Путешествие из Петербурга в Москву

Александр Николаевич Радищев


Краткое изложение
Читается примерно за 9 минут
Сочинения
17 сочинений

««Путешествие из Петербурга в Москву», как художественное произведение»

Сочинение


Первое в русском литературоведении определение жанра путешествия принадлежит И. М. Борну. В «Кратком руководстве к российской словесности» (1808) он пишет следующее: «Путешествия суть истинные повествования о случившихся со странствовавшим приключениях в разных частях света, с естествословными описаниями виденных стран»; Борн при этом выделяет «особенный род путешествий, целью имеющих наблюдения нравственности и степени народного и частного просвещения», и называет их «сентиментальными путешествиями». Во второй половине XVIII в. сентиментальные путешествия были одной из самых распространенных форм литературных произведений. Писатели-Сентименталисты обычно использовали форму путешествия, чтобы лучше раскрыть мельчайшие нюансы чувств своего героя; действительность - природа и общество - стоит как бы в стороне, на втором плане, она показывается только лишь сквозь призму личных переживаний автора-путешественника.

Среди сентиментальных путешествий в европейских литературах наибольшей популярностью пользовалось «Путешествие по Франции и Италии» (1786) английского писателя Т. Д. Смоллетта. В нем рассказывается о бесправии, угнетении и нищете французского народа, о разложении верхушки абсолютистского государства и об успехах французской философии. Отчасти пародией на «Путешествие» Смоллетта было «Сентиментальное путешествие» (1768) английского писателя Л. Стерна, Последний сосредоточивает свое внимание на воспроизведении индивидуальных переживаний своего героя, причуд и «заблуждений сердца», возникающих в процессе путешествия и в связи со всем увиденным.

В русских журналах второй половины XVIII в. увидело свет немало сентиментальных путешествий, например: «Путешествие добродетели» и «Просвещенный путешественник. Фонвизин напечатал первую часть, своего «Путешествия глухого и немого». Это был рассказ о провинциальной помещичьей России. В нем на первый план выступают не чувства и внутренний мир путешественника, а реальная действительность. Герой-путешественник как бы вырывался из сферы частной, личной в сферу жизни общественной, политической. Выбирая свой жанр, Радищев сознательно опирался на русскую традицию путешествий, но вложил в старую форму принципиально новое содержание. Писатель наполнил его злободневным политическим содержанием; вместо разрозненных заметок и наблюдений путешественника, углубленного в собственные мысли и переживания, занятого только самим собой, мы находим у Радищева совершенно другого героя - Гражданина, Борца, живущего интересами своего народа, своей страны. Духовный мир нового героя был главным предметом изображения в литературе европейского и русского сентиментализма XVIII в.

Сентиментализм (от английского слова - «чувствительный») - это направление в литературе и искусстве Западной Европы и России. В отличие от литературы классицизма, сентиментализм объявляет доминантой человеческой природы, мерилом добра и зла не разум, а чувство. Человек, учили писатели-сентименталисты, становится свободным и может переустраивать по-новому мир лишь в том случае, если он неустанно совершенствует свои «естественные чувства». Отсюда и призывы сентименталистов слиться с природой, обратиться к миру неиспорченных цивилизацией людей, чутко откликаться на все происходящее в мире, бороться за добро и справедливость. Открытие богатого, духовного мира простолюдина было настоящим художественным завоеванием нового направления.


В России сентиментализм как самостоятельное течение оформился в 1790-е гг. в творчестве Н. М. Карамзина, И. И. Дмитриева, а также Ю. А. Нелединского-Мелецкого, В. В. Капниста, Н. А. Львова, В. Л. Пушкина и др. Не прошел мимо него и Радищев. Его «Путешествие» носит отчетливые следы влияния поэтики сентиментализма. «Однако «чувствительность» как мировоззренческая категория, ограничивающая реакцию человека лишь состраданием, сочувствием, не удовлетворяет Радищева, - справедливо замечает исследователь В. И. Федоров. - Она только первый импульс при его встрече с рабски закабаленным народом, с безудержным разгулом самодержавия. Истинный гражданин только тогда испытает удовлетворение и радость («веселио неизреченное!»), когда непосредственно включится в борьбу за освобождение народа, станет «соучастником быть во благоденствии себе подобных». Вот почему в силу собственной политической активности и художественного мастерства Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву» переходит за рамки метода сентиментализма и, используя элементы реалистического метода, создает, опережая время, уникальное произведение словесного искусства.

«Путешествие из Петербурга в Москву» - это собрание художественных и документальных повестей, публицистических очерков, теоретических трактатов, философских рассуждений, политических деклараций, исповедей, писем, слов, од и т. д., объединенных внешне - сюжетом путешествия из новой в древнюю столицу России, а внутренне - идеей политической борьбы с самодержавием и крепостничеством. Сюжет путешествия несет служебную функцию, облегчая автору собирание и группировку разнородного материала в стихах и прозе из русской жизни и русской истории. Российская действительность воспринимается исключительно глазами «чувствительного» путешественника - мыслителя, философа, гражданина и простого человека, который уставал от езды в коляске, выходил из нее, чтобы размять ноги, потирал ушибленные бока, с удовольствием пил кофе грустил, страдал и плакал, видя людское горе, ненавидел и звал к возмездию, шутил и смеялся сквозь слезы. Образ путешественника - главный внешний сюжетообразующйй стержень произведения.

Без него не было бы и «Путешествия из Петербурга в Москву». Путешественник –это любознательный, внимательный и душевный человек, который «любопытствует» узнать истории всех, кого он встречает на своем пути. Он обладает редким даром располагать к себе людей, так что, встретив его в первый раз, они рассказывают свои истории с величайшей охотой, доверяя ему самое сокровенное. Путешественник едет на перекладных из Петербурга в Москву и по дороге останавливается на почтовых станциях, где ему меняют лошадей. Композиция «Путешествия» внешне представляет собой собрание из 26 глав и посвящения А. М. Кутузову, «любезнейшему другу» путешественника. 24 из 26 глав.иосят названия почтовых станций: «София», «Тосна», «Любани», «Чудово»4, «Спасская Полесть», «Подберезье», «Новгород», «Бронницы», «Зайцово», «Крестьцы», «Яжелбицы», «Валдай», «Едрово», «Хотилов», «Вышний Волочок», «Выдронусшц «Торжок», «Медное», «Тверь», «Городня», «Завидово», «Клин», «Пешки», «Черная грязь»; первая глава называется «Выезд», а последняя, 26-я - «Слово о Ломоносове».

В 17 главах из 26 повествование ведется от лица путешественника, в девяти рассказывают другие персонажи. Так, в главе «Чудово» повествование ведет приятель путешественника Ч., в главе «Зайцово» - приятель путешественника Крестьянкин, в главе «Крёстьцы» - крестицкий дворянин, главы «Хотилов» и «Выдронуск» передают содержание бумаг, найденных путешественником на постоялом дворе Хотнловского яма, в главе «Торжок» рассказ ведется человеком, «отправляющимся в Петербург на скитание прошения», в главе «Медное» повесть «о продаваемых с публичного торга» написана «гражданином будущих времего, т. е. тем самым, который составил «Проект в будущем», главы «Тверь» и «Слово о Ломоносове» содержат материал, полученный путешественником от новомодного стихотворца, «парнасского судьи». В авторе оды «Вольность» и посвящения объясняет в замысле книги.

Другие сочинения по этому произведению


Путешествие из Петербурга в Москву Анализ «Путешествия из Петербурга в Москву» Почему жанр произведения А. Н. Радищева «путешествие?» Художественное своеобразие «Путешествия из Петербурга в Москву» Художественное своеобразие "Путешествия из Петербурга в Москву" А. Радищева и его влияние на передовую мысль эпохи Анализ "Путешествия из Петербурга в Москву" Радищева Путешественник - характеристика литературного героя Изображение народа и о6разы в произведении “Путешествие из Петербурга в Москву” Радищева Радищев рабства враг – Путешествие из Петербурга в Москву Изображение помещиков в произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» Современники о книге «Путешествие из Петербурга в Москву» Рассказ о творческой истории «Путешествия и Петербурга в Москву» Новый литературный жанр — «путешествие» Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву" в художественном и идеологическом контексте эпохи Художественное своеобразие Художественное своеобразие «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева и его влияние на передовую мысль эпохи