Книга джунглей

Редьярд Киплинг


Краткое изложение
Читается примерно за 6 минут
Сочинения
9 сочинений

«Редьярд Киплинг — универсальный талант»

Сочинение

Еще не умея читать, ребята знают историю про Кошку, которая гуляет сама по себе, про чрезмерно любопытного Слоненка, про неустрашимого мангуста Рикки-Тикки-Тави. А значит, все с раннего возраста знакомы с замечательным английским писателем и поэтом Редьярдом Киплингом. Это он сочинил удивительную историю про мальчика Маугли, этого Лягушонка, вскормленного в джунглях волчицей и выросшего в волчьей стае
Литературная судьба Киплинга сложилась не совсем обычно. Слава к писателю чаще всего приходит в конце жизни, как итог его литературной деятельности, а нередко и после смерти. Но у этого "маленького пилигрима" (как он сам себя называл в силу своего небольшого роста), родившегося в Бомбее в 1865 году, двенадцать лет прожившего в Индии и исколесившего многие страны, все сложилось иначе. В двадцать три года Киплинг стал известен в своей стране, в двадцать четыре — прославился чуть ли не на весь мир и попал в разряд классиков, а в сорок два года получил Нобелевскую премию по литературе. Однако сразу же после смерти Киплинга вокруг его имени развернулась дискуссия, в результате которой "железного Редьярда", еще недавно бывшего "властителем дум" и непререкаемым авторитетом, развенчали и сдали, так сказать, в архив. И все забыли, что многие отточенные фразы Киплинга давно стали крылатыми выражениями и навсегда вошли в язык, что в повседневной речи, того и не зная, то и дело цитируют его, что большинство героев его рассказов о джунглях стали нарицательными именами.
Итак, померкла слава поэта и романиста Киплинга, но не слава автора двух "Книг джунглей", в которые входят рассказы о Маугли. Рассказы эти не только стали во многих отношениях настоящим открытием для европейской литературы, но и обрели в наши дни особую остроту звучания. И дело здесь даже не в том, что, воссоздавая неповторимый мир джунглей в его живой целостности, мир чудесный без чудес, Киплинг досконально, с научной точностью изучил характеры, нравы, повадки птиц, зверей и пресмыкающихся, хотя без этого, конечно, не было бы той конкретности изображения, благодаря которой каждый эпизод истории Маугли становится зримым. Дело здесь, пожалуй, в том волшебном искусстве, с которым автор проникает в самое сердце дикой, буйной, первобытной природы. Сейчас, когда цивилизация подчас жестоко и безоглядно наступает на все живое, нас особенно волнует картина не тронутого человеческой рукой тропического леса, где под жгучими и живительными лучами солнца пышно цветут диковинные цветы, раскидывают свои ветви разные причудливые растения и живут своей естественной жизнью не пуганные человеком звери. Да что и говорить, читая "Маугли", мы вдыхаем пряный, обжигающий воздух подлинных джунглей, углубляемся в непроходимые заросли, запутываемся в лианах, пугаемся и замираем от восхищения... Мы околдованы...
И все же секрет непостижимой силы рассказов Киплинга о джунглях, естественно, не в проблемах охраны среды обитания, не в экологии, пусть даже в ее поэтическом аспекте, а прежде всего в самих образах животных Киплинговские животные не аллегорические, то есть воплощающие те или иные человеческие черты, фигуры, а живые звери со своими повадками, пластикой, они живут в джунглях естественной жизнью. В "Маугли" Киплинг как бы заново открыл и, главное, воплотил причастность человека к природе, точнее, его сопричастность ко всему живому. На страницах повести вновь ожила доисторическая эпоха, когда звери и люди сосуществовали как бы на равных.
Образ человека, выросшего среди зверей, издавна привлекал людское воображение. Еще в Древнем Риме существовали предания о мальчиках, вскормленных волчицей. Однако в истории с Маугли важно другое. Этот голый Лягушонок, выросший в сильного и храброго юношу и постигший благодаря стараниям своих воспитателей — Отца Волка, медведя Балу, пантеры Багиры и слона Хатхи — сложные Законы Джунглей, свершает подвиги и побеждает своих врагов именно потому, что он человек. Он может остановить на бегу оленя и сбить с ног кабана, но в отличие от зверя глаза его никогда не вспыхивают хищным блеском, и только он один может овладеть Красным Цветком — огнем. На вере Киплинга в возможности человека как существа разумного и благородного, на вере во всепобеждающую силу его интеллекта и воли воспиталось не одно поколение молодых людей. Даже противники Киплинга признавали, что он формировал характеры — характеры активные, твердые, непреклонные.
Преодолевая бесчисленные опасности, то и дело попадая в трудные, почти безвыходные положения, Маугли мужает на глазах у читателей. Мы видим, как в постоянной борьбе окончательно складывается его благородный, активный и сильный характер. Он приветлив, честен, смел, справедлив, одним словом, идеальный пример для подражания, доходчивый и заразительный именно потому, что характер этот раскрывается в увлекательных приключениях, в которых нет и тени дидактики. Воспитательный смысл такого чтения всем очевиден.

Другие сочинения по этому произведению


Cуть главного закона джунглей (по произведению Р. Киплинга "Маугли") Постоянная борьба Маугли "Книга джунглей "– художественный анализ Сборник рассказов (1895) Маугли персонаж, с которым прочно ассоциируется двухтомник Киплинга Характеристика образа Маугли Характеристика образа Рикки Тикки Тави Образ и характер Маугли