Лев Николаевич Толстой


Биография
Биография писателя
Произведения
23 произведения
Сочинения
120 сочинения

«Как «сделана» трилогия Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность.»»

Сочинение

Как и все произведения Л. Н. Толстого, трилогия «Детст¬во. Отрочество. Юность» явилась, по сути, воплощением большого количества замыслов и начинаний. В ходе работы над произведением писатель тщательно оттачивал каждую фразу, каждую сюжетную комбинацию, старался подчинить все художественные средства четкому следованию общей идее. В тексте толстовских произведений важно все, мелочей нет. Каждое слово употреблено не случайно, каждый эпизод продуман.

Главной целью Л. Н. Толстого становится показ развития человека как личности в пору его детства, отрочества и юнос¬ти, то есть в те периоды жизни, когда человек наиболее полно ощущает себя в мире, свою нерасторжимость с ним, и затем, когда начинается отделение себя от мира и осмысле¬ние окружающей его среды. Отдельные повести составляют трилогию, действие же в них происходит согласно идее, сна¬чала в усадьбе Иртеньевых («Детство»), затем мир значительно расширяется («Отрочество»). В повести «Юность» тема семьи, дома звучит во много раз приглушеннее, уступая место теме взаимоотношений Николеньки с внешним миром. Не случайно со смертью матери в первой части разрушается гармония отношений в семье, во второй — умирает бабушка, унося с собой огромную моральную силу, и в третьей — папа вторично женится на женщине, у которой даже улыбка всег¬да одинаковая. Возвращение прежнего семейного счастья становится совершенно невозможным. Между повестями су¬ществует логическая связь, оправданная прежде всего логи¬кой писателя: становление человека хоть и разделяется на определенные стадии, однако непрерывно на самом деле.

Повествование от первого лица в трилогии устанавливает связь произведения с литературными традициями того време¬ни. Кроме того, оно психологически сближает читателя с ге¬роем. И наконец, такое изложение событий указывает на не¬которую степень автобиографичности произведения. Впро¬чем, нельзя сказать, что автобиографичность явилась наибо¬лее удобным способом воплотить некий замысел в произведе¬нии, так как именно она, судя по высказываниям самого пи¬сателя, не позволила осуществить первоначальную идею. Л.'Н. Толстой задумывал произведение как тетралогию, то есть хотел показать четыре этапа развития человеческой лич¬ности, но философские взгляды самого писателя в ту пору не укладывались в рамки сюжета. Почему же все-таки автобио¬графия? Дело в том, что, как сказал Н. Г. Чернышевский, Л. Н. Толстой «чрезвычайно внимательно изучал типы жизни человеческого духа в самом себе», что давало ему возмож¬ность «написать картины внутренних движений человека». Однако важно то, что в трилогии фактически два главных героя: Николенька Иртеньев и взрослый человек, вспоминаю¬щий свое детство, отрочество, юность. Сопоставление взгля¬дов ребенка и взрослого индивида всегда было объектом инте¬ресов Л. Н. Толстого. Да и дистанция во времени просто необ¬ходима: Л. Н. Толстой писал свои произведения обо всем, что в данный момент его волновало, а значит, в трилогии должно было найтись место для анализа русской жизни вообще.

Каждая глава содержит в себе определенную мысль, эпи¬зод из жизни человека. Поэтому и построение внутри глав подчинено внутреннему развитию, передаче состояния героя. Длинные толстовские фразы пласт за пластом, уровень за уровнем возводят башню человеческих ощущений, пережи¬ваний. Своих героев Л. Н. Толстой показывает в тех услови¬ях и в тех обстоятельствах, где их личность может проявить¬ся наиболее ярко. Герой трилогии оказывается перед лицом смерти, и тут все условности уже не имеют значения. Пока¬зываются взаимоотношения героя с простыми людьми, то есть человек как бы проверяется «народностью». Маленьки¬ми, но невероятно яркими вкраплениями в ткань повествова¬ния вплетены моменты, в которых речь идет о том, что выхо¬дит за рамки понимания ребенка, что может быть известно герою только по рассказам других людей, например война. Соприкосновение с чем-то неизвестным, как правило, обора¬чивается почти трагедией для ребенка, и воспоминания о таких мгновениях всплывают в памяти прежде всего в мину¬ты отчаяния. К примеру, после ссоры с St.-Jerme Николень¬ка начинает искренне считать себя незаконнорожденным, припомнив обрывки чужих разговоров.

Разумеется, Л. Н. Толстой мастерски использует такие традиционные для русской литературы приемы подачи харак¬теристики человека, как описание портрета героя, изображе¬ние его жеста, манеры поведения, так как все это — внешние проявления внутреннего мира. Чрезвычайно важна речевая характеристика героев трилогии. Изысканный французский язык хорош для людей сomme il faut, смесь немецкого и лома¬ного русского языков характеризует Карла Иваныча. Неуди¬вителен и тот факт, что задушевный рассказ немца написан по-русски с отдельными вкраплениями немецких фраз.

Итак, мы видим, что трилогия Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» построена на постоянном сопоставлении внутреннего и внешнего мира человека. Главной целью писа¬теля, безусловно, был анализ того, что же составляет сущ¬ность каждого человека. И в мастерстве осуществления такого анализа, на мой взгляд, Л. Н. Толстой не знает равных.