Что делать?

Николай Гаврилович Чернышевский


Краткое изложение
Читается примерно за 10 минуты
Сочинения
116 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Смысловые пласты романа романа «Что делать?»»

Сочинение

Четырем композиционным поясам и их смене соответствуют четыре смысловых пласта.

Первому поясу — «пошлым людям» — соответствует смысловой пласт — старый мир, показанный преимущественно в первых двух главах. Он представляется Чернышевскому наглухо заколоченным подвалом, в котором обитают «допотопные люди» или мертвые души, сущностью которых является паразитизм. К этому миру относятся родители Веры Павловны и «проницательный читатель», являющийся идеологом этого мира и главным отрицательным героем книги. В состав «старого мира» входят первые два сна Веры Павловны. Основная интонация изображения этого мира — умная ироническая насмешка. Главная цель изображения этого мира — мысль о том, что самый «подвал» подлежит разрушению. Новаторством в изображении старого порядка явилось то, что впервые в русской литературе «старый мир» показан с последовательно революционных позиций.

Второму композиционному поясу «новые люди» соответствует смысловой пласт «новые люди». Подзаголовок «Из рассказов о новых людях» указывает, что главной темой романа является не изображение старого мира, а облик, деятельность и судьба новых людей. Именно им — «добрым и сильным, честным и умеющим», которых становится все больше, и посвящен роман.

Горький писал, что русская литература - это литература вопросов. Если в 1-ой половине XIX века основным был вопрос «Кто виноват?», то в 60-е годы встал вопрос о передовом деятеле эпохи, о том, кто может вести страну и народ к новой жизни. Заслугой Чернышевского стало то, что он не только поставил этот вопрос, но и показал тех, кто будет делать и показал, что эти люди не случайны, а рождены потребностями жизни.

Чем новые люди отличаются от остальных?

Новым отношением к труду, к книге, знаниям и культуре, к этике (теория разумного эгоизма), к народу, к цели жизни, к женщине и к любви.

К труду: все они получили трудовое воспитание, которое и определило их мировоззрение и их место в жизни. Лопухов и Кирсанов почти с детства добывали деньги на свое содержание. Практическим результатом нового отношения к труду является организация швейных мастерских на основе экономической теории Луи Блана. Для новых людей труд из тяжелой необходимости превращается в радостную потребность.

К книге: любимыми писателями являются Гоголь, Некрасов, Диккенс. Новые люди понимают, что без книг и без знаний нельзя преобразовать жизнь, поэтому читают не только художественные, но и научные книги и жадно изучают иностранные языки. Книга помогает понять им, что нужно народу. Но книги и теория не заслоняют жизни, поэтому они не только учат молодых людей, но и сами учатся у народа. В отличие от Базарова «новые люди» не отрицают искусства. Все они приверженцы теории разумного эгоизма. Эту теорию Лопухов излагает Вере Павловне, и эта теория становится основой взглядов новых людей. Отвергая божественное происхождение нравственности, Чернышевский обосновывает земное происхождение моральных норм поведения людей. Для этого он обращается к антропологическому материализму, в центре которого не бог, а человек, все поступки которого диктуются практической пользой. В этом смысле он эгоист, но если для обычных эгоистов личное благо выше общественного, то новые люди общественное благо рассматривают как личное дело. Для них личное счастье зависит от общей пользы. Делая все для счастья других, они этим доставляют счастье себе. По этой теории нравственно прекрасен тот человек, который живет общественными интересами. Эта новая мораль утверждала в качестве идеала слияние личных интересов с общественными. О гуманизме этой теории хорошо сказал Лопухов: «Спичка холодна, стенка коробочки, о которую она трется, холодна, дрова холодны, но от них огонь, который готовит теплую пищу и согревает человека».

По Луначарскому, теория борется на два фронта: против мещанства и против искусственного долга и религиозных святынь.

Недостатки теории: 1) она говорит о человеке, взятом вне времени и пространства, т. е. вне истории и географии; 2) рассматривает человека как биологическое существо; 3) игнорирует классовые интересы; 4) слишком рационалистична.

Примеры применения теорий в романе:

А) чтобы не мешать счастью Веры Павловны и Кирсанова, Лопухов исчезает, находя наслаждение в своей работе;

Б) отказ Рахметова от любви;

В) организация Верой Павловной швейных мастерских, в которых она получает истинное удовольствие.

Другие сочинения по этому произведению


«Без великодушных идей человечество жить не может». Ф. М. Достоевский. (По одному из произведений русской литературы. — Н. Г. Чернышевский. «Что делать?».) "Величайшие истины — самые простые" Л.Н.Толстой (По одному из произведений русской литературы — Н.Г.Чернышевский "Что делать?") «Новые люди» в романе Г. Н. Чернышевского «Что делать?» Новые люди" в романе Н. Г. Чернышевского "Что делать? "Новые люди" Чернышевского Особенный человек Рахметов Пошлые люди" в романе Н. Г. Чернышевского "Что делать? "Разумные эгоисты" Н. Г. Чернышевского Будущее светло и прекрасно (по роману Н. Г. Чернышевского «Что делать?») Жанровое и идейное своеобразие романа Н. Чернышевского «Что делать?» Как отвечает Н. Г. Чернышевский на вопрос, поставленный в заглавии романа «Что делать?» Мое мнение о романе Н. Г. Чернышевского "Что делать?" Н.Г.Чернышевский "Что делать?" Новые люди (по роману "Что делать?") Новые люди в «Что делать?» Образ Рахметова Образ Рахметова в романе Н.Г.Чернышевского "Что делать?" От Рахметова до Павла Власова Проблема любви в романе Н. Г. Чернышевского "Что делать?" Проблема счастья в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» Рахметов — "особенный" герой романа Н. Чернышевского "Что делать?" Рахметов в ряду героев русской литературы XIX века Рахметов и путь в светлое будущее (роман Н.Г. Чернышевского "Что делать") Рахметов как «особенный человек» в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» Роль снов Веры Павловны в раскрытии замысла автора Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать» о человеческих отношениях Сны Веры Павловны (по роману Н. Г. Чернышевского «Что делать?») Тема труда в романе Н. Г. Чернышевского "Что делать?" Теория «разумного эгоизма» в романе Г. Н. Чернышевского «Что делать?» Философские взгляды в романе Н. Г. Чернышевского "Что делать?" Художественное своеобразие романа «Что делать?» Художественные особенности и композиционное своеобразие романа Н. Чернышевского "Что делать?" Черты утопии в романе Н. Г. Чернышевского "Что делать?" Что значит быть «особенным» человеком? (По роману Н. Г. Чернышевского «Что делать?») Эпоха царствования Александра II и появление "новых людей", описанных в романе Н. Чернышевского "Что делать?" Ответ автора на вопрос в заглавии Система образов в романе «Что делать» Роман «Что делать?» Анализ эволюции литературных героев на примере образа Рахметова Роман Чернышевского «Что делать» Композиция романа Чернышевского «Что делать?» Главная тема романа «Что делать?» Творческая история романа “Что делать?” Вера Павловна и француженка Жюли в романе «Что делать?» Жанровое и идейное своеобразие романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?» Новое отношение к женщине в романе «Что делать?» Роман «что делать?». Эволюция замысла. Проблема жанра Характеристика образа Мерцалова Алексея Петровича О человеческих отношениях Какие ответы дает роман «Что делать?» «Реальная грязь». Что же имеет в виду Чернышевский, употребляя этот термин Чернышевский Николай Гаврилович, прозаик, философ Черты утопии в романе Николая Чернышевского "Что делать?" ОБРАЗ РАХМЕТОВА В РОМАНЕ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО "ЧТО ДЕЛАТЬ?" Чем близки мне нравственные идеалы "новых людей" (по роману Чернышевского "Что делать?") Рахметов «особенный человек», «высшая натура», человек «другой породы» Николай Гаврилович Чернышевский Рахметов и новые люди в романе «Что делать?» Что привлекает меня в образе Рахметова Герой романа «Что делать?» Рахметов Реалистический роман в Н. Г. Чернышевского «Что делать?» Сочинение на тему труда в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» Кирсанов и Вера Павловна в романе «Что делать?» Характеристика образа Марьи Алексеевны в романе «Что делать?» Русский утопический социализм в романе Чернышевского «Что делать?» Сюжетное построение романа «Что делать?» Чернышевский Н. Г. "Что делать?" Есть ли истина в романе Чернышевского «Что делать?» Отражение гуманистической идеи автора в героях романа «Что делать?» Любовь в романе Н. Г. Чернышевского "Что делать?" Мои замечания о романе Н. Г. Чернышевского «Что делать» Рахметов — "особенный" герой романа Н.Г. Чернышевского "Что делать?" Руководство к действию Образы разночинцев в романе И.С. Тургенева "Отцы и Дети" и в романе Н.Г. Чернышевского "Что делать?" "Добрые, сильные, честные и умеющие" в романе Общество будующего в романе Н.Г. Чернышевского "Что делать?" и наша современность МЕСТО И РОЛЬ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО В ОБЩЕСТВЕННОМ ДВИЖЕНИИ 60-х ГОДОВ XIX ВЕКА Публицистичность в романе Чернышевского "Что делать?" "Без великодушных идей человечество жить не может" Ф.М.Достоевский (Поодному из произведений русской литературы — Н.Г.Чернышевский "Что делать?") Что значит быть "особенным" человеком? Развитие общественной мысли в литературе XIX века ЭПОХА ЦАРСТВОВАНИЯ АЛЕКСАНДРА II И ПОЯВЛЕНИЕ "НОВЫХ ЛЮДЕЙ", ОПИСАННЫХ В РОМАНЕ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО Появление «Новых людей» «Особенный человек» как воплощение идеала автора (по роману Н. Г. Чернышевского «Что делать?») Что я понял, прочитав роман «Что делать?» Творческое сочинение: Роман Чернышевского «Что делать» Центральный персонаж произведения Н.Г. Чернышевского «Что делать?» Публицистичность в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» Авторское сочинение: Система образов в романе «Что делать» Н. Г. Чернышевский и роман «Что делать?» Роман Чернышевского "Что делать?" о человеческих отношениях Образ Рахметова в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» В чем сила романа Н.Чернышевского «Что делать?» Кто они «новые люди» в романе «Что делать?» Социалистический идеал Н. Г. Чернышевского Где роскошь, там гнусность! (сочинение по роману «Что делать?») «Добрые, сильные, честные и умеющие» в романе Н. Г Чернышевского «Что делать?» Роль личного начала в созидании собственной судьбы Богатство умственной жизни «новых людей» Противопоставление «новых людей» старому миру Нравственный облик, душевная красота «новых людей» Сны Веры Павловны в романе Чернышквского Характеристика образа Автора Характеристика образа Мерцаловой Натальи Андреевны Характеристика образа Розальского Павла Константиныча Характеристика образа Сторешникова Михаила Иваныча Социалистический утопизм Чернышевского и роман-антиутопия XX века Общество будущего в четвёртом сне Веры Павловны Лопухов и Кирсанов в романе «Что делать?» «Добрые, сильные, честные и умеющие» в романе «Что Делать?» Жанр и композиция романа «Что делать?» Роман Чернышевского "Что делать?" и наша современность Романтический пафос романа «Что делать?» Общество будущего в романе Н. Г. Чернышевского Что делать и наша современность Характеристика образа Рахметова