Михаил Васильевич Ломоносов


Биография
Биография писателя
Произведения
4 произведения
Сочинения
24 сочинения

«Своеобразие поэзии М. В. Ломоносова»

Сочинение

Замечательных успехов русская поэзия классицизма достигла в творчестве М. В. Ломоносова. Поэзия Ломоносова отразила жизнь русской нации на определенном очень важном этапе ее развития, главной темой его творчества является тема родины, ведущей идеей — идея утверждения величия русского народа и могущества России.

Интересно, что в поэтическом творчестве этого государственного деятеля, философа, ученого, художника ярко отразились его просветительские взгляды. Даже в торжественных («похвальных») одах он не сходит со своих демократических позиций и прославляет героев «от земледельца до царя». Многие поэтические произведения Ломоносова наполнены упоминаниями о «ратях», «земледелах», пастухах, охотниках, воинах, мореплавателях, купцах, ученых (как правило, выходцах из демократических слоев общества).

Убежденный сторонник высокой идейности и гражданственности в искусстве, Ломоносов наиболее четко выразил свои взгляды в программном цикле стихотворений «Разговор с Анакреоном» (между 1757—1761 гг.). В нем представлены две противоположные поэтические позиции. Одну из них представляет Анакреон, древнегреческий поэт, считающий, что целью поэзии должно быть воспевание радостей бытия: любви, дружбы, вина:

Да гусли поневоле

Любовь мне петь велят,

О вас, герои, боле,

Прощайте, не хотят.

Другую позицию занимает русский поэт-классицист, главной задачей которого становится прославление величия и красоты «возлюбленной матери» — Родины:

Хоть нежности сердечной

В любви я не лишен,

Героев славой вечной

Я больше восхищен.

Требования, предъявляемые Ломоносовым к отечественной поэзии, были осуществлены им самим в его собственной поэтической практике, и в первую очередь, в одах. В них поэт воспевает величие России, ее огромные территории, неисчерпаемые природные богатства, талантливых людей:

Воззри на горы превысоки,

Воззри в поля Свои широки,

Где Волга, Днепр, где Обь течет;

Богатство, в оных потаенно,

Наукой будет откровенно,

Что щедростью Твоей цветет.

Поэт призывает сохранять и развивать свое отечество. Для этого нужно мобилизовать все силы: упорно трудиться, развивать науку и искусство, стойко защищать родину от врагов.

Особое место в творчестве поэта занимают научно-философская лирика («Утренние размышления о божием величии…», «Вечерние размышления о божием величии…», «Письмо о пользе стекла» и другие), являющаяся образцом «научной поэзии». Здесь Ломоносов совмещает две цели — просветить, дать представление о каком-то научном процессе и изложить все это в поэтической, художественной форме:

Во зрительных трубах Стекло являет нам,

Колико дал творец пространство небесам.

Толь много солнцев в них пылающих сияет,

Недвижных сколько звезд нам ясна ночь являет.

Поэтический язык Ломоносова насыщен разнообразными художественными средствами. Он использует в своих произведениях многочисленные стилистические фигуры — риторические восклицания и вопросы, сравнения, перефразы, усложненные метафоры. Часты в его стихотворениях образы из древнегреческой, древнеримской и славянской мифологии:

И се Минерва ударяет

В верьхи Рифейски копием;

Сребро и злато истекает

Во всем наследии Твоем.

Плутон в расселинах мятется,

Что Россам в руки предается

Драгой его металл из гор…

Все эти художественные особенности — не столько следование традициям классицистических жанров, сколько новаторство, творческие находки самого поэта.

Можно сказать, что поэзия М. В. Ломоносова изменила облик русской литературы и определила дальнейшие тенденции ее развития. Важнейшей заслугой этого поэта является освоение европейских традиций в сочетании с активным использованием национального культурного опыта.

«Историк, риторик, физик, механик, химик, минералог, художник и стихотворец», по словам А. С. Пушкина, Ломоносов не считал занятия поэзией своей главной целью. Но достигнутые в ней успехи столь велики, что В. Г. Белинский с полным правом назвал его «Петром Великим русской литературы».