Белая гвардия

Михаил Афанасьевич Булгаков


Краткое изложение
Читается примерно за 6 минут
Сочинения
103 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Сцена в Александровской гимназии (анализ эпизода из главы 7 роамана М. Булгакова «Белая гвардия»)»

Сочинение

«Глубокою ночью угольная тьма залегла на террасах лучшего места в мире — Владимирской горки»… Так начинается седьмая, заключительная, глава первой части романа БУлгакова «Белая гвардия». Здесь отразились события гражданской войны 1918−1919 годов. Булгаков тяжело переживал этот переворот, не желая что-либо менять в укладе своей жизни и жизни страны.

Мрачный пейзаж зимнего вечернего Города (Киев). Ни одного человека, ни одного следа — никто не смеет выйти на улицу в этот час. Даже храбрый человек не осмелится выйти на Горку. Там всего лишь одно освещенное место — от креста Владимира. Этот одинокий огонёк символичен, так как среди темноты наполняет сердце ещё большей грустью. Пейзаж жуткий, навевающий страх и тоску. Символ ли это России, забредшей в черную пустоту, безысходность?

Совсем другое дело в Городе — «ночь тревожная, важная, военная ночь». И лишь немцы, бесцеремонные и наглые, просят у каждого прохожего показать документы.

Александровская гимназия… Мышлаевский пьян — он не спит которую ночь… все пьет, пьет… В гимназии веселятся… Можно, ведь пушки заряжены, а юнкера обязательно будут драться в случае тревоги — это не студенты.

Но не только там — во дворце тоже нехорошо: «Какая-то странная, неприличная ночью во дворце суета. Пробежал старый лакей по шикарному залу, прозвучал звоночек, звякнули шпоры, а зеркала отражают «странную неестественную картину». Автор мастерски вводит читателя в атмосферу, которая окутала дворец той ночью, атмосферу суеты, тревоги.

«Худой, седоватый, с подстриженными усиками на лисьем бритом пергаментном лице человек, в богатой черкеске с серебряными козырями, заметался у зеркал»… Около него три немецкий офицера и двое русских. Они помогают этому человеку переодеться в форму германского майора. Появляется еще одни человек в форме германской армии, который принес целый ворох пакетов. Он забинтовывает глаз «майора» так, что виден лишь правый глаз да тонкая линия рта. Кто-то рассказал, что майор Шратт, разряжая пистолет, ранил себя, а вскоре подъехала машина с крестом и увезла его. Всё таинственно и непонятно.

В этой главе автор активно использует приём умолчания.

Полковник Малышев не спал до половины седьмого, ненадолго уехал, разбуженный юнкером, а потом вновь вернулся, встревоженный и задумчивый.

В семь часов на Бородинском поле «стояла та же растянутая гусеница, что поднималась по лестнице к портрету Александра». Рядом — штабс-капитан Студзинский. Булгаков вновь упоминает о странном блеске в его глазах, таком же, как и у человека, который звонил из Дворца в мортирный дивизион, такой же, как у полковника Малышева. Мы понимаем, что что-то случилось. Что-то, их связывающее и о чем мы скоро узнаем. Писатель намеренно умалчивает об этом. Только вот была разница в их тревогах: просто тревога у Студзинского и тревога определенная у Малышева. Читатель вскоре узнает причину этих разных, то таких близких тревог.

Студзинский только что провел перекличку и не досчитался двадцати человек. Вскоре появился полковник. Он настолько рассеян, что кобура, болтающаяся у него на бедре, была расстегнута. Малышев распускает дивизион, кроме офицеров и юнкеров, которые несли этой ночью караул. Солдаты не ожидали этого и вроде бы кто-то даже обрадовался. Студзинский приказывает арестовать полковника. Прапорщик Карась приказывает остановиться. Малышев сообщает, что гетман сегодня утром позорно бежал, покинул часть, что защищать теперь некого, и роспуск дивизии вполне оправдан. Туда же, то есть в германский поезд, бежал и генерал кавалерии Белоруков. И теперь многочисленная и хорошо вооруженная армия Петлюры приближается сюда. Дивизия будет перебита, если сейчас же не покинет здание гимназии. Студзинский, сорвавшись, совершенно неожиданно заплакал. Мышлаевский просит разрешения поджечь здание гимназии, ему отказывают. Малышев отвечает ему: «Петлюре через три часа достанутся сотни живых жизней, и единственно, о чем я жалею, что я ценой своей жизни и даже вашей, еще более дорогой, конечно, их гибели приостановить не могу».

Малышев показывает себя как настоящий командир, солдат, защищающий свою родину. Он готов на смерть. Этот герой уверен в том, что (а так оно и есть) и другие бойцы пойдут на смерть ради своей страны.

Мышлаевский тоже проявляет большую отвагу. И если не в этой ситуации, то на словах, в мыслях он просит прощения за то, что, пытаясь спасти портреты царя, забыл о том, что в гимназии осталось много живых людей.

В этом эпизоде военных действий нет, все внимание сосредоточено на поступках людей. Русские люди, даже услышав приказ возвращаться домой, остаются в строю, не понимая, как можно опустить руки, сложить штыки, когда идет революция. Хотя их и меньше, чем противников, они не желают думать о том, чтобы покинуть армию.

По мнению Булгакова, писатель должен «стать бесстрастно над красными и белыми». И на самом деле — для него главным является человек, его чувства, поступки. Тема служения добру и правде — вот главная тема всех произведений Булгакова. И «Белая гвардия» — не исключение.

Основной художественной особенностью данного эпизода, как, впрочем, и всего романа, является сосуществование, взаимопроникновение вполне реальных событий и фантастических описаний. Язык произведения не перегружен, легок, но, вместе с тем, очень эмоционален, имеет большое воздействие на воображение читателя.

Также важнейшей художественной особенностью повествовательной манеры Булгакова является и активное присутствие автора-повествователя в тексте.

«В окнах было сине. А на дворе уже беловато, и вставал и расходился туман». Таково окончание этой главы. Вставал новый день, а, значит, грядут перемены…

Другие сочинения по этому произведению


«Всякая благородная личность глубоко осознает свои кровные связи с отечеством» (В.Г. Белинский) (по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») «Жизнь дана на добрые дела» (на материале романа М. А. Булгакова «Белая гвардия») «Мысль семейная» в русской литературе по роману «Белая гвардия» «Человек — частица истории» (по роману М. Булгакова «Белая гвардия») Анализ 1 главы 1 части романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» Анализ эпизода «Сцена в Александровской гимназии» (по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») Бегство Тальберга (анализ эпизода из главы 2 части 1 романа М. А. Булгакова «Белая гвардия»). Борьба или капитуляция: Тема интеллигенции и революции в творчестве М.А. Булгакова (роман "Белая гвардия" и пьесы "Дни Турбиных" и "Бег") Гибель Най-Турса и спасение Николая (анализ эпизода из 11 главы части 2 романа М. А. Булгакова «Белая гвардия») Гражданская война в романах А. Фадеева «Разгром» и М. Булгакова «Белая гвардия» Дом Турбиных как отражение семьи Турбиных в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Задачи и Сны М. Булгакова в романе "Белая гвардия" Идейно-художественное своеобразие романа Булгакова «Белая гвардия» Изображение белого движения в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Изображение гражданской войны в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Интеллигенция «мнимая» и «настоящая» в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Интеллигенция и революция в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» История в изображении М. А. Булгакова (на примере романа «Белая гвардия»). История создания романа Булгакова «Белая гвардия» Каким предстаёт белое движение в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия»? Начало романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» (анализ 1 гл. 1 ч.) Начало романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» (анализ 1 главы первой части). Образ Города в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Образ дома в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Образ дома и города в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Образы белых офицеров в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Основные образы в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Основные образы романа “Белая гвардия” М. Булгакова Отражение гражданской войны в романе Булгакова «Белая гвардия». Почему так притягателен дом Турбиных? (По роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») Проблема выбора в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Проблема гуманизма на войне (по романам М. Булгакова «Белая гвардия» и М. Шолохова «Тихий Дон») Проблема нравственного выбора в романе М.А. Булгакова "Белая гвардия". Проблема нравственного выбора в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Проблематика романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» Рассуждения о любви, дружбе, воинском долге на основе романа «Белая гвардия» Роль сна Алексея Турбина (по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») Роль снов героев в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Семья Турбиных (по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») Система образов в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Сны героев и их значение в романе М. А. Булгакова «Белая Гвардия» Сны героев и их связь с проблематикой романа М. А. Булгакова «Белая гвардия». Сны героев и их связь с проблематикой романа М. Булгакова «Белая гвардия» Сны героев романа М. А. Булгакова «Белая гвардия». (Анализ главы 20 части 3) Тайники инженера Лисовича (анализ эпизода из главы 3 части 1 романа М. А. Булгакова «Белая гвардия») Тема революции, гражданской войны и судьба русской интеллегенции в русской литературе (Пастернак, Булгаков) Трагедия интеллигенции в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Человек на изломе истории в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Чем привлекателен дом Турбиных (по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») Тема любви в романе Булгакова «Белая гвардия» Рассуждения о любви, дружбе, основе романа «Белая гвардия» Анализ романа "Белая гвардия" Булгакова М.А. I Отражение гражданской войны в романе Рассуждения о любви, дружбе, воинском долге на основе романа Человек на изломе истории в романе Дом — сосредоточение культурных и духовных ценностей (По роману М. А. Булгакова "Белая гвардия") Символы романа Булгакова «Белая гвардия» Бегство Тальберга. (Анализ эпизода романа Булгакова «Белая гвардия») Каким предстает белое движение в романе Булгакова «Белая гвардия» Роль эпизода «Николка Турбин у Най Турсов» в понимании авторского идеала человеческих отношений История создания романа Тема семьи и дома в романе Булгакова «Белая гвардия» Турбин - характеристика литературного героя Герой романа М.А.Булгакова «Белая гвардия» Сцена в Александровской гимназии (Анализ эпизода из романа М.А. Булгакова «Белая гвардия», глава 7, часть первая) Значение эпизода «Удивительное происшествие» в романе «Белая гвардия» Начало романа Булгакова «Белая гвардия». (Анализ 1 главы, 1 части) «Дни Турбиных» – пьеса об интеллигенции и революции Анализ эпизода романа «Белая гвардия» Полковник Най Турс и Николка Турбин Тема "заблудившихся в буране революции людей" Анализ эпизода из романа Булгакова «Белая гвардия» Почему так притягателен дом Турбиных Тема Гражданской войны в романе Булгакова «Белая гвардия» Тайники инженера Лисовича (анализ эпизода из главы 3, части 1 романа М.А. Булгакова «Белая гвардия») Проблематика романа М.А. Булгакова «Белая гвардия» Личность и революция (по произведениям А. Фадеева, М. Булгакова и Б. Пастернака) Трагедия гражданской войны в русской литературе XX века Изображение эпохи в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Новый тип героя в пьесе Булгакова «Белая гвардия» "Кончились всякие знамения, и наступили события..." (Человек и история в романе М Булгакова "Белая гвардия") Сны героев и их связь с проблематикой романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» Почему так притягателен дом Турбиных? (По роману М. Булгакова «Белая гвардия») Начало романа М. Булгакова «Белая гвардия» (первая глава) Эпиграф к роману Булгакова «Белая гвардия» Тема гражданской войны в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» Анализ романа "Белая гвардия" Булгакова М.А. II Анализ первой главы первой части Гибель Най-Турса и спасение Николки Действие романа Булгакова «Белая гвардия» Начало романа М. Булгакова \"Белая гвардия\" (Анализ 1 главы первой части) "Мысль семейная" в русской литературе Основные образы романа Мое любимое произведение М. А. Булгакова ("Белая гвардия") Почему так притягателен дом Турбиных? (По роману М.А. Булгакова «Белая гвардия») Человек и история в романе М. Булгакова «Белая гвардия» Критика по роману "Белая гвардия" Булгакова М.А. Булгаков о вечных ценностях... Судьба человека в русской литературе XX века (по роману Михаила Булгакова «Белая гвардия») Начало романа Булгакова «Белая гвардия» «Суд над «Белой гвардией» Тема сочинения Дружно живитепо роману «Белая гвардия» Анализ 1-ой главы 1-ой части романа Булгакова «Белая гвардия»