чувство, однако им не суждено быть вместе. Тургенев ведет своих героев дорогой испытаний. Безнадежность Лаврецкого в начале романа сменяется надеждой на счастье в середине произведения, а вскоре — снова безнадежностью. Такие же перепады мироощущения испытывает и Лиза: мечта о счастье, на мгновение овладевшая ей, сталкивается с реальными обстоятельствами. В итоге Лиза не испытывает ничего, кроме собственной вины.

Вслед за рассказом о прошлом Лизы, заставляющем нас от всей души пожелать этой героине счастья, ее вдруг постигает страшный удар. К Лаврецкому приезжает его жена, Варвара Павловна. Теперь Лиза понимает, что она не имеет права на счастье, которое было так близко.

Эпизод из 39 главы, изображающий встречу Лизы с Варварой Павловной, является своего рода развязкой. Именно это событие ставит окончательную точку в отношениях Лизы и Лаврецкого.

В данной сцене показано не только внутреннее состояние обеих героинь — переживания Калитиной и, в общем-то, равнодушие к происходящему жены Лаврецкого. Данный эпизод окончательно выявляет сущность характеров и Лизы, и Варвары Павловны.

Эти женщины показаны в противопоставлении. Контраст заметен уже в портретах героинь. Марья Дмитриевна, с трудом согласившаяся принять Варвару Павловну, видит перед собой красивую и обольстительную женщину. После нескольких минут разговора с женой Лаврецкого боязнь Марьи перед ней растворяется. Она начинает воспринимать Варвару Павловну больше как старую знакомую. Свою роль в этом сыграло и умение гостьи выходить из любой трудной ситуации.

Не с таким воодушевлением и благосклонностью, как Марья Дмитриевна, встречает Лаврецкую Лиза. И это естественно. Когда Калитина выходит из комнаты, чтобы «поприветствовать» ненавистную ей женщину, мы видим в ней не красивую и пустую куклу, какой предстает перед нами жена Лаврецкого. В ожидании встречи с ней Лиза даже меняется внешне. Она не может скрыть своих страданий и горя: «…внезапный перелом в ее судьбе потряс ее до основания; в два каких-нибудь часа ее лицо похудело», она стала «бледнеть и сохнуть».

Однако при встрече с Варварой Павловной Лиза «и слезинки не проронила». Приветствуя жену Лаврецкого, она заставляет себя улыбаться, заставляет себя даже посмотреть на нее. При этом Лиза чувствует некоторую вину перед Варварой Павловной, которая, однако, вскоре сменяется отвращением: «Она [Лиза] ничего не могла ей ответить и через силу протянула ей руку».

Лизе неприятна наигранная и неестественная, хитрая улыбка Варвары Павловны, ее манера общения, свойственная людям светского общества. Эта светскость противоположна простоте, искренности и правдивости Лизы. Лаврецкая же, заметив брезгливое отношение к себе, нисколько этому не удивляется.

Внешне Лиза очень сдержанна. И только неуловимые, еле заметные движения выдают ее волнение, передают ее чувства. Так, на восклицание Варвары Павловны «Да, она прелестна!» Лиза «слабо вспыхнула». Обидная насмешка послышалась ей в этом восклицании. После того, как Лаврецкая хвалит ее вкус, искусство и умение вышивать, Лиза едва не вскакивает с места. Ситуацию спасает Гедеоновский, заговоривший с гостьей и отвлекший ее внимание.

Во время обеда Лиза кажется спокойной: «…и точно: у ней на душе тише стало». Однако, едва она оставляет гостью и уходит в теткину комнату, как вся сдержанность девушки пропадает, вся ее обида выходит наружу. Лиза рыдает в присутствии Марфы Тимофеевны, которая очень ее жалеет.

Таким образом, данный эпизод отражает борьбу, которая происходит в душе Лизы Калитиной. Она мечется между обуревающими ее чувствами и постоянным стремлением к сдержанности. Эту борьбу усиливают впечатлительность и эмоциональность, присущие героине.

В конце романа мы узнаем о дальнейшей судьбе Лизы. Не поверив в возможность своего счастья, она приносит себя в жертву и уходит в монастырь. В этой жертвенности мы можем увидеть некоторое сходство тургеневской героини с пушкинской Татьяной. Но если Татьяна тешит себя мыслью о том, что «счастье было так возможно», то у Лизы нет и этого утешения. Она мечтала о счастье, но счастье было очень мимолетно, зато горя хватило на целую жизнь.

Сцена встречи Лизы и Варвары Павловны очень важна в романе. Она позволяет понять, что значит для Лизы любовь. Для героини это — радость, радость жизни реальной, открытой, честной. Зная, что у ее любимого есть жена, Лиза никогда не сможет наслаждаться всеми прелестями любви. Именно поэтому встреча Лизы и Варвары Павловны ставит окончательную точку в романтических отношениях главных героев романа.

Другие сочинения по этому произведению


«Драматизм его (Лаврецкого) положения заключается … в столкновении с теми понятиями и нравами, с которыми борьба действительно устрашит самого энергичного и смелого человека» (Н.А. Добролюбов) (по роману «Лишние люди» (по повести «Ася» и роману «Дворянское гнездо») Автор и герой в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» Женские образы в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо». И. С Тургенев "Дворянское гнездо". Образы главных героев романа Как понимают счастье герои романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо»? Лирика и музыка романа "Дворянское гнездо" Образ Лаврецкого в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» Образ тургеневской девушки (по роману И. С. Тургенева «Дворянское гнездо») Образ тургеневской девушки в романе «Дворянское гнездо» Объяснение Лизы и Лаврецкого (анализ эпизода из 34 главы романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо»). Пейзаж в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» Понятие о долге в жизни Федора Лаврецкого и Лизы Калитиной Почему Лиза ушла в монастырь Представление идеальной тургеневской девушки Проблема поиска истины в одном из произведений русской литературы (И.С.Тургенев. "Дворянское гнездо") Роль образа Лизы Калитиной в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» Роль эпилога в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» Смысл названия и проблематика романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» Смысл названия романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» Спор Лаврецкого и Паншина (анализ эпизода из 33 главы романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо»). Тема любви в романе И.С. Тургенева "Дворянское гнездо" Роман «Дворянское гнездо» Характеристика образа Лаврецкого в романе «Дворянское гнездо» Портретная характеристика образа Лизы Калитиной Спор Лаврецкого и Паншина (По роману Тургенева «Дворянское гнездо») Пейзаж в романе И.С. Тургенева Герой романа Тургенева «Дворянское гнездо» Сочинение по роману Тургенева «Дворянское гнездо» Человек из дворянской среды на сломе эпох (по романам "Рудин" и "Дворянское гнездо") Что помешало любви Лаврецкого и Лизы Калитиной? (По роману И. С. Тургенева «Дворянское гнездо») Представители разных социальных слоев и их нравы в романе Тургенева "Дворянское гнездо" «Молодая Россия» в романе Тургенева «Дворянское гнездо» Драматизм положения Лаврецкого Светлая поэзия "Дворянского гнезда" Тема любви в романе Тургенева «Дворянское гнездо» Основные образы в романе Тургенева «Дворянское гнездо» Образы главных героев романа Эпизоды развязки и эпилога романа “Дворянское гнездо” Встреча Лизы Калитиной с женой Лаврецкого (По роману Тургенева «Дворянское гнездо») Женские образы в романах «Дворянское гнездо» и «Накануне» Драматизм положения Лаврецкого (По роману Тургенева «Дворянское гнездо») Проблема поиска истины в одном из произведений русской литературы (И. С. Тургенев "Дворянское гнездо") Пересказ романа Тургенева «Дворянское гнездо» Объяснение Лизы Калитиной и Лаврецкого (По роману Тургенева «Дворянское гнездо») Фабула романа Тургенева «Дворянское гнездо» «Дворянское гнездо»: судьба сословия Система образов в романе «Дворянское гнездо» "ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО" И. С. ТУРГЕНЕВА. ХАРАКТЕРИСТИКА ЛАВРЕЦКОГО И ЛИЗЫ КАЛИТИНОЙ Герой романа «Дворянское гнездо» Федор Лаврецкий Женские образы в романе «Дворянское гнездо» Роль портрета в раскрытии характеров героев романа Тургенева «Дворянское гнездо» Психологизм романа Тургенева «Дворянское гнездо»