Николай Михайлович Карамзин


Биография
Биография писателя
Произведения
8 произведений
Сочинения
46 сочинений

«Анализ стихотворения Карамзина «Берег».»

Сочинение

Николай Михайлович Карамзин известен современному читателю как автор повести «Бедная Лиза». Также нередко его называют летописцем при дворе Александра I, создателя «Истории Государства Российского» в двенадцати томах. Очень редко Карамзин упоминается как поэт, хотя им было написано немало стихов. Он считался основоположником «дворянского» периода русской поэзии, которую продолжили и развили Пушкин и Грибоедов.

Стихотворение «Берег» было написано в 1802 году, знаменующим начало нового этапа в жизни Карамзина. В этот год Александр I вступает на престол, сменив Павла I. Новый правитель ослабляет цензурный режим, и Карамзин осуществляет свою давнюю журналистскую мечту — начинает издание журнала «Вестник Европы». В этом же году он приступает к написанию «Истории Государства Российского». Если в конце 18 века Карамзин много писал, принимал активное участие в общественных процессах, то с началом 19-го его деятельность начинает угасать. С каждым годом из-под его пера появляется все меньше и меньше стихов, «безделок», как ласково называл их сам поэт.

В 1802 году в жизни Карамзина произошло печальное событие: умерла его первая жена, Елизавета Ивановна Протасова. Возможно, именно это навеяло тему стихотворения «Берег» — смерть близких людей.

Лирическое произведение построено на сопоставлении двух явлений, казалось бы, никак друг с другом не пересекающихся. В первых трех строфах поэт рисует яркую картину возвращения корабля в «пристань мирную», читатель видит теплую встречу мореходов с родными и близкими. В последних двух строфах проводится параллель между жизнью и морем, пристанью и смертью, человеком и кораблем. Встречающие из первой части стихотворения «перерождаются» в умерших родных и близких, которые также ждут прихода путешественников, только из мира иного…

Больше всего шокирует даже не тема смерти, а то, как она представлена. Уход из жизни — это не конец, а начало путешествия к другим берегам. Смерть — это не траур, а радостная встреча с предками, с близкими людьми. Она неизбежна, поэтому не так страшна, тем более для нас там хранится «место подле друзей».

Стихотворение «Берег» можно воспринимать как два отдельных, то есть первая и вторая части достаточно самостоятельны, в них сюжет имеет начало и конец. Но именно их «хитросплетение», умело проведенные параллели заставляют задуматься не только о смерти, но и о жизни.

Уходя в последнее плавание, мы оставляем на одном берегу близких людей. Для всех ли будет возможно занять место на противоположной «пристани»? Если я буду презирать окружающих и не делать другим добро, встретят ли меня с распростертыми объятиями в мире ином? Заслужу ли я, пройдя «море и волненье» жизни, «пристань и покой» после смерти?

Читая стихотворение, нельзя не обратить внимание на простоту языка. Вообще, поэзии Карамзина свойственна прямота, он употребляет мало метафор и ярких эпитетов. Но, несмотря на это, его стихи легко читаются и воспринимаются, а образы ярко рисуются в воображении. В стихотворении мы встречаем много риторических восклицаний («Пусть ее на карте нет!», «Пусть она и неизвестна!», «Вы маните/ Нас к таинственным брегам!..») и риторических обращений («Жизнь! ты море и волненье!», «Смерть! ты пристань и покой!», «Тени милые!»).

Во второй строфе поэт использует повтор: «Пусть она и неизвестна! / Пусть ее на карте нет!». Для достижения музыкальности и простоты изложения автор пользуется синтаксическим приемом — инверсией: «в пристань мирную войти», «летят в объятья их», «храните место подле вас друзьям».

В стихотворении мы встречаем разные стихотворные размеры. Первая, третья и пятая строфа относятся к тонической системе стихосложения, ритмика в которой организуется за счет повторения ударных слогов, а число безударных между ударениями различно. Вторая и четвертая строфа написаны двухстопным хореем с ударением на первый слог.

Способы рифмовки — перекрестная и кольцевая (во втором строфе). Стихотворение состоит из пяти четверостиший, стихотворная строфа — катрен.

Карамзин в стихотворении использовал звуковые сочетания. Например, звукопись и анафору во второй строфе:

Пусть ее на карте нет!

Пусть она и неизвестна!

Мысль, надежда им прелестна

Там избавиться от бед.

Особенностью «Берега», да и всех стихов Карамзина, является простота языка, но за этой простотой скрывается глубокий философский смысл. Его мастерство как поэта заключается в том, что он сумел этими обычными, казалось бы, словами нарисовать яркие запоминающиеся образы кораблей, моря, пристани и встречающих людей, имея в виду смерть и расставание с близкими навсегда…

Закончить анализ стихотворения мне хочется фрагментом письма М. И. Багрянского к А. М. Кутузову, которое было написано в 1791 году: «Он [Карамзин] себя считает первым русским писателем и хочет нас учить нашему родному языку, которого мы не знаем. Именно он раскроет нам эти скрытые сокровища».