Silentium!

Федор Иванович Тютчев


Краткое изложение
Читается примерно за 1 минуту
Сочинения
11 сочинений

«Философские мотивы в лирике Тютчева (на примере стихотворения «Silentium!»)»

Сочинение


Будучи современником Пушкина, Ф. И. Тютчев, тем не менее, был идейно связан с другим поколением - поколением «любомудров», которое стремилось не столько активно вмешаться в жизнь, сколько осмыслить ее. Эта склонность к познанию окружающего мира и самопознанию привела Тютчева к совершенно оригинальной философской и поэтической концепции. Творчество Тютчева во многом носит философский характер. Поэт считал, что весь мир заключает в себе какую-то истину, которую человеку определить очень сложно. По мнению Тютчева, слова не могут в полной мере показать и рассказать тайны вселенной, мироздания. Но, несмотря на это, мир людей и мир природы тесно переплетены и являют собой одно целое. Природа очеловечивается поэтом:

* Не то, что мните вы, природа
* Не слепок, не бездумный лик:
* В ней дума, в ней есть свобода,
* В ней любовь, в ней есть язык.

Для мировосприятия Тютчева также характерно восприятие мира как двойственной субстанции. Идеальное и демоническое - вот два начала, которые находятся в постоянной борьбе. Невозможно существование жизни, если отсутствует одно из начал, ибо во всем должно быть равновесие. Так, например, в стихотворении «День и ночь» два этих состояния природы противопоставляются друг другу:

* Дей - сей блистательный покров
* День - земнородных оживленье,
* Души болящей исцеленье,
* Друг человека и богов.

День у Тютчева наполнен жизнью, радостью и безграничным счастьем. Совсем иной характер носит ночь:

* И бездна нам обнажена,
* С своими страхами и мглами,
* И нет преград меж ней и нами:
* Вот отчего нам ночь страшна.

Две этих стихии космоса поэт именует «хаосом». Вся жизнь, все существование основано на борении светлого начала и темного, но одержать победу в таком противостоянии просто невозможно. В этом самая главная жизненная истина. Однако подобная борьба происходит не только в природе, в космосе, но и в душе самого человека. Он, «как сирота бездомный», находится на перепутье и стремится к истине, существующей как и в светлом, так и в темном начале. Таким образом, философия Тютчева тесно связана с «глобальным», поэт не видит существования обычного, конкретного без большого и великого. В философской лирике Тютчева, «самой ночной души русской поэзии», открывается вся прелесть окружающего мира как божественного космоса.

Лирику Тютчева тематически можно представить как философскую, гражданскую, пейзажную и любовную. Однако эти темы очень тесно переплетаются в каждом стихотворении, где страстное чувство рождает глубокую философскую мысль о бытии природы и вселенной, о связи человеческого существования с вселенской жизнью, о любви, жизни и смерти, о человеческой судьбе и исторических судьбах России.

Для мировосприятия Тютчева характерно восприятие мира как двойственной субстанции. Идеальное и демоническое - вот два начала, которые находятся в постоянной борьбе. Невозможно существование жизни, если отсутствует одно из начал, ибо во всем должно быть равновесие. Так, например, в стихотворении «День и ночь» два этих состояния природы противопоставляются друг другу:

* День - сей блистательный покров
* День - земнородных оживленье,
* Души болящей исцеленье,
* Друг человека и богов.

День у Тютчева наполнен жизнью, радостью и безграничным счастьем. Но он - лишь иллюзия, призрачный покров, накинутый над бездной. Совсем иной характер носит ночь:
* И бездна нам обнажена,
* С своими страхами и мглами,
* И нет преград меж ней и нами:
* Вот отчего нам ночь страшна.

С образом ночи неразрывно связан образ бездны; эта бездна - тот первозданный хаос, из которого все пришло и в который все уйдет. Он манит и пугает одновременно. Ночь оставляет человека наедине не только с космическим мраком, но и наедине с самим собой. Ночной мир представляется Тютчеву истинным, ибо истинный мир, по его мнению, непостижим, и именно ночь позволяет человеку прикоснуться к тайнам мироздания и собственной души. День потому и дорог человеческому сердцу, что он прост и понятен. Ночь порождает чувство одиночества, затерянности в пространстве, беспомощности перед неведомыми силами. Именно таково, по мысли Тютчева, истинное положение человека в этом мире. Может быть, поэтому он и называет ночь «святой». Четверостишие «Последний катаклизм» пророчит последний час природы в грандиозных образах, возвещающих конец старого мироустраойства:

* Когда пробьет последний час природы,
* Состав частей разрушится земных:
* Все зримое опять покроют воды,
* И Божий лик изобразится в них.

Поэзия Тютчева показывает, что новое общество так и не вышло из состояния «хаоса». Современный человек не выполнил своей миссии перед миром, он не позволил миру вместе с ним взойти к красоте, к разуму. Поэтому у поэта много стихов, в которых человека как бы отзывают назад в стихию как несправившегося с собственной ролью.

Стихотворения «Silentium!» (Молчание) - жалоба по поводу той замкнутости, безвыходности, в которой пребывает наша душа:

* Молчи, скрывайся и таи
* И чувства и мечты свои…
* Истинная жизнь человека - жизнь его души:
* Лишь жить в себе самом умей -
* Есть целый мир в душе твоей
* Таинственно-волшебных дум…

Не случайно с внутренней жизнью связаны образы звездной ночи, чистых подземных ключей, а с жизнью внешней - образы дневных лучей и наружного шума. Мир человеческих чувств и мыслей - мир истинный, но непознаваемый. Стоит мысли облечься в словесную форму, как она мгновенно искажается: «Мысль изреченная есть ложь».

Тютчев пытается рассматривать вещи в противоречии. В стихотворении «Близнецы» он пишет:

* Есть близнецы - для земнородных
* Два божества - то Смерть и Сон…

Близнецы у Тютчева не двойники, они не вторят друг другу, один - рода женского, другой - мужского, у каждого свое значение; они совпадают друг с другом, но они же и враждуют. Для Тютчева было естественным всюду находить полярные силы, единые и, однако же, двойственные, сообразные друг другу и обращенные друг против друга. «Природа», «стихия», «хаос», с одной стороны, космос - с другой. Это едва ли не важнейшие их тех полярностей, которые отразил Тютчев в своей поэзии. Разъединяя их, он глубже проникает в единство природы, чтобы снова сблизить разделенное.

Другие сочинения по этому произведению


Сравнительный анализ стихотворений О Мандельштама «Silentium» и Н.Гумилева «Слово» Анализ стихотворения «Silentium» («Молчание») Стихотворение Ф.И. Тютчева «Silentium!» (восприятие, истолкование, оценка) Сопоставительный анализ стихотворений Тютчева "Silentium" и Некрасова "Несжатая" Человек, природа, мироздание в лирике Ф. И. Тютчева. Философская проблематика стихотворения «Silentium!» Анализ стихотворения Тютчева «Silentium» Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!» Художественный разбор стихотворения Тютчева «Silentium!» Философская лирика Ф.И. Тютчева "Silentium" Анализ стихотворения «Silentium!» Тютчева