Мы

Евгений Иванович Замятин


Краткое изложение
Читается примерно за 10 минуты
Сочинения
78 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Почему роман Е. Замятина называется «Мы»?»

Сочинение

Роман Е. И. Замятина «Мы» был написан в 1920 году — в период, отмеченный глубокими социально-политическими преобразованиями и изменениями в духовной жизни в России. В произведении затрагиваются важнейшие нравственно-философские проблемы, волновавшие писателей того времени.

Название романа символично и имеет множество трактовок. «Мы» воспринималось современниками Е. И. Замятина как грандиозное, масштабное понятие, символ мощи победившего класса — строителя нового, коммунистического общества. В нашем же сознании понятие «мы» может скорее восприниматься как безликая масса, толпа, торжество серости, стадности.

Само название романа блестяще отражает двойственность принципов современной автору эпохи жёсткой диктатуры: формирование массовой культуры, принцип равенства, подменяемый уравниловкой, героизация общенародных подвигов и трудовых свершений и одновременно торжество безликости, безымянности, массовости.

Мир будущего стерильно прекрасен. Прозрачные стеклянные дома, прямые улицы-проспекты, нефтяная пища, чистота и порядок, отгороженные от неправильностей и неточностей природы Зелёной Стеной, радуют рассказчика. Сам рассказчик, Д-503, благонадёжный представитель новой эпохи, математик. Это обыкновенный, ничем не выдающийся человек. Он прекрасно существует в этом мире, доволен своей жизнью, готов нести все достижения современного ему общества мирам, возможно, не достигшим такого идеального уровня развития.

Д-503 в начале своих записей восторженно рассказывает о жизни в Едином Государстве, постоянно употребляя слово «Мы». Например: «Каждое утро, с шестиколёсной точностью, в один и тот же час и в одну и ту же минуту, — мы, миллионы, встаём как один. В один и тот же час единомиллионно начинаем работу — единомиллионно кончаем. И, сливаясь в единое, миллионнорукое тело… мы подносим ложки ко рту».

Д-503 уверен, что в Едином Государстве «… „один“, но „один из“. Мы так одинаковы» (утверждение общности). Но с другой стороны, впервые встретив I-330, он пишет: «Мы все были разные» (утверждение индивидуальности). Но мы пока имеем дело с «нумером» (так именуются члены общества будущего), не ощутившим себя человеком. Конфликт антиутопии завязывается тогда, когда в герое, рационально мыслящем существе, возникают живые чувства, просыпается душа.

Незнакомое до этого чувство — любовь — пробуждает в герое сознание внутреннего человека, до сих пор дремавшее в нём. Он начинает ощущать в себе противозаконную фантазию, ненужное в новом обществе стремление к самопознанию и желание свободы, а это главный разрушитель всей стройной системы Единого Государства. Теперь герой никогда не сможет целиком отдаться обществу, так как в нём есть душа. Человек постепенно ощущает своё «Я»: он узнаёт тайну своего появления на свет, радость встречи с произведениями свободной культуры, необыкновенный вкус вольной природы. Он узнаёт боль ревности и радость от этой боли. И Д-503 готов на муки и смерть, лишь бы оставаться свободным и любимым.

Однако трагизм человеческого существования в произведении заключается в том, что внутреннего самосознания личности недостаточно для её самоутверждения в обществе, тем более, в обществе механическом. Поэтому в финале романа, когда Д-503 сделали Великую Операцию по удалению фантазии, частное, личное, индивидуальное в нём вновь поглощается массовым. И «Мы» опять торжествует над «Я»: «…я уверен — мы победим». Казалось бы, герой здоров и снова счастлив, но на самом деле читатель наблюдает трагедию окончательного подавления личности массой.

Всеобщее благоденствие, решение вековых проблем социальной несправедливости, совершенствование действительности — вот те благие намерения, которыми вымощена дорога в земной ад. Мир в короткие сроки изменить нельзя. Потому утописты быстро приходят к тому, что легче переделать самого человека: изменить его взгляды на жизнь и на самого себя, ограничить потребности, заставить думать по шаблону, задающему однозначно, что есть добро и что есть зло. Однако, как оказалось, человека легче изуродовать и даже испортить, чем переделать, иначе это уже не человек, не полноценная личность. Именно личность становится камнем преткновения и предметом ненависти для любых утопистов, стремящихся расправиться с её свободной волей, боящихся любых проявлений свободного «Я». Поэтому конфликт личности и тоталитарной системы становится движущей силой любой антиутопии.

Таким образом, смысл названия произведения Замятина предполагает множество толкований. «Мы» в романе — сложное, многогранное понятие, истолкование которого заставлять нас размышлять на самые разные темы — от социально-политических до нравственно-философских.

Другие сочинения по этому произведению


"без действия нет жизни..." В.Г.Белинский. (По одному из произведений русской литературы. — Е.И.Замятин. "Мы".) «Великое счастье свободы не должно быть омрачено преступлениями против личности, иначе-мы убьем свободу своими же руками…» (М. Горький). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.) "Мы" и они (Е.Замятин) «Возможно ли счастье без свободы?» (по роману Е. И. Замятина «Мы») «Мы» — роман-антиутопия Е. И. Замятина. «Общество будущего» и настоящее в романе Е. Замятина «Мы» Антиутопия для античеловечества (По роману Е. И. Замятина «Мы») Будущее человечества Главный герой романа-антиутопии Е. Замятина «Мы». Драматическая судьба личности в условиях тоталитарного общественного устройства (по роману Е. Замятина «Мы») Е.И.Замятин. "Мы". Идейный смысл романа Е. Замятина «Мы» Идейный смысл романа Замятина «Мы» Личность и тоталитаризм (по роману Е. Замятина «Мы») Нравственная проблематика современной прозы. По одному из произведений по выбору (Е.И.Замятин «Мы»). Общество будущего в романе Е. И. Замятина «Мы» Предсказания в произведениях «Котлован» Платонова и «Мы» Замятина Предсказания и предостережения произведений Замятина и Платонова («Мы» и «Котлован»). Проблематика романа Е. Замятина «Мы» Проблематика романа Е. И. Замятина «Мы» Роман «Мы» Роман Е. Замятина «Мы» как роман-антиутопия Роман Е. И. Замятина «Мы» — роман-антиутопия, роман — предупреждение Роман-антиутопия Е. Замятина «Мы» Смысл названия романа Е. И. Замятина «Мы» Социальный прогноз в романе Е. Замятина «Мы» Социальный прогноз Е. Замятина и реальность xx века (по роману «Мы») Сочинение по роману Е. Замятина «Мы» Счастье «нумера» и счастье человека (по роману Е. Замятина «Мы») Тема сталинизма в литературе (по романам Рыбакова «Дети Арбата» и Замятина «Мы») Что сближает роман Замятина «Мы» и роман Салтыкова-Щедрина «История одного города»? И-330 - характеристика литературного героя Д-503 (Второй Вариант) - характеристика литературного героя О-90 - характеристика литературного героя Главный мотив романа Замятина «Мы» Центральный конфликт, проблематика и система образов в романе Е. И. Замятина «Мы» «Личность и государство» в произведении Замятина «Мы». Роман-антиутопия в русской литературе (по произведениям Е. Замятина и А. Платонова) Унификация, уравниловка, регламентация в романе «Мы» Счастье «нумера» и счастье человека (сочинение-миниатюра по роману Е. Замятина «Мы») Многообразие мира и искусственная "формула счастья" в романе "Мы" Жизнь в раю? (идейный подтекст романа-антиутопии Е. Замятина «Мы») Размышления об антиутопии Замятина Литературное произведение Евгения Замятина «Мы» Драматические судьбы личности в условиях тоталитарного общественного устройства (по роману Е. Замятина "Мы") Пространство в романе Мое открытие Е. И. Замятина Художественный памфлет «Мы» Нравственность и научно технический прогресс (по роману Е. Замятина «Мы») Сочинение отзыв на тему романа Замятина «Мы» Порицание насилия над человек в романе Замятина «Мы» Роман-антиутопия Е. Замятина «Мы» Будущее человечества (по роману Евгения Замятина «Мы») Мир романа "Мы" Евгения Замятина Нравственная проблематика современной прозы. По одному из произведений по вы-бору (Е.И.Замятин \ Роман-антиутопия в русской литературе «Мы» Замятина – «злобный памфлет» или долг художника Идейный подтекст романа-антиутопии Е. И. Замятина «Мы» Фантастика и гротеск в романе «Мы» Жанровое своеобразие романа Евгения Замятина «Мы» Роман предостережение (Евгений Замятин «Мы») ТЕМА СТАЛИНИЗМА (по произведениям А.Н.Рыбакова "Дети Арбата" и Е.И.Замятина "Мы") Тема трагической судьбы русского человека в тоталитарном государстве Жанровое своеобразие романа Замятина «Мы» Роман Замятина «Мы» – сигнал об опасности, угрожающей человечеству от гипертрофированной власти Трагическая ирония о судьбе человечества в романе «Мы» Кто они? Половина, которую мы потеряли… Е. Замятин Развитие жанра антиутопии в романах «Мы» Е. Замятина и «Чевенгур» А. Платонова Антиутопия Е. Замятина «Мы» Социальный прогноз Е. Замятина и реальность XX века (по роману Е. Замятина «Мы») Драматическая судьба личности в условиях тоталитаризма Антиутопия для античеловечества Евгений Замятин и его роман “Мы” «Мы» роман-предупреждение о страшных последствиях отказа от собственного я Тема личности в романе Е. Замятина «Мы» Проблема любви и долга в романе Е. Замятина «Мы» Роман Замятина «Мы»