Кукольный дом

Генрик Юхан Ибсен


Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
23 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Новаторство драматургии Ибсена»

Сочинение

Конец ХІХ — начало ХХ века характеризуется интересными творческими поисками в мировой литературе. Эти поиски обусловили возникновения новых жанров и форм произведений. Драматургия не была исключением.

Норвежский драматург Генрик Ибсен не только занимал одно из первых мест в литературе нашего века. И дело не только в том, что он поставил вопросы, которые волновали его современников. Талант и новаторство Ибсена-драматурга заключались в том, что зритель вынужден был искать ответа на эти вопросы. Ибсен раскрыл сложность и противоречивость жизни, заставил своих зрителей отказаться от традиционного разделения героев на позитивных и негативных, воспринимать их целостно, со всеми их противоречиями.

Самое яркое новаторство Ибсена оказалось в строении его пьес. Ибсен использовал композицию, которую принято называть аналитической. В такой композиции важную роль играет тайна, события, которые происходили задолго до поданных на сцене, но именно эти события повлекли ситуации, в которых оказались герои. Эта композиция была известна еще в Древней Греции и использовалась, чтобы создать сюжетное напряжение. Аналитика у Ибсена имеет совсем другую цель, содержанием такой композиции становится не раскрытие тайны, а осмысление всех событий. Поэтому такая композиция требовала внутреннего развития героев. Под воздействием событий, которые происходят на сцене, осмысления этих событий, открытия тайны, которая влияет на эти события, изменяет героев. И эти изменения становятся решающими в развитии сюжета.

В пьесе «Кукольный дом» окончательное разочарование Норы в своем браке, осознание необходимости начать новая жизнь, чтобы стать полноценной личностью, подготовленно всем развитием действия.

Новаторство Ибсена в этой пьесе заключалось в том, что не случайное стечение обстоятельств, а именно осмысления всего, что случилось, разрешают конфликт. Развязкой драмы является беседа между Норой и Хельмером — первая за все их супружеская жизнь, в которой Нора делает настоящий анализ их отношений. И Нора, и Хельмер, и вся их жизнь появляются в этой беседе совсем по-новому — и именно этот новый взгляд предоставляет такой драматизм заключительной сцене «Кукольного дома», которую современники обвиняли как слишком холодную и рассчетливую.

Герои Ибсена — не воплощение только определенных идей автора. Им свойственны все человеческие страсти, присущее все, что делает человека человеком. Этим Ибсен отличался от многих писателей конца ХІХ века, которые не верили в возможности человеческого ума, в его способность контролировать поведение человека. В пьесах Ибсена именно ум, способность осмыслить действительность дают герою возможность изменить свою судьбу. А когда человек не находит в себе силу превратить мысль, он жестоко расплачивается за это. «Кукольный дом», в котором живут Хельмер и Нора, разрушился, потому что герой не смог возвыситься над собственным эгоизмом, не смог преодолеть суеверия общества.

Новаторство Ибсена заключается в том, что драматург раскрыл новые возможности аналитической композиции, наполнил их новым содержанием. Важную роль играл в этом язык автора. Каждая фраза, которая подается в тексте, подается лишь потому, что она действительно необходима — для осуществления одного или даже нескольких художественных заданий. Иногда в отдельных эпизодах появляются персонажи как будто излишне многословные, говорливые. Например, героиня «Кукольного дома» Нора во втором действии пьесы говорит намного больше, чем всегда. Но этот поток слов, иногда и в самом деле лишний, скрывает внутреннюю озабоченность героини, ее напряжение.

Интеллектуальные пьесы Ибсена требовали от зрителя особенного внимания до того, что и как говорят герои. Он использует многозначительные возможности слова. В пьесе «Кукольный дом» в отдельных отрезках текста содержатся скрытые указания на то, что уже случилось, или что должен случиться, хотя это еще непонятно даже самим героям. Иногда кажется, что герои просто говорят, а что-то принуждает очень внимательно вслушиваться в каждое слово, а с каждой фразой напряжения растет.

Эти творческие достижения Г. Ибсена нашли свое развитие в творчестве других мастеров слова, заложили фундаменты новой драматургии нового театра ХХ века.

Другие сочинения по этому произведению


Нора Хельмер — личность или «Кукла» Женский вопрос в драме Г. Ибсена «Кукольный дом» Проблема семейного счастья в драме Г Ибсена "Кукольный дом" 3 Европейская новая драма и «Кукольный дом» Г. Ибсена Семья это большая тайна Особенности драматического конфликта в пьесе Генриха Ибсена «Кукольный дом» (диалог с учителем) Как я понимаю содержание названия пьесы «Кукольный дом» Роль интеллектуального начала в драме Г. Ибсена «Кукольный дом» Роль интеллектуального начала и его связь с внутренним миром героини (по драме Г. Ибсена "Кукольный дом") Проблематика драмы Г Ибсена «Кукольный дом» 1 Проблема эмансипации женщины в драме «Кукольный дом» Проблематика драмы Г Ибсена «Кукольный дом» 2 Содержание названия драматичного произведения Ибсена «Кукольный дом» Моральные проблемы в драме Г Ибсена «Кукольный дом» Ибсен Генрик «Кукольный дом» Ибсена – «драма идей» Аналитическая композиция в пьесе Генриха Ибсена «Кукольный дом» Почему пьеса названа «Кукольный дом» Проблема семейного счастья в драме Г Ибсена "Кукольный дом" 1 Проблема семейного счастья в драме Г. Ибсена «Кукольный дом» Героиня пьесы Х. Ибсена «Кукольный дом» Проблема семейного счастья в драме Г Ибсена "Кукольный дом" 2