Очарованный странник

Николай Семёнович Лесков


Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
92 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Русский характер в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»»

Сочинение

Повесть Лескова «Очарованный стран­ник» была создана в 1873 году. Первона­чально она называлась «Черноземный Телемак». В образе скитальца Ивана Флягина обобщены замечательные черты людей энергичных, талантливых от природы, во­одушевленных беспредельной любовью к людям. Герой повести — человек из на­рода, не сломленный трудной судьбой, хоть «он всю жизнь погибал и никак не мог погибнуть». «Очарованный странник» был любимым героем Лескова, он ставил его рядом с Левшой. «"Очарованного стран­ника" сейчас же (к зиме) надо издать в одном томе с «Левшою» под одним об­щим заглавием: "Молодцы"», — писал он в 1866 году.

Добрый и простодушный русский испо­лин — таков главный герой повести. Этот человек с детской душой отличается неу­емной силой духа, богатырским озорст­вом и той чрезмерностью в увлечениях, которая столь чужда умеренности добро­детельных героев-буржуа. Он поступает по велению долга, часто по наитию и в случайном порыве страсти. Однако все его поступки, даже самые странные, неиз­менно рождаются из внутренне присуще­го ему человеколюбия. Он стремится к ис­тине и красоте через ошибки и горькие раскаяния, он ищет любви и щедро дарит любовь людям. Говоря словами Достоев­ского, «очарованный странник» — это тип «русского скитальца».

Конечно, Флягин не имеет ничего обще­го с дворянскими «лишними людьми» — типа Онегина, которых имел в виду До­стоевский. Но он тоже ищет и не может обрести себя. Ему не надо смиряться и желать трудиться на родной ниве. Он и без того смирен и своим мужицким зва­нием поставлен перед необходимостью трудиться. Но покоя ему нет. В жизни он не участник, а только странник, «черно­земный Телемак».

В повести жизнь главного героя пред­ставляет собой цепь приключений, столь разнообразных, что каждое из них, явля­ясь эпизодом одной жизни, в то же время может составить целую жизнь. Форейтор графа К., беглый крепостной, нянька груд­ного ребенка, татарский пленник, конэсер у князя-ремонтера, солдат, георгиевский кавалер — офицер в отставке, «справщик» в адресном столе, актер в балагане и на­конец инок в монастыре — и все это на протяжении одной жизни, еще не завер­шившейся.

Само имя у героя оказывается непосто­янным: «Голован» — прозвище в детстве и

юности, «Иван» — так зовут его татары (это имя здесь не столько собственное, сколько нарицательное: «у них все если взрослый русский человек — так Иван, а женщина — Наташа, а мальчиков они Кольками кличут»), под чужим именем Пе­тра Сердюкова служит он на Кавказе: уйдя в солдаты за другого, он как бы наследует и его судьбу и по истечении срока службы уже не может вернуть себе свое имя. И на­конец, став иноком, зовется «отец Изма­ил», оставаясь тем не менее всегда самим собой — русским человеком Иваном Северьянычем Флягиным.

Создавая этот образ, Лесков не забудет ничего — ни детской непосредственности, ни своеобразного артистизма и патриотиз­ма. Впервые у писателя личность так мно­гогранна, так свободна, так «отпущена на волю». В самом странничестве лесковского героя есть глубочайший смысл: именно на дорогах жизни вступает «очарованный странник» в контакт с другими людьми; не­чаянные эти встречи ставят героя перед проблемами, о самом существовании ко­торых он прежде и не подозревал.

Иван Северьяныч Флягин поражает уже своей внешностью: «Это был человек ог­ромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцо­вого цвета: так странно отливала его про­седь... он был в полном смысле слова бога­тырь... напоминающий дедушку Илью Му­ромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого. Казалось, что ему бы не в ряске ходить, а сидеть бы ему на «чубаром» да ездить в лаптищах по лесу и лениво нюхать, как "смолой и земля­никой пахнет темный бор"».

Рассказ об укрощении коня как будто вовсе не связан с двумя предыдущими, но его финал — гибель укрощенного ко­ня — вызывает в памяти смерть ссыльного дьячка. И здесь и там налицо насилие над свободным от природы существом. И че­ловек и животное, проявившие непокорст­во, сломлены и не могут этого перенести. С рассказа об укрощении коня начинается повествование об «обширной протекшей жизненности» Флягина, и этот эпизод не случайно «вынут» из последовательной цепи событий. Это как бы своеобразный пролог к жизнеописанию героя. По убеж­дению «странника», его предназначение в том, что он — сын «моленый» и «обещан­ный» — обязан посвятить свою жизнь слу­жению Богу.

Иван Северьяныч Флягин живет по пре­имуществу не умом, а сердцем, и потому ход жизни властно увлекает его за собой, потому-то столь разнообразны обстоя­тельства, в которые он попадает. Путь, ко­торый проходит герой повести, — это по­иски своего места среди других людей, своего призвания, постижение смысла своих жизненных усилий, но не разумом, а всей своей жизнью и своей судьбой. Ива­на Северьяныча Флягина как будто и не занимают вопросы человеческого бытия, но всей жизнью, ее причудливым ходом он по-своему на них отвечает.
Рассказ Ивана Северьяныча о своей жизни кажется почти неправдоподобным именно потому, что все это выпало на до­лю одного человека. «Экий ты, братец, ба­рабан: били тебя, били, и все никак не до­бьют», — говорит ему лекарь, выслушав­ший всю повесть.

У Лескова герой обездолен, обокраден судьбой с самого начала, но в процессе самой жизни он во сто крат преумножает духовное богатство, которым наделен от природы. Его исключительность произра­стает, на русской народной почве и тем более значительна, что герой на все отве­чает собственным сердцем, а не разумом. Идее тут противостоит нечто безуслов­ное, выдерживающее самые трудные ис­пытания.

«Очарованный странник» продолжает основную тему творчества Лескова — ста­новление человека, мучительные терза­ния его духа в борьбе страстей и благора­зумия, в трудном познании героем самого себя. За происшествием, случаем встает у Лескова жизнь личности.

Обостренный интерес писателя к нацио­нальной культуре, тончайшее ощущение им всех оттенков народной жизни дали возможность создать своеобразный худо­жественный мир и разработать самобыт­ный, исполненный артистизма, неповтори­мый — «лесковский» способ изображения. Лесков показывал жизнь народа, слитую воедино с народным миросозерцанием, уходящим корнями в национальную исто­рию. Писатель верил, что народ способен глубоко «понимать общественную пользу и служить ей без подгона и притом служить с образцовым самопожертвованием даже в такие ужасные исторические моменты, когда спасение отечества представлялось невозможным».

Глубокая вера в великую народную силу дала ему возможность увидеть и постиг­нуть «вдохновенность» народных характе­ров. Несмотря на многие отрицательные черты, реалистически отмеченные авто­ром, собирательный полусказочный образ Ивана Флягина предстает перед нами во всем величии, благородстве, бесстрашии и красоте и сливается с образом народа-богатыря. «Очень мне за народ умереть хо­чется», — говорит «очарованный стран­ник». Глубоко переживает «черноземный Телемак» свою причастность к родной зем­ле. Какое великое чувство заключено в его незатейливом рассказе об одиночестве в татарском плену: «.. .тут глубине тоски дна нет... Зришь, сам не знаешь куда, и вдруг пред тобой отколь ни возьмется обознача­ется монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю и заплачешь».

В «Очарованном страннике» Лесков го­ворит о «добром русском богатыре», о «добром простодушии», о «доброй ду­ше», о «добром и строгом житии». Жизнь описываемых героев полна диких, злых и жестоких порывов, но в скрытом источ­нике всяких человеческих поступков и по­мышлений покоится доброта — неземная, идеальная, мистическая. Она не открыва­ется среди людей в своем чистом виде, потому что доброта есть состояние души, соприкоснувшейся с божеством.

Тех героев, которые наиболее близки его сердцу, Лесков всегда сравнивает с героя­ми былин и сказок. Не только герои «Оча­рованного странника», но и многие другие образы, созданные писателем, были свое­го рода «иконами» в том смысле, что наи­более значительные их черты отражались писателем «статически», «традиционно», в духе религиозных жанров, жанров фольк­лора и древней русской литературы: житий и притч, легенд и преданий, сказаний, анекдотов и сказок.

Религиозное восприятие мира, склон­ность к суевериям характерны для боль­шинства лесковских героев, соответствуют их традициям и представлениям об окружа­ющем мире. На что бы ни посмотрел рели­гиозный человек из простого народа, все приобретает для него чудесное значение. Совершая свою житейскую дорогу, он про­ливает на нее свет своей младенческой ве­ры, не сомневаясь, что дорога ведет его к Богу. Эта мысль проходит через всю по­весть Лескова «Очарованный странник».

Глубокое ощущение нравственной кра­соты, чуждое развращающего равноду­шия, «одолевает дух» лесковских правед­ников. Родная среда сообщает своим жи­вым примером не только вдохновенные порывы, но и «строгое и трезвое настрое­ние» их «здоровой душе, жившей в здоро­вом и сильном теле».

Лесков любил Россию такой, какая она есть. Он изобразил Русь святую и греш­ную, неправую и праведную. Перед нами удивительная страна удивительных лю­дей. Где еще найдешь таких праведников, умельцев, чудаков? Но вся она застыла в очаровании, застыла в невыраженной красоте и святости своей и некуда ей деть себя. В ней есть удаль, есть размах, есть великое дарование, но все дремлет, все скованно, все зачаровано. «Очарованная Русь» — термин условный, литературный. Это совокупный образ, вобравший в себя тем не менее некоторые стороны истори­ческой действительности.

Другие сочинения по этому произведению


Загадочная русская душа" в повести Н. Лескова "Очарованный странник Анализ эпизода из повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Анализ эпизода «Происшествие с Грушей» (повесть Н. С. Лескова «Очарованный странник») В чём очарование Ивана Флягина? (поповести Н. С. Лескова «Очарованный странник») В чём смысл названия повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»? Женские образы в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Жизненный путь Ивана Флягина (по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник») Иван Флягин — правдоискатель земли русской (по повести Н. С. Лескова "Очарованный странник") Иван Флягин в повести Лескова "Очарованный странник" Иван Флягин — главный герой повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Иван Флягин – образ, воплощающий черты русского национального характера Кто такой Иван Северьяныч Флягин: грешник или праведник? Мир образов Лескова Образ Ивана Флягина в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник" Образ Ивана Флягина в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник». Образ Флягина Очарованный странник — самый значительный герой Н. С. Лескова Почему повесть Н. С. Лескова названа «Очарованный странник»? Праведен или грешен Иван Флягин Россия в повести Н.С. Лескова "Очарованный странник" Русский национальный характер в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Русский национальный характер — цель изображения повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Русский характер в рассказах Н. С. Лескова Свобода и необходимость в "Войне и мире" Л. Н. Толстого и "Очарованном страннике" Н. С. Лескова Своеобразие авторского подхода к изображению героя в повести Н. Лескова "Очарованный странник" Своеобразие авторского подхода к изображению героя в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Смысл названия повести Н. С. Лескова "Очарованный странник" Смысл странствий Ивана Флягина (По очерку Лескова «Очарованный странник») Странник Лескова Творчество Н.С. Лескова (Рассказ "Очарованный странник") Тема странничества в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник». Традиции фольклора и древнерусской литературы в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник" Анализ текста повести «Очарованный странник» Какие черты русского национального характера воплощены в Иване Северьяновиче Флягине Жанр, сюжет, композиция, образ главного героя Характеристика Ивана Флягина в повести Лескова «Очарованный странник» Житие русского грешника в повести «Очарованный странник» Смысл слова «Странник» в одноименной повети Лескова Русские праведники в произведениях Н.С. Лескова (на прмиере«Очарованный странник») Сюжет и проблематика повести “Очарованный странник” Жизненные перипетии главного героя повести «Очарованный странник» Традиции древнерусской литературы в повести «Очарованный странник» Иван Северьяныч Флягин человек особенный, исключительный, странной и необычной судьбы Загадки лесковского сказа на примере повести «Очарованный странник» Законы художественного мира Лескова Флягин - характеристика литературного героя Русские праведники в произведениях Н.С. Лескова (на прмиере «Очарованный странник») Образ Ивана Флягина в повести Н. Лескова "Очарованный странник" Образ Флягина в повести «Очарованный странник» Сюжет повести Лескова «Очарованный странник» Повествовательная организация повести «Очарованный странник» Смысл названия повести Николая Лескова “Очарованный странник” Образ Ивана Флягина в повести Лескова "Очарованный странник" Герой повести-очерка Лескова «Очарованный странник» Иван Флягин правдоискатель земли русской История создания повести «Очарованный странник» Нравственность и гуманизм русского человека в повести «Очарованный странник» Изображение русского национального характера в произведениях Н.С.Лескова (на примере произведения "Очарованный странник"). Своеобразие авторского подхода к изображению героя в повести “Очарованный странник” В чём драма Ивана Флягина Иван Флягин в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» Образ правдоискателя в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» Повесть "Очарованный странник" Николая Лескова Идейно художественное своеобразие повести Лескова "Очарованный странник" Русский характер и судьба народа в повести “Очарованный странник” Поэтичность прозы Лескова ("Очарованный странник") Странник Лескова (по повести "Очарованный странник") Кульминация духовной драмы или в чем смысл странствий Ивана Флягина «Очарованный странник» повествование Ивана Флягина о своей жизни и судьбе Сочинение по сюжету повести «Очарованный странник» Школьное сочинение по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Критика о повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» “Загадочная русская душа” в повести Лескова “Очарованный странник” Русский национальный характер в изображении Лескова (по повести «Очарованный странник») Традиции фольклора и древнерусской литературы в повести Лескова «Очарованный странник» 2 Очарованный странник — самый значительный герой Лескова Духовная красота русского человека в повести «Очарованный странник» Смысл названия произведения "Очарованный странник" Жизнь и судьба Ивана Флягина – дорога к людям во искупление греха Иван Флягин в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» «Очарованный странник» как образ России Загадочная русская душа в повести “Очарованный странник” Краткая характеристика произведения "Очарованный странник" Лескова Н.С. «Очарованный странник» Н. С. Лескова Образ скитальца Ивана Флягина Смысл странствий Ивана Флягина Традиции фольклора и древнерусской литературы в повести "Лескова Очарованный странник" Духовная красота русского человека в повести Николая Лескова «Очарованный странник» Я хочу рассказать вам о книге, о повести Очарованный странник Образ Ивана Северьяныча Флягина Описание образа Ивана Флягина в повести «Очарованный странник»