Двенадцать

Александр Александрович Блок


Краткое изложение
Читается примерно за 4 минуты
Сочинения
127 сочинений

«Вечные вопросы и их решение в поэме А. А. Блока «Двенадцать»»

Сочинение

Творчество любого символиста уходит своими корнями в философию, потому как создаваемые им образы-символы вбирают в себя многосложные авторские преставления об окружающей действительности, требующие размышлений. Эти «беспредельные в своём значении» символы заставляют задуматься и о «вечных» вопросах, затрагиваемых в произведениях. Немало таких вопросов и в своеобразном творческом итоге Блока — поэме «Двенадцать».

Так как поэма посвящена отображению революционной эпохи, времени противопоставления старого и нового режимов, то логично предположить, что одним из центральных «вечных» вопросов поэмы является борьба старого мира с новым. Причём поэт рассматривает его гораздо глубже уровня борьбы добра со злом, белого с чёрным. Безусловно, чисто внешнее сопоставление старого мира с чёрным цветом и нового с белым присутствует, но Блок не стремится поставить на чёрных клеймо абсолютного зла, а на белых — абсолютного добра. Он пытается констатировать факт, что старое общество отмирает, оно уже не имеет прочного основания, так как представители его не способны что-либо изменить. Старушки, буржуи, писатели-витии, попы, барыни в каракуле, гулящие женщины, бродяги — вот, что осталось от «Святой Руси». Это уже даже и не «зло», а его слабый отголосок, с которым легко может справится новое общество, наполненное «святой злобой» на тех, кто противостоит ему.

Так, вопрос добра и зла, нового и старого, чёрного и белого получает в поэме социальное объяснение.

В меняющихся общественных условиях изменяется в поэме и образ «Вечной Женственности», проходящий через всё творчество Блока. Изначально это образ «Прекрасной Дамы», олицетворяющий возвышенную мечту о великой и вечной любви. Это образ, окутанный «тайной», потусторонний образ. На смену ему приходит «потусторонняя» женщина, земная, даже падшая, но не теряющая для Блока прелести и всё также окутанная тайной. В поэме «Двенадцать» эти два образа потусторонней и посюсторонней Женственности находят отражение в образе Катьки, падшей женщины, и в символе непорочности — «белом венчике из роз». Катька умирает, а это ознаменовывает собой определённое решение вопроса «Вечной Женственности» Блоком. Он с помощью символа «венчика из роз» утверждает, что в конце всего останется только высший, потусторонний идеал.

С любовной темой связан также «вечный» вопрос греха и покаяния. Образы Катьки и Ваньки являются как бы искусителями Петрухи, идущего к светлой цели — осуществлять революцию. В конечном счёте, поддавшись искушению, он убивает Катьку, свою возлюбленную, тем самым освобождаясь от искушения и снова вставая в ряды своих товарищей-красноармейцев. Получается, что избавится от искушения можно, только поддавшись ему? Да, так бы был решён вопрос, если бы в поэме не было Иисуса Христа — символа будущего, оправдывающего настоящее. Именно этот образ подсказывает Петрухе, следующему вместе с товарищами за Ним, раскаяться в совершенном преступлении, чтобы войти в будущее очищенным от греха. Примечательно то, что видимый для нас образ Христа не видим для красноармейцев, идущих за ним, потому что их эпоха — это эпоха разрушения всех традиций и веры в Бога. Именно поэтому, кроме Петрухи, осознавшего свой грех, никто не чувствует себя виновным в смерти Катьки. На примере Петрухи Блок показывает, что внутри каждого человека есть божественная частичка, которая помогает ему изменить себя. Так разрешает Блок проблему становления нравственной личности.

В своей поэме Блок затрагивает и ещё один «вечный» вопрос, ответ на который пытаются дать до сих пор многие учёные в разных областях знаний. Это вопрос о сущности божества, возникающий в финале поэмы с появлением образа Иисуса Христа.

Для Блока это не конкретная личность из плоти и крови. Это высшая духовная сила, несущая в себе Абсолютную истину и Высшую справедливость. Это сила, способствовавшая внутреннему перерождению Петрухи. Это идеал будущего, к которому стремятся герои поэмы — двенадцать каторжников, по сути. Это символ Высшего милосердия по отношению ко всем людям, что ярко проявляется в том, что Иисус ведёт за собой именно людей «без креста», не узнавших его и стрелявших в него. Для Блока Иисус — это нравственный эталон человеческого бытия, заключённый в великом и всепобеждающем чувстве любви.

Христос в понимании поэта — это также символ «Вечной Женственности» с её «нежной поступью надвьюжной», символ богатства и артистизма человеческой натуры. Одним словом, поэт в этом божественном образе запечатлевает все свои представления об идеале человеческих стремлений.

Итак, поразмышляв над «вечными» вопросами, освящёнными Блоком в «Двенадцати», действительно убеждаешься в том, что эта поэма — своеобразный итог его творчества, так как в ней поэт обобщает множество философских решений тех или иных проблем, занимающих важное место в его поэзии.

Другие сочинения по этому произведению


"...Чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа". (Поэма А.А.Блока "Двенадцать".) "Раздается мерный шаг..." (По поэме А.А.Блока "Двенадцать".) «Большевики правы, опасаясь «Двенадцати» (по поэме А. Блока «Двенадцать») «Дети страшных лет России» И идут без имени святого (по поэме «Двенадцать») «Раздается мерный шаг…» (По поэме А. Блока «Двенадцать») Старый мир" в поэме А. А. Блока "Двенадцать Александр Блок и Революция (на примере поэмы «Двенадцать» и статьи «Интеллигенция и Революция») Александр Блок и революция (Поэма “Двенадцать”) Анализ поэмы «Двенадцать» Анализ поэмы А. А. Блока «Двенадцать» Библейские аллюзии в поэме А. Блока «Двенадцать» Борьба двух «миров» в поэме А. Блока «Двенадцать» Борьба двух «миров» в поэме Блока «Двенадцать» В чем смысл названия поэмы А. А. Блока «Двенадцать»? В чем смысл названия поэмы А. Блока «Двенадцать»? Значение символических образов в одном из произведений русской литературы XX века. (А.А. Блок. «Двенадцать»,) Идейно-художественное своеобразие поэмы А. Блока «Двенадцать» Изображение революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Изображение революции в поэме А. Блока «Двенадцать» Изображение старого мира в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Как в поэме А. А. Блока «Двенадцать» обнаруживается сломленность старого мира Как выражается авторская позиция в поэме А. Блока «Двенадцать»? Каков смысл названия поэмы А. А. Блока «Двенадцать»? Какова символика вьюги в поэме Блока «Двенадцать»? Какова символика образа вьюги в поэме А. А. Блока «Двенадцать»? Образ революции в поэме А. Блока «Двенадцать» Образ революционной эпохи в поэме А.Блока "Двенадцать" Образ Христа и загадка финала поэмы А. А. Блока «Двенадцать» Образ Христа и загадка финала поэмы А.А. Блока "Двенадцать". Образы и символика в поэме А. Блока «Двенадцать» Особенности изображения двух миров в поэме Блока «Двенадцать» Особенности композиции поэмы А. А. Блока «Двенадцать» Особенности композиции поэмы А. А. Блока «Двенадцать» Поэма Блока «Двенадцать» Поэтическая версия революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Прием контраста в поэме А. А. Блока "Двенадцать" Роль композиции в раскрытии идейного содержания поэмы А. А. Блока “Двенадцать” Роль символов в поэме А. А. Блока "Двенадцать" Роль символов в поэме А. Блока «Двенадцать». Символика в поэме А. Блока «Двенадцать» Символика и её роль в поэме А. Блока «Двенадцать» Символические образы и их смысл в поэме А. Блока «Двенадцать» Смысл образа Христа в поэме А. Блока «Двенадцать». Тема революции в поэме А. Блока “Двенадцать” Тема святости и греха в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Тема святости и греха в поэме А. Блока «Двенадцать» Христианская символика поэмы А. А. Блока «Двенадцать» Человек в революции: рождение или гибель? (по поэме А. Блока «Двенадцать») Что услышал А. Блок в «музыке революции»? (по поэме «Двенадцать») Сочинение по поэме Блока «Двенадцать» Почему Христос? (по поэме «Двенадцать») Смысл финала поэмы А. Блока «Двенадцать» История создания поэмы «Двенадцать» А. А. Блока Тема революции в поэме Блока “12” Образ Христа в поэме Блока «Двенадцать» Революция в поэме Блока «Двенадцать» Символические образы и их смысл в поэме “Двенадцать” Поэма «Двенадцать» - гимн революции или осуждение «свободы без креста»? (План) Тема революции и ее воплощение в поэме А.Блока «Двенадцать» ТЕМА РЕВОЛЮЦИИ В ПОЭМЕ А.А.БЛОКА "ДВЕНАДЦАТЬ". Символические образы и их смысл в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (Первый вариант) Художественный разбор стихотворения Блок А. А. «Двенадцать» Христианские мотивы в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Образец сочинения – Анализ финальной главы поэмы А. Блока «Двенадцать» «Старый мир» в поэме Блока «Двенадцать» Двенадцать – символическое обозначение массы Вечные" вопросы и их решение в поэме А.А. Блока "Двенадцать Особенности изображения двух миров в поэме А.Блока «Двенадцать». Старый и новый мир в поэме А. Блока "Двенадцать". Значение символических образов в поэме А. Блока «Двенадцать». Позиция автора в поэме «Двенадцать» «Новый» мир в поэме Блока «Двенадцать» Художественное своеобразие и вечные образы поэмы А. Блока «Двенадцать» Борьба двух «миров» в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Восприятие революции в поэме «Двенадцать» Понимание Блоком Октябрьской революции Особенности изображения двух миров в поэме А. Блока «Двенадцать» Главная драматическая линия в поэме «Двенадцать» Цветовая символика поэмы А. Блока «Двенадцать» Законы истории в поэтическом наследии А. А. Блока (На примере поэмы «Двенадцать») Раздумья о судьбах Родины (по поэме Блока «Двенадцать») Лирический герой А. А. Блока Душа парила ввысь и там звезду нашла Прием контраста в поэме 12 Блока «Черная злоба, святая злоба» (А. Блок и революция) Ритмико музыкальный анализ поэмы «Двенадцать» Чтобы отвести беду (по поэме А. Блока «Двенадцать») Композиция поэмы А. А. Блока «Двенадцать» Отношение Ахматовой к лирической поэме «Двенадцать» Тема святости и греха в поэме Блока «Двенадцать» Личные трагедии в поэме «Двенадцать» Человек в революции Анализ финальной главы поэмы А. Блока «Двенадцать» Что услышал Блок в <музыке революции>? (По поэме <Двенадцать>.) Тема революции в поэме «Двенадцать» Революция и старый мир в поэме «Двенадцать» Символические образы и их смысл в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (Второй вариант) «Двенадцать» Блок - Александр Блок и революция Какова символика образа вьюги в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Символические образы и их смысл в поэме А. Блока «Двенадцать» “…Чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа”. (Поэма А. А.Блока “Двенадцать”.) Сюжет поэмы А. А. Блока «Двенадцать». Ее герои своеобразие композиции Взаимоотношение человека и стихии в поэме А. А. Блока “Двенадцать” Смысловые и ритмические контрасты поэмы Александра Блока «Двенадцать» «Двенадцать» Блок - Значение символических образов Особенности изображения двух миров в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (Второй вариант) Особенности изображения двух миров в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (Первый вариант) Человек в революции: рождение или гибель Поэма «Двенадцать» как попытка Блока осмыслить революцию (План) Идейно-тематическое своеобразие поэмы «Двенадцать» А. А. Блока Художественные особенности поэмы «Двенадцать» А. А. Блока Двойственная сторона революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Тема трагического столкновения старого и нового миров в поэме А. А. Блока «Двенадцать» В чем смысл названия поэмы А.А.Блока "Двенадцать"? КОМПОЗИЦИЯ ПОЭМЫ А. БЛОКА «ДВЕНАДЦАТЬ» Поэма «Двенадцать» Блока Символические образы и их смысл в поэме Блока “Двенадцать” «Раздастся мерный шаг…»(По поэме А. Блока «Двенадцать») «Двенадцать» Блок - Библейские аллюзии Музыка революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Многозначность образа Христа в финале поэмы «Двенадцать» Анализ поэмы Блока А.А. «Двенадцать» Тема революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (План-сочинение) Воспел или «отпел» пролетарскую революцию А. А. Блок (по поэме «Двенадцать») Образ революционной эпохи в поэме А.А. Блока "Двенадцать".