Портрет Дориана Грея

Оскар Фингал О'Флаэрти Уиллс Уайльд


Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
22 сочинения

««Портрет Дориана Грея» квинтэссенция эстетизма»

Сочинение

Высшего выражения квинтэссенция эстетизма достигает в романе «Портрет Дориана Грея» (1890, журн. вариант; 1891, отд. изд.). В «Предисловии» к роману, составленном из афоризмов, Уайльд излагает квинтэссенцию эстетизма, провозглашает культ чистой красоты, авторского субъективизма и обосновывает концепцию «искусства для искусства»: «Художник — тот, кто создает прекрасное»; «Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные или написанные плохо. Вот и все»; «Для художника нравственная жизнь человека — лишь одна из тем его творчества. Этика же искусства— в совершенном применении несовершенных средств»; «Во всяком искусстве есть то, что лежит на поверхности, и символ»; «В сущности, Искусство — зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь»; и т.д.

Однако сюжет романа парадоксально противоречит предисловию, создавая интеллектуальное напряжение.

Молодой и прекрасный Дориан Грей, которого лорд Генри Уоттон убеждает в том, что нет ничего выше красоты, страдает оттого, что портрет, написанный Бэзилом Холлуордом, сохранит облик прекрасного Дориана на полотне, в то время как сам Дориан будет стареть. Его немыслимая фантазия: «Если бы портрет менялся, а я мог всегда оставаться таким, как есть!» — мистическим образом осуществляется. Отныне возраст, переживания, порочность героя отражаются на портрете, а в реальности его внешность не меняется.

Портрет становится воплощенной в материальной форме совестью, душой Дориана. Дориан погружается в разврат, убивает создателя портрета Бэзила Холлуорда, однако на его лице это никак не отражается. Наконец он решает уничтожить портрет — единственное свидетельство своей порочности, но, вонзая нож в портрет, убивает себя. Слуги, сбежавшиеся на его предсмертный крик, обнаруживают портрет прекрасного юноши, около которого лежит труп безобразного старика.

Тему романа можно сформулировать как искушение отождествить искусство и жизнь. Это отождествление приводит к разрушению и искусства, и жизни.

Красота встречается и в жизни, подтверждение этому — красота юного Дориана Грея.Как только искусство и жизнь парадоксально меняются местами, портрет отражает изменчивость жизни, а человек перестает изменяться, возникает завязка последующих драматических событии. Немеркнущая красота используется Дорианом для получения жизненных удовольствий, в результате его внутренняя красота разрушается, он перестает испытывать чувства любви и дружбы, становится виновником самоубийства влюбленной в него Сибилы Вэйн, а затем и убийцей художника Бэзила Холлуорда.

Второе подтверждение тезиса о несовместимости искусства и жизни — история молодой актрисы Сибилы Вэйн, которая чудесно исполняла роль Джульетты, пока не знала чувства любви. Как только Сибила влюбилась в Дориана Грея, она утратила способность играть любовь на сцене. Разочарованный Дориан оставляет Сибилу, что приводит ее к самоубийству.

Третье подтверждение того же тезиса — история художника Бэзила Холлуорда. В портрет Дориана он вложил свою любовь к нему.

Отсутствие у Бэзила принципиального различия между искусством и действительностью приводит к созданию столь жизнепо-добного портрета, что его оживление — лишь последний шаг в неверно избранном направлении. Подобное искусство закономерно, по Уайльду, приводит к гибели самого художника.

Считается, что один из главных персонажей романа лорд Генри, изящный острослов и одновременно циник, склонный к парадоксам, во многом воспроизводит разговоры самого Уайльда, пугавшего своих слушателей переворачиванием с ног на голову всевозможных прописных истин. Его девиз: «Путь парадоксов — путь истины».

Прославление лордом Генри красоты как права на вседозволенность развращает Дориана. Но на самом деле сходство лорда Генри и Уайльда лишь внешнее. Предисловие вводит в роман центральный персонаж — самого автора, чей голос непосредственно звучит в парадоксах, открывающих роман.

Все названные сюжетные линии раскрывают последний и главный парадокс предисловия: «Всякое искусство бесполезно».

«Саломея». В 1891 г. Уайльд написал по-французски одноактную драму «Саломея». Она была опубликована в 1892 г. по-французски и в 1893 г. по-английски (перевод Альфреда Дугласа, откорректированный автором).

Другие сочинения по этому произведению


Книга, которая произвела на меня неизгладимое впечатление Характеристика образа Дориана Грея Философско эстетические проблемы романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» Образа Дориана Грея к Сибилы Вейн Конфликт красоты и морали в романе Вайльда «Портрет Дориана Грея» Оригинальность раскрытия нравственных проблем в романе Уайльда «Портрет Дориана Грея» Дориан Грей вступивший в сделку с дьяволом Роман символ “Портрет Дориана Грея” (Оскар Уайльд) Некоторые рассуждения о красоте познании духовности по роману Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» Проблематика романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» Роман-символ “Портрет Дориана Грея” Роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» «Портрет Дориана Грея» один из загадочных произведений Уайльда Эстетические принципы О. Уайльда и роман «Портрет Дориана Грея» Сюжет романа «Портрет Дориана Грея» Осмысление глубины трагедии Дориана Грея Моральные проблемы романа О Уайльда «Портрет Дориана Грея» «Портрет Дориана Грея» пример парадоксальной фабулы О романе Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея" Тема красоты в романе «Портрет Дориана Грея» Уайльда Парадоксы и проблематика романа «Портрет Дориана Грея»