Очарованный странник

Николай Семёнович Лесков


Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
92 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Флягин - характеристика литературного героя»

Сочинение

ФЛЯГИН — герой повести-очерка Н.С. Лескова «Очарованный странник» (1873). Ф. находится в ряду лесковских героев-странников, чудаков, богатырей-праведников, таких, как Ахилла Десницын («Соборяне»), Розанов («Некуда») и др. Образ Ф. является одним из центральных в огромной галерее «русских характеров» Лескова и олицетворяет собой «живого» русского богатыря. Сам сюжет «Очарованного странника» — это рассказ-повествование Ф. о своей жизни и судьбе. Ф.— «моленый сын», и ему предначертано стать монахом, но другая сила - сила очарования жизни — заставляет его идти дорогами чередующихся странствий, увлечений, страданий. В ранней молодости Ф. совершает тяжкий проступок — глумится над старым и убогим монашком и доводит его до гибели. С этого начинается «одиссея» героя. Он ворует лошадей для цыган, становится нянькой у маленькой девочки, попадает в плен к татарам, затем его возвращают помещику, который велит его высечь, он становится конэсером у князя, очаровывается цыганкой Грушей, а затем сбрасывает ее, покинутую князем, по ее же просьбе, в реку, попадает в солдаты вместо другого, становится офицером и георгиевским кавалером, выходит в отставку, играет в театре и, наконец, уходит в монастырь послушником. Но и в монастыре нет ему покоя: его одолевают «бес и бесенята». Посаженный в яму, он начинает «пророчествовать» о скорой войне и, наконец, отправляется на богомолье в Соловки. В русле литературного процесса второй половины XIX века Ф. очень близок страннику Макару Долгорукому из романа Ф.М.Достоевского «Подросток» (1874). Мотивы духовного и физического скитальчества, войны и мира во многом заимствованы от героев «Войны и мира» (1869) Л.Н.Толстого. (Пророчествование Ф.— «егда рекут мир, нападает внезапу всегу-бительство».) В образе Ф, Лесков, по-видимому, развил идею Н.В.Гоголя о «богатырстве» русского человека: «В России теперь на каждом шагу можно сделаться богатырем. Всякое звание и всякое место требуют богатырства» («Выбранные места из переписки с друзьями», 1843). Идея «вечного» странничества, как наказания за глумление над чужим несчастьем, сближает Ф. с образом Агасфера из романа «Вечный жид» (1845) французского писателя Э.Сю, с творчеством которого Лесков был подробно знаком. Образ Ф. имеет и глубокие фольклорно-ми-фологические корни. Он являет собой органический синтез Ильи Муромца, Иванушки-дурачка и Одиссея. Сам Лесков описывает его как «типического, простодушного русского богатыря, напоминающего Илью Муромца». «Очарованность» Ф. напоминает очарованность Иванушки-дурачка, который на предложение «проси, чего хочешь» просит гармонь, на которой и играть-то не умеет. История с татарским пленом Ф. во многом сравнима с мытарствами Одиссея. Так же как Одиссей стремился вернуться на Итаку, Ф. пытается вернуться обратно к людям «своей веры», в свой «духовный дом». И тот и другой проходят при этом через тяжкие испытания и страдания. Как и Одиссея, Ф. на родине не ждет ничего хорошего (порка, недопущение к причастию). Х.Пионтек, например, ставит Ф. в один ряд с Одиссеем, Дон Кихотом, Симп-лициссимусом и Робинзоном Крузо — героями, претерпевающими длинную чреду испытаний и проявляющими в них стойкость и крепость духа. Существует также точка зрения, что «именно из национальной и религиозной» природы своего характера Ф. получил «настоящее убеждение свое» — самоотверженную готовность служить другому, свободную от эгоистических побуждений (В.Богданов). Некоторые исследователи считают, что во Ф. «проступают вполне осязаемые черты реального исторического лица — протопопа Аввакума» (К.Кедров). Приход Ф. к религии, его уход в монастырь после всех перипетий, а также эпитет «очарованный» (т.е. «околдованный») заставляют вспомнить и о другом герое классической литературы древности — Луции, герое «Метаморфоз» Апулея. И здесь в образе Ф. просматриваются корни платоновской философии души, очарованной воспоминаниями о прекрасном «занебесье» и едущей в колеснице, запряженной черным и белым конем. (Ф.— конэсер, знаток и укротитель коней.) Образ Ф. становится своего рода первой русской интерпретацией «платоновской души». По-разному относятся исследователи образа Ф. и к его «очарованности», различая в ней «душевную, небесную» компоненту и «телесную, земную»: «Божественная душа человека прикована злом к земному миру, к грешному телу, вследствие этого она очарована. Она может быть спасена, если только снова найдет дорогу на свою небесную родину. Однако этот путь идет через все земные страдания. Расколдовывание (разочарование) — это душевное очищение человека» (М.Л.Ресслер). Через образ Ф.— богатыря в рясе — Лесков стремится показать извечную и противоречивую борьбу христианского и языческого начал в человеке, в конце которой телесная мощь становится на службу мощи духовной, православной. Образ Ф.— очарованного странника — оказал сильнейшее влияние на последующую русскую литературу. Он нашел своих «последователей» в произведениях Чехова, Горького, Бажова, Платонова, Шолохова («Судьба человека»), Шукшина, Бородина («Третья правда») и др. Повесть вызвала целый ряд, правда посредственных, подражаний: «Блудный сын» К.Морского (1882) или «На морском берегу» П.Гнедича(1883).

Лит.: Кедров К. Фольклорно-мифологические мотивы в творчестве Н.С.Лескова // В мире Лескова. М., 1983; Кулумбетова А.Е. Рассказы о «праведниках» Н.С.Лескова 70-80-х годов. Тбилиси, 1979; Столярова И.В. В поисках идеала (творчество Н.С.Лескова). Л., 1978.

Другие сочинения по этому произведению


Загадочная русская душа" в повести Н. Лескова "Очарованный странник Анализ эпизода из повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Анализ эпизода «Происшествие с Грушей» (повесть Н. С. Лескова «Очарованный странник») В чём очарование Ивана Флягина? (поповести Н. С. Лескова «Очарованный странник») В чём смысл названия повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»? Женские образы в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Жизненный путь Ивана Флягина (по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник») Иван Флягин — правдоискатель земли русской (по повести Н. С. Лескова "Очарованный странник") Иван Флягин в повести Лескова "Очарованный странник" Иван Флягин — главный герой повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Иван Флягин – образ, воплощающий черты русского национального характера Кто такой Иван Северьяныч Флягин: грешник или праведник? Мир образов Лескова Образ Ивана Флягина в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник" Образ Ивана Флягина в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник». Образ Флягина Очарованный странник — самый значительный герой Н. С. Лескова Почему повесть Н. С. Лескова названа «Очарованный странник»? Праведен или грешен Иван Флягин Россия в повести Н.С. Лескова "Очарованный странник" Русский национальный характер в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Русский национальный характер — цель изображения повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Русский характер в рассказах Н. С. Лескова Свобода и необходимость в "Войне и мире" Л. Н. Толстого и "Очарованном страннике" Н. С. Лескова Своеобразие авторского подхода к изображению героя в повести Н. Лескова "Очарованный странник" Своеобразие авторского подхода к изображению героя в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Смысл названия повести Н. С. Лескова "Очарованный странник" Смысл странствий Ивана Флягина (По очерку Лескова «Очарованный странник») Странник Лескова Творчество Н.С. Лескова (Рассказ "Очарованный странник") Тема странничества в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник». Традиции фольклора и древнерусской литературы в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник" Анализ текста повести «Очарованный странник» Какие черты русского национального характера воплощены в Иване Северьяновиче Флягине Жанр, сюжет, композиция, образ главного героя Характеристика Ивана Флягина в повести Лескова «Очарованный странник» Житие русского грешника в повести «Очарованный странник» Смысл слова «Странник» в одноименной повети Лескова Русские праведники в произведениях Н.С. Лескова (на прмиере«Очарованный странник») Сюжет и проблематика повести “Очарованный странник” Жизненные перипетии главного героя повести «Очарованный странник» Традиции древнерусской литературы в повести «Очарованный странник» Иван Северьяныч Флягин человек особенный, исключительный, странной и необычной судьбы Загадки лесковского сказа на примере повести «Очарованный странник» Законы художественного мира Лескова Русские праведники в произведениях Н.С. Лескова (на прмиере «Очарованный странник») Образ Ивана Флягина в повести Н. Лескова "Очарованный странник" Образ Флягина в повести «Очарованный странник» Сюжет повести Лескова «Очарованный странник» Повествовательная организация повести «Очарованный странник» Смысл названия повести Николая Лескова “Очарованный странник” Образ Ивана Флягина в повести Лескова "Очарованный странник" Герой повести-очерка Лескова «Очарованный странник» Иван Флягин правдоискатель земли русской История создания повести «Очарованный странник» Нравственность и гуманизм русского человека в повести «Очарованный странник» Изображение русского национального характера в произведениях Н.С.Лескова (на примере произведения "Очарованный странник"). Русский характер в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Своеобразие авторского подхода к изображению героя в повести “Очарованный странник” В чём драма Ивана Флягина Иван Флягин в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» Образ правдоискателя в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» Повесть "Очарованный странник" Николая Лескова Идейно художественное своеобразие повести Лескова "Очарованный странник" Русский характер и судьба народа в повести “Очарованный странник” Поэтичность прозы Лескова ("Очарованный странник") Странник Лескова (по повести "Очарованный странник") Кульминация духовной драмы или в чем смысл странствий Ивана Флягина «Очарованный странник» повествование Ивана Флягина о своей жизни и судьбе Сочинение по сюжету повести «Очарованный странник» Школьное сочинение по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Критика о повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» “Загадочная русская душа” в повести Лескова “Очарованный странник” Русский национальный характер в изображении Лескова (по повести «Очарованный странник») Традиции фольклора и древнерусской литературы в повести Лескова «Очарованный странник» 2 Очарованный странник — самый значительный герой Лескова Духовная красота русского человека в повести «Очарованный странник» Смысл названия произведения "Очарованный странник" Жизнь и судьба Ивана Флягина – дорога к людям во искупление греха Иван Флягин в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» «Очарованный странник» как образ России Загадочная русская душа в повести “Очарованный странник” Краткая характеристика произведения "Очарованный странник" Лескова Н.С. «Очарованный странник» Н. С. Лескова Образ скитальца Ивана Флягина Смысл странствий Ивана Флягина Традиции фольклора и древнерусской литературы в повести "Лескова Очарованный странник" Духовная красота русского человека в повести Николая Лескова «Очарованный странник» Я хочу рассказать вам о книге, о повести Очарованный странник Образ Ивана Северьяныча Флягина Описание образа Ивана Флягина в повести «Очарованный странник»