Доктор Живаго

Борис Леонидович Пастернак


Краткое изложение
Читается примерно за 11 минут
Сочинения
112 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Идейно-тематическое содержание романа «Доктор Живаго»»

Сочинение

Идейно-тематическое содержание романа во многом обу­словлено тем, как сам автор характеризует свой замысел в 1946 го­ду в письме к сестре О. М. Фрейденберг: «Начал писать большой роман в прозе. Собственно это первая настоящая моя работа. Я в ней хочу дать исторический образ России за последнее сорокапяти­летие, и в то же время всеми сторонами своего сюжета, тяжелого, печального и подробно разработанного … эта вещь будет выраже­нием моих взглядов на искусство, Евангелие, на жизнь человека в истории и на многое другое». Таким образом, «Доктор Живаго» за­думывался как «роман века» и как наиболее полное и объективное лирическое высказывание автора «о времени и о себе». «…Мне на темы жизни и времени хочется высказаться до конца и в ясности, так, как дано мне…», — писал Пастернак о работе над романом. Для него это не просто итог жизни и творчества, но концентриро­ванное выражение всего комплекса философских, религиозных, этических представлений, взгляда на собственную судьбу и пути мировой истории и культуры.

Одна из основных тем романа — это размышления об истории России, о ее прошлом, настоящем и будущем в контексте мировой ис­тории. Для Пастернака характерно близкое к толстовскому пред­ставление о ходе исторического процесса, которое он доверяет выра­зить Юрию Живаго: «Он снова думал, что историю, то, что называется ходом истории, он представляет себе совсем не так, как принято, и ему она рисуется наподобие растительного царства. …Истории никто не делает, ее не видно, как нельзя увидеть, как трава растет». Вот почему так часто в романе живая, постоянно воз­рождающаяся природа выступает олицетворением России и всей ис­тории человечества. Недаром наиболее близкие автору герои романа Юрий Живаго и Лара так тонко чувствуют природу, так близки ей, как бы растворены в природном начале. Основные идейно­тематические узлы романа представляют сопряжение человека и природы. Вот почему так важны в его идейно-художественной систе­ме природные образы, мотивы, уподобления: «…мимо в облаках го­рячей пыли, вздыбленная солнцем, как известь, летела Россия…».

Весь роман пронизывает и цементирует многозначный образ вьюги, метели, бури. Во-первых, это очистительная буря револю­ции, символ, сходный с блоковским из поэмы «Двенадцать» (симво­лична картина падающего на страницу газеты с первыми декрета­ми советской власти ноябрьского снега). Во-вторых, это неподвластный рассудку порыв чувств, захлестнувший героев по­добно снежной метели. И, наконец, этот образ сопряжен со столь же внезапным порывом творчества, захватившим Юрия Живаго и оп­ределившим его дальнейший путь. Именно через завесу зимней вьюги он видит с улицы кружок свечи, горящей в доме, где Лара ведет разговор со своим будущим мужем Антиповым. Тогда Юрий впервые слышит слова, наверное, самого знаменитого из стихов, завершающих роман: «Свеча горела на столе, свеча горела…». Так рождается поэт, который своим творчеством искупил не только свою жизнь, страдания, любовь, но и связал воедино разомкнувшиеся концы русской культуры, истории, восстановив «связь времен».

Подобными образно-тематическими нитями пронизано все ху­дожественное полотно романа, что придает ему особую цельность и органичность. Так в начале романа появляется образ бури, которая узнала десятилетнего Юру: «На дворе бушевала вьюга, воздух ды­мился снегом. Можно было подумать, будто буря заметила Юру и, сознавая, как она страшна, наслаждается производимым на него впечатлением. Она свистала и завывала и всеми способами стара­лась привлечь Юрино внимание». А в финале как будто эта же бу­ря собирает грозовую «черно-лиловую тучу», которая нагоняет трамвай, везущий изнемогающего от жары, задыхающегося Юрия Андреевича в его последний путь.

Именно в эти последние минуты жизни ему вновь приходит мыль о неком «принципе относительности на житейском ристалище», со­гласно которому происходят совершенно неожиданные, на первый взгляд, сближения, встречи, пересечения людей, судеб, времен и пространств. Эта мысль не раз звучит в романе, характеризуя не только его основной конструктивный принцип, но важнейшую для автора идею сопряженности всех жизненных явлений. Это касается и отмеченного выше взаимопроникновения человеческого и природ­ного начала, и той парадоксальной связи судеб многочисленных ге­роев романа, которая часто казалась читателям и критикам чем-то неестественным и надуманным. Более того, это еще одна важнейшая тема романа о связи единой русской культуры, которая, казалось бы, навсегда оборвалась под ударами революционных катаклизмов. Сам роман представляет собой художественный сплав разнообразных стилей, которые воплощают все ведущие традиции русской культу­ры. Это своего рода «обобщенный портрет русской культуры XIX-гг. начала XX веков». Показателен с этой точки зрения круг чтения ге­роев романа: «Бесы» Достоевского, «Война и мир» Толстого, «Евгений Онегин» Пушкина и многое другое, что составляет «золотой фонд» русской культуры. Об этом говорят, спорят, размышляют герои, а вместе с тем все яснее становится проблема, столь важная для автора: что происходит, когда сталкивается богатейшая культура народа, содержащая его мощнейший духовный потенциал, и воинствующая «антикультурность», бездуховность, после свершившейся революци­онной ломки вековых традиций заполнившая собой, казалось бы, все национальное культурно-историческое пространство. В этой чудо­вищной схватке становится очевидным, что же на самом деле из культурно-исторического наследия России может быть уничтожено, разрушено, искажено, а что вечно и неразрушимо, несмотря на все революции и войны. При этом Пастернак дает «портрет» русской культуры не изолированно, а вписывает его в общемировое культур­ное пространство. Не только русская, но и зарубежная литература отражается на страницах романа (в доме Живаго читают Диккенса и Стендаля), обсуждаются различные философские системы, полити­ческие события, которым разные герои дают различные толкования в соответствии с собственной позицией. Но все они подчеркивают именно идею неразрывности и слитности. Так целиком ушедший в революционную борьбу Антипов-Стрельников рассуждает в разгово­ре с Живаго: «…Весь этот девятнадцатый век со всеми его револю­циями в Париже, несколько поколений русской эмиграции, начиная с Герцена, все задуманные цареубийства… все рабочее движение мира, весь марксизм в парламентах и университетах Европы… все это впитал в себя и обобщенно выразил собою Ленин, чтобы олице­творенным возмездием за все содеянное обрушиться на старое.Рядом с ним поднялся неизгладимо огромный образ России, на глазах всего мира вдруг запылавшей свечой искупления за все бездолье и невзгоды человечества». Несмотря на различия в отноше­нии к свершившемуся перевороту, герои романа, как и сам автор, признают неизбежность происходящего. «Какая великолепная хи­рургия!» — восклицает не признавший новой жизни и так и не вписавшийся в нее Юрий Живаго. При всем его несогласии с новым строем, нивелирующим и уничтожающим личность, в самой рево­люции он видит нечто артистически гениальное. «Это небывалое, это чудо истории, это откровение ахнуто в самую гущу продолжаю­щейся обыденщины, без внимания к ее ходу. Это всего гениаль­нее». Очевидно, что автор доверяет герою выразить свои размыш­ления о непреднамеренности исторического развития, а потому, несмотря на все ужасы революции, она воспринимается как дан­ность, неизбежность, вовлекающая человека, как песчинку, в водо­ворот событий. Для Пастернака войны, революции, цари, Робеспье­ры — «бродильные дрожжи» истории. Фанатики, подобные Антипову-Стрельникову, делающие революции, в несколько часов и дней ломающие весь прежний жизненный строй, — «гении само­ограничения» во имя признаваемой ими «великой идеи». Но что же следует за этим?

«Десятилетиями, веками поклоняются духу ограниченности, приводящей к перевороту, как святыне». Именно это для Пастер­нака одно из самых страшных последствий революции для России. В результате ее установилось царство посредственности, которое отторгает, преследует, уничтожает все истинно живое и творческое. Именно потому к новой жизни смогли приспособиться и устроиться в ней люди, подобные Дудорову и Гордону, но не нашлось места свободной, творческой личности, подобной Юрию Живаго. «Стереотипность того, что говорил и чувствовал Дудоров, особен­но трогала Гордона. …Добродетельные речи Иннокентия были в духе времени. Но именно закономерность, прозрачность их ханже­ства взрывала Юрия Андреевича. Несвободный человек всегда идеализирует свою неволю. Юрий Андреевич не выносил поли­тического мистицизма советской интеллигенции, того, что было ее высшим достижением или как тогда бы сказали — духовным по­толком эпохи». Оказывается, что революция убивает не только сво­ей жесткостью («если враг не сдается, его уничтожают»), но сама по себе противоречит жизни, отвергает ее. «…В наше время очень уча­стились микроскопические формы сердечных кровоизлияний, — с медицинской точностью отмечает доктор Живаго. — …Это болезнь новейшего времени. Я думаю, ее причины нравственного порядка. От огромного большинства из нас требуют постоянного, в систему возведенного криводушия. Нельзя без последствий для здоровья изо дня в день проявлять себя противно тому, что чувствуешь; рас­пинаться перед тем, чего не любишь, радоваться тому, что прино­сит тебе несчастье».

Так тема России, ее истории и культуры, размышления о зако­номерностях исторического процесса неразрывно связывается в ро­мане с его главной философской темой — жизни, смерти и бессмер­тия. В прозаической части романа она наиболее четко выражена в размышлениях дяди главного героя — Николая Николаевича Веденяпина, «расстриженного по собственному прошению священни­ка». Он утверждает: «…человек живет не в природе, а в истории… в нынешнем понимании она основана Христом… Евангелие есть ее обоснование», — и задается вопросом: «А что такое история? Это ус­тановление вековых работ по последовательной разгадке смерти и ее будущему преодолению». Что же необходимо для обретения бес­смертия? «Это, во-первых, любовь к ближнему, этот высший вид живой энергии… и затем это главные составные части современного человека, без которых он немыслим, а именно идея свободной лич­ности и идея жизни как жертвы». Так основные идейно­тематические линии романа смыкаются и выходят на его главную тему — жизни, смерти и бессмертия человека в христианском по­нимании. Для Пастернака явление Христа и есть начало подлин­ной истории человечества: «Только после Него началась жизнь в потомстве, и человек умирает не на улице под забором, а у себя в истории, в разгаре работ, посвященных преодолению смерти, уми­рает, сам посвященный этой теме». По мысли автора, после прише­ствия Христа история человечества начинает проецироваться в веч­ность. Модель личности в романе — это и есть Христос: с его приходом, как пишет Пастернак, «народы и боги прекратились» и «начался человек». Недаром образ Христа у Пастернака «подчерк­нуто человеческий, намеренно провинциальный», ведь благодаря этому каждый человек обретает надежду на бессмертие. Это «…человек-плотник, человек-пахарь, человек-пастух в стаде овец на заходе солнца, человек, ни капельки не звучащий гордо, чело­век, благодарно разнесенный по всем колыбельным песням мате­рей и по всем картинным галереям мира». Мировоззренческий центр романа — это идея воскресения и бессмертия, которая про­является в чувстве личности, соизмеримой с миром. Показательны в этом отношении размышления Юрия Живаго: «Смерти нет. Смерть не по нашей части. А вот вы сказали: талант, это другое де­ло, это наше, это открыто нам. А талант — в высшем широчайшем понятии есть дар жизни». Именно так идея бессмертия реализуется в романе в судьбе Живаго: после его смерти осталась память о нем в сердцах близких ему людей, остались его стихи, которые и завер­шают всю книгу. «Стихотворения Юрия Живаго» для романа своего рода катарсис, прорыв в бессмертие после тяжелого сюжета, этот прорыв в вечность. Вот почему среди этих стихов так много тех, ко­торые непосредственно связаны с христианскими темами, мотива­ми и образами: «На страстной», «Рождественская звезда», «Чудо», «Магдалина», «Гефсиманский сад». Именно в этом ряду появляется и один из самых значимых для русской литературы «вечных обра­зов» — Гамлет, а вместе с ним проблема нравственного выбора, по­ставленная в романе как основополагающая для каждого из героев, выходит на общечеловеческий уровень. Мысль о сложности и ответ­ственности выбора, о его возможных последствиях, о праве челове­ка на пролитие крови, проходящая через весь роман, проецируется на судьбу его автора и обращается к читателям. Так «Стихотворе­ния Юрия Живаго» оказываются не только идейно-тематически связаны с основными линиями произведения, но и завершают их развитие на новом уровне художественного обобщения.

Другие сочинения по этому произведению


«Доктор Живаго» — проза поэта Доктор Живаго Я весь мир заставил плакать над судьбой страны моей Библейские мотивы в романе Б. Л. Пастернака "Доктор Живаго" Библейские мотивы в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго». Взгляд на революцию и гражданскую войну в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Женские образы в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Значение стихотворений Юрия Живаго в романе Б.Л. «Доктор Живаго» Изображение любви в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Интеллигенция в революции (по роману Б. Пастернака «Доктор Живаго») Образ Лары в романе Пастернака «Доктор Живаго» Образ Юрия Живаго — центральный образ романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» Образ Юрия Живаго в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Особенности любви Юрия Живаго к Ларе Отношение Бориса Пастернака к революции (по роману «Доктор Живаго») Природа в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Проблема интеллигенции и революции в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Символический образ железной дороги, его место и значение в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Тема любви в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Тема любви в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Тема революции и гражданской войны в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Тема революции, гражданской войны и судьба русской интеллегенции в русской литературе (Пастернак, Булгаков) Тема творчества в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Тема творчества и значение стихотворений Юрия Живаго в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Традиции христианства в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Философия в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Философская проблематика одного из произведений русской литературы XX века. Характер героя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века. (Б. Пастернак. «Доктор Живаго».) Христианские мотивы в романе Пастернака «Доктор Живаго» Христианские мотивы в стихах из романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» Художественное своеобразие романа «Доктор Живаго» Художественное своеобразие романа Б.Пастернака «Доктор Живаго» Человек в огне революции и гражданской войны Человек и революция (по роману Б. Пастернака «Доктор Живаго») Человек и революция в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Революция глазами Пастернака (По роману «Доктор Живаго») Характеристика произведения "Доктор Живаго" Пастернака Б.Л. История создания романа «Доктор Живаго» Характеристика образа Живаго Юрия Андреевича Сочинение по роману Пастернака «Доктор Живаго» Интеллигенция и революция в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Образы героев в романе Пастернака «Доктор Живаго» Содержание романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» Характер соотношения поэзии и прозы в романе “Доктор Живаго” Человек и история в романе «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака Человек и революция в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго» Роман о русской революции «И образ мира, в слове явленный…» («слово» в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго») Жизнь и смерть Юрия Живаго Поэтический образ бытия в романе «Доктор Живаго» Поэтому интересны библейские мотивы в романе «Доктор Живаго» Незабвенная страница русской литературы роман «Доктор Живаго» Стихотворения Юрия Живаго Философский итог романа «Доктор Живаго» Анализ сцены из романа Б. Пастернака “Доктор Живаго” (Лариса у гроба Юрия Живаго) Природа в романе Тема революции и гражданской войны в романе Юрий Живаго 2 Герой Пастернака военный врач Юрий Живаго Мотив стихии в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго» Творческая история создания романа «Доктор Живаго» Значение природы в романе Пастернака «Доктор Живаго» Отъезды Дарнея и Юрия Живаго Величие человека в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго» Роль стихов Ю. Живаго в романе «Доктор Живаго» тончайшее сочетание поэзии и реальности Система образов романа «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака «Стихотворения» доктора Живаго в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Художественное своеобразие романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» Мои размышления над страницами романа «Доктор Живаго» Стихотворения Юрия Живаго в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго». Личность и революция (по произведениям А. Фадеева, М. Булгакова и Б. Пастернака) Роман о русской революции (по роману Пастернака «Доктор Живаго») Человек и революция (по роману Б. Пастернака «Доктор Живаго») 1 «Доктор Живаго» – Основное содержание. Первая книга Записки доктора Манетта Главный герой Пастернака Сказочные ключи к «Доктору Живаго» Изображение интеллигенции и революции Б. Пастернаком (по роману «Доктор Живаго») Драма интеллигенции и революции в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Роман о русской революции (Б. Л. Пастернак. «Доктор Живаго») Характеристика образа Лары (Антипова Лариса Федоровна) Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с общей проблематикой романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Природа в романе Пастернака «Доктор Живаго» Тема революции и гражданской войны в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго» Лариса у гроба Юрия Живаго «Доктор Живаго» Пастернака Юрий Живаго 1 Антипова Лариса Федоровна Вся жизнь Живаго в одноименном романе Б. Л. Пастернака Взаимоотношение человека и революционной эпохи в романе «Доктор Живаго» История доктора Живаго Величие человека в романе Пастернака «Доктор Живаго» Каким даром его наделил («Доктор Живаго») Б. Пастернак о своем романе «Доктор Живаго» И Живаго, и Стрельников – жертвы революции Характеристика образа Комаровского Виктора Ипполитовича Б.Л. Пастернак "Доктор Живаго" (интеллигенция в революции) Интеллигенция в революции Гуманистический смысл цикла «Стихотворения Юрия Живаго» Судьбы скрещенья в романе Пастернака «Доктор Живаго» Юрий Живаго главный герой одноименного романа Пастернака Нейтральность Юрия Живаго в Гражданской войне Философские раздумья в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Герой романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» Характеристика образа Евграфа (Живаго Евграф Андреевич) Изображение гражданской войны в романе Б. Пастернака "Доктор Живаго» Человек и революция (по роману Б. Пастернака «Доктор Живаго») 2 Что я понял прочитав роман «Доктор Живаго» Размышления над страницами романа «Доктор Живаго» Размышления над страницами романа Пастернака «Доктор Живаго»