Дворянское гнездо

Иван Сергеевич Тургенев


Краткое изложение
Читается примерно за 12 минут
Сочинения
54 сочинения
Главные герои
И их характеристика

««Драматизм его (Лаврецкого) положения заключается … в столкновении с теми понятиями и нравами, с которыми борьба действительно устрашит самого энергичного и смелого человека» (Н.А. Добролюбов) (по роману
Сочинение

Иван Сергеевич Тургенев освещает в своем романе «Дворянское гнездо» развитие русской интеллигенции. Главный герой, Лаврецкий, находится на распутье между устаревшими порядками общества и новыми, прогрессивными идеями, которые в высшей степени искажены патриархальными традициями. Судьба его — яркое доказательство несостоятельности передовых людей той эпохи. В чём же заключается трагизм поколения Лаврецкого?

В судьбе этого героя Тургенев показывает духовную драму «лишних людей», которые появились в среде дворянской интеллигенции 30−40-х годов. Воспитанный в тепличной обстановке «дворянского гнезда», Лаврецкий оторван от народной почвы. Именно поэтому его попытка усовершенствовать хозяйство не увенчалась успехом: простые люди просто не понимают этого барина. Их сознание закостенело на определенном этапе, поэтому и нововведения воспринимаются негативно.

Тургенев правдиво показывает, как вековая зависимость крепостного крестьянства от власти и самодурства его господ развила в них терпение, смирение и почти фанатичную покорность. Мог ли Лаврецкий изменить то, что складывалось веками? «Дворянское гнездо» с такой глубокой силой раскрывало трагический характер жизни лучших людей русского общества (а Лаврецкий именно таким и был), что становится понятно, почему так драматично сложилась судьба главного героя. Он не смог реализовать себя ни как новатор ведения хозяйства, ни как общественный деятель, ни как примерный семьянин.

Почему же Лаврецкий не смог воплотить свои идеи в жизнь, несмотря на их «правильность»? Проницательному Тургеневу было видно, что его главному герою грозит болезнь дворянской интеллигенции. То, что Гончаров точно и удачно определил словом «обломовщина». Но Лаврецкий хотя бы пытается как-то претворить свои мечты в жизнь: применяет свои мысли на практике, создает семью.

Семья … Безусловно, это самое важное, что есть у человека. Истинную ценность семейного счастья знал и Лаврецкий. Почему же он не стал счастливым? Здесь снова герой сталкивается с правилами «застоявшегося» общества. Его жена изменяет ему, делает из него посмешище, а он даже не может с ней развестись. Почему? Да потому, что девушка, которую любит Лаврецкий — чистое и невинное создание, для нее само слово «развод» — грех, несущий в себе жестокую кару. Вот он, отрицательный отпечаток фанатичной религиозности! Да, высокая нравственность необходима обществу, которое погрязло в грехе. Но всё хорошее хорошо в меру. Как объяснить девушке, которая ещё только начинает жить, что любовь не может быть грехом, причём такая, как у Лаврецкого и Лизы? Как преодолеть этот барьер? Лаврецкий всю жизнь живет и сокрушается, но ничего не может поделать. Да и как тут не сокрушаться?

Лаврецкий, полный надежд и высоких стремлений юноша, мечтает о лучшей жизни не только для себя, но и для всей России. Но что от этого осталось после «столкновения с понятиями и правилами» общества? Все радужные мечты и надежды разбились о крепкую стену общественной закостенелости. Виноват ли в этом Лаврецкий? Ведь многие крестьяне обвиняли его в «пустословии», бездействии. Разве можно было протестовать, бороться в той исторической обстановке, которая, как паутина, обвила все стороны жизни людей? И люди мыслящие вынуждены были либо смирится с окружающей действительностью, либо умереть. Другого положительному герою Тургенева было не дано.

Нравственный смысл романа заключается в утверждении прекрасного в человеке, в возвышении твёрдости духа и характера перед лицом больших испытаний в жизни. Лиза могла ещё бороться — она молода и полна жизни, мир её идеален. Лаврецкий же человек, на долю которого выпало много испытаний: трудное детство и юность, разочарования в семейной жизни, непонимание обществом… Откуда герою было взять сил для новой борьбы…

Прав был Н. А. Добролюбов, говоря: «Драматизм его (Лаврецкого) положения заключается … в столкновении с теми поколениями и правами, с которыми борьба действительно устрашит самого энергичного и смелого человека…» Драма Лаврецкого — это драма всей России.

Другие сочинения по этому произведению


«Лишние люди» (по повести «Ася» и роману «Дворянское гнездо») Автор и герой в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» Встреча Лизы с женой Лаврецкого (анализ эпизода из 39 главы романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо») Женские образы в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо». И. С Тургенев "Дворянское гнездо". Образы главных героев романа Как понимают счастье герои романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо»? Лирика и музыка романа "Дворянское гнездо" Образ Лаврецкого в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» Образ тургеневской девушки (по роману И. С. Тургенева «Дворянское гнездо») Образ тургеневской девушки в романе «Дворянское гнездо» Объяснение Лизы и Лаврецкого (анализ эпизода из 34 главы романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо»). Пейзаж в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» Понятие о долге в жизни Федора Лаврецкого и Лизы Калитиной Почему Лиза ушла в монастырь Представление идеальной тургеневской девушки Проблема поиска истины в одном из произведений русской литературы (И.С.Тургенев. "Дворянское гнездо") Роль образа Лизы Калитиной в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» Роль эпилога в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» Смысл названия и проблематика романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» Смысл названия романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» Спор Лаврецкого и Паншина (анализ эпизода из 33 главы романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо»). Тема любви в романе И.С. Тургенева "Дворянское гнездо" Роман «Дворянское гнездо» Характеристика образа Лаврецкого в романе «Дворянское гнездо» Портретная характеристика образа Лизы Калитиной Спор Лаврецкого и Паншина (По роману Тургенева «Дворянское гнездо») Пейзаж в романе И.С. Тургенева Герой романа Тургенева «Дворянское гнездо» Сочинение по роману Тургенева «Дворянское гнездо» Человек из дворянской среды на сломе эпох (по романам "Рудин" и "Дворянское гнездо") Что помешало любви Лаврецкого и Лизы Калитиной? (По роману И. С. Тургенева «Дворянское гнездо») Представители разных социальных слоев и их нравы в романе Тургенева "Дворянское гнездо" «Молодая Россия» в романе Тургенева «Дворянское гнездо» Драматизм положения Лаврецкого Светлая поэзия "Дворянского гнезда" Тема любви в романе Тургенева «Дворянское гнездо» Основные образы в романе Тургенева «Дворянское гнездо» Образы главных героев романа Эпизоды развязки и эпилога романа “Дворянское гнездо” Встреча Лизы Калитиной с женой Лаврецкого (По роману Тургенева «Дворянское гнездо») Женские образы в романах «Дворянское гнездо» и «Накануне» Драматизм положения Лаврецкого (По роману Тургенева «Дворянское гнездо») Проблема поиска истины в одном из произведений русской литературы (И. С. Тургенев "Дворянское гнездо") Пересказ романа Тургенева «Дворянское гнездо» Объяснение Лизы Калитиной и Лаврецкого (По роману Тургенева «Дворянское гнездо») Фабула романа Тургенева «Дворянское гнездо» «Дворянское гнездо»: судьба сословия Система образов в романе «Дворянское гнездо» "ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО" И. С. ТУРГЕНЕВА. ХАРАКТЕРИСТИКА ЛАВРЕЦКОГО И ЛИЗЫ КАЛИТИНОЙ Герой романа «Дворянское гнездо» Федор Лаврецкий Женские образы в романе «Дворянское гнездо» Роль портрета в раскрытии характеров героев романа Тургенева «Дворянское гнездо» Психологизм романа Тургенева «Дворянское гнездо»