Мы

Евгений Иванович Замятин


Краткое изложение
Читается примерно за 10 минуты
Сочинения
78 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«ТЕМА СТАЛИНИЗМА (по произведениям А.Н.Рыбакова "Дети Арбата" и Е.И.Замятина "Мы")»

Сочинение

Давно отцами стали дети, но за всеобщего отца мы оказались все в ответе, и не видать еще конца. Твардовский В современной литературе нашей страны отчетливо проявляется связь с традициями литературы предшествующих десятилетий. В поле зрения писателей оказались такие проблемы, как личность и коллектив, формирование человека, осмысление "связи времен" - настоящего и прошлого, а также ряда других проблем. В печати появлялись и продолжают появляться горестные по своей тональности произведения о массовых нарушениях законности, связанных с именем Сталина. Почему по- прежнему в центре внимания тридцатые годы, самые тяжелые, самые драматичные в истории нашего общества. Я думаю, что это не случайно: мы не хотим повторения подобных мрачных страниц нашей истории, а еще потому, что проблемы того времени мы во многом ощущаем как проблемы, имеющие самое непосредственное отношение к сегодняшнему дню. Несколько лет назад большой интерес вызывал роман Рыбакова "Дети Арбата". Повышенный интерес к этому произведению объясняется тем, что писатель впервые в нашей литературе подробно и правдиво описал психологию Сталина в качестве государственного деятеля, человека, у которого слились воедино представления о благе народном и благе собственном. Под собственным благом подразумевалась безграничная власть, которая беспощадно убирала со своего пути всех, кто был не согласен с режимом. "Дети Арбата" - это роман о столичной молодежи тридцатых годов, чья юность проходила в атмосфере культа личности Сталина. Автор рассказывает о том, как по-разному проявлялись люди в тяжелых испытаниях. В романе мы видим картину жестокости и страха, каждое слово, сказанное против, могло решить судьбу человека, поэтому каждый боялся высказать свое мнение, поддержать товарища на собрании. Сегодня нам легко судить тридцатые годы, теперь нам многое известно о Сталине, а каково было им, жившим в период полного поклонения вождю, ведь для большинства, Сталин был в то время больше, чем икона. Сталин - страшная фигура. Неисчислимы его жертвы. Сам лично он знал очень малую часть, но вся вина его заключается в том, что он был одержим идеей безмерного могущества. Люди для него - только материал для достижения цели. В романе "Дети Арбата" Рыбаков пытается раскрыть психологию этого человека. Сталин считал, что только страдания вызывают величайшую энергию. Мы ясно видим те объяснения и оправдания, которые позволяли ему с легкой душой обречь на страдания и смерть миллионы людей. По его мнению, народ надо силой заставить пойти на жертвы во имя будущего, а для этого нужна сильная власть, которая способна внушить страх. Это людоедская теория лишь прикрывает главное - желание беспредельной власти. Как тут ни вспомнить теорию Раскольникова из романа Достоевского "Преступление и наказание" о "сильных мира сего" и "тварях дрожащих". В России возникает целая плеяда палачей, где главной фигурой становится следователь. В "Детях Арбата" следователь Дьяков верил "не в действительную виновность, а в общую версию виновности". Он запутывает Сашу Панкратова, то играет на его честности, то запугивает, то обещает освобождение. Ведь "хорош" тот следователь, который уговорами, пытками, угрозами расправы над близкими, чем угодно заставит подписать признание несуществующих преступлений. У Рыбакова на примере одноклассника Саши, Юрия Шарока, мы видим, как люди становятся такими палачами. Другим произведением, посвященным теме сталинизма, является роман Замятина "Мы", созданный в 1921 году. Ведущая тема романа - драматическая судьба личности в условиях тоталитарного общественного устройства. Роман написан в необычайном жанре "антиутопии". Замятин, по специальности инженер- кораблестроитель, лучше других знал, как создается механизм, где винтики нужны для создания единого целого. Но люди, общество - это не просто "винтики" в сложной государственной машине, а живые существа, у которых своя, одна - единственная жизнь. Когда человека превращают в "винтик", он теряет свою яркую, неповторимую индивидуальность и деградирует как личность. История показала, что превращение человечества в совокупность "винтиков" ведет к преступлению перед человечеством. В романе "Мы" в фантастическом облике предстает перед нами возможный вариант будущего общества, где показывается мечта "сильных мира сего" о людях-роботах. Перед нами разворачивается "математически совершенная жизнь" Единого Государства. Это мир без любви, без души, без поэзии. Человеку - "нумеру", лишенному имени, было внушено, что "наша несвобода" есть "наше счастье", а это "счастье" - в отказе от своего "Я" и растворении в безличном "Мы". Интимная жизнь тоже рассматривается как государственная обязанность, выполняемая согласно "табелю сексуальных дней". Роман Замятина - это предупреждение об огромной опасности, грозящей человечеству: власти машин и власти государства. Замятин как бы заранее предсказал события истории нашей страны. Писатель показывает, что в обществе, где все направлено на подавление личности, где игнорируется человеческое "я", где единоличная власть является неограниченной, возможен бунт. Способность и желание чувствовать, любить, быть свободным в мыслях и поступках толкают людей на борьбу. Но власти находят выход: у человека при помощи операции удаляют фантазию - последнее, что заставляло его поднимать гордо голову, чувствовать себя разумным и сильным. Все же остается надежда, что человеческое достоинство не умрет при любом режиме. У Замятина в романе есть мысль, необычная для многих наших современников. Писатель настаивает на том, что не существует идеального общества. Жизнь - это стремление к идеалу. И когда это стремление отсутствует, мы наблюдаем разлагающее время застоя. Наш народ пережил и горькие уроки коллективизации, и сталинизм, и репрессии, и всеобщий страх, и застой, и разгул преступности, которая продолжается сейчас. Произведения, подобные роману Рыбакова "Дети Арбата" и роману Замятина "Мы", пробившиеся к нам из небытия, позволят по-новому взглянуть на события истории, осмыслить роль человека в них. Это произведения - предостережение против отказа сопротивляться, если человеческое общество хотят превратить в "винтики". Такие книги несут свет в нашу жизнь.

Другие сочинения по этому произведению


"без действия нет жизни..." В.Г.Белинский. (По одному из произведений русской литературы. — Е.И.Замятин. "Мы".) «Великое счастье свободы не должно быть омрачено преступлениями против личности, иначе-мы убьем свободу своими же руками…» (М. Горький). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.) "Мы" и они (Е.Замятин) «Возможно ли счастье без свободы?» (по роману Е. И. Замятина «Мы») «Мы» — роман-антиутопия Е. И. Замятина. «Общество будущего» и настоящее в романе Е. Замятина «Мы» Антиутопия для античеловечества (По роману Е. И. Замятина «Мы») Будущее человечества Главный герой романа-антиутопии Е. Замятина «Мы». Драматическая судьба личности в условиях тоталитарного общественного устройства (по роману Е. Замятина «Мы») Е.И.Замятин. "Мы". Идейный смысл романа Е. Замятина «Мы» Идейный смысл романа Замятина «Мы» Личность и тоталитаризм (по роману Е. Замятина «Мы») Нравственная проблематика современной прозы. По одному из произведений по выбору (Е.И.Замятин «Мы»). Общество будущего в романе Е. И. Замятина «Мы» Почему роман Е. Замятина называется «Мы»? Предсказания в произведениях «Котлован» Платонова и «Мы» Замятина Предсказания и предостережения произведений Замятина и Платонова («Мы» и «Котлован»). Проблематика романа Е. Замятина «Мы» Проблематика романа Е. И. Замятина «Мы» Роман «Мы» Роман Е. Замятина «Мы» как роман-антиутопия Роман Е. И. Замятина «Мы» — роман-антиутопия, роман — предупреждение Роман-антиутопия Е. Замятина «Мы» Смысл названия романа Е. И. Замятина «Мы» Социальный прогноз в романе Е. Замятина «Мы» Социальный прогноз Е. Замятина и реальность xx века (по роману «Мы») Сочинение по роману Е. Замятина «Мы» Счастье «нумера» и счастье человека (по роману Е. Замятина «Мы») Тема сталинизма в литературе (по романам Рыбакова «Дети Арбата» и Замятина «Мы») Что сближает роман Замятина «Мы» и роман Салтыкова-Щедрина «История одного города»? И-330 - характеристика литературного героя Д-503 (Второй Вариант) - характеристика литературного героя О-90 - характеристика литературного героя Главный мотив романа Замятина «Мы» Центральный конфликт, проблематика и система образов в романе Е. И. Замятина «Мы» «Личность и государство» в произведении Замятина «Мы». Роман-антиутопия в русской литературе (по произведениям Е. Замятина и А. Платонова) Унификация, уравниловка, регламентация в романе «Мы» Счастье «нумера» и счастье человека (сочинение-миниатюра по роману Е. Замятина «Мы») Многообразие мира и искусственная "формула счастья" в романе "Мы" Жизнь в раю? (идейный подтекст романа-антиутопии Е. Замятина «Мы») Размышления об антиутопии Замятина Литературное произведение Евгения Замятина «Мы» Драматические судьбы личности в условиях тоталитарного общественного устройства (по роману Е. Замятина "Мы") Пространство в романе Мое открытие Е. И. Замятина Художественный памфлет «Мы» Нравственность и научно технический прогресс (по роману Е. Замятина «Мы») Сочинение отзыв на тему романа Замятина «Мы» Порицание насилия над человек в романе Замятина «Мы» Роман-антиутопия Е. Замятина «Мы» Будущее человечества (по роману Евгения Замятина «Мы») Мир романа "Мы" Евгения Замятина Нравственная проблематика современной прозы. По одному из произведений по вы-бору (Е.И.Замятин \ Роман-антиутопия в русской литературе «Мы» Замятина – «злобный памфлет» или долг художника Идейный подтекст романа-антиутопии Е. И. Замятина «Мы» Фантастика и гротеск в романе «Мы» Жанровое своеобразие романа Евгения Замятина «Мы» Роман предостережение (Евгений Замятин «Мы») Тема трагической судьбы русского человека в тоталитарном государстве Жанровое своеобразие романа Замятина «Мы» Роман Замятина «Мы» – сигнал об опасности, угрожающей человечеству от гипертрофированной власти Трагическая ирония о судьбе человечества в романе «Мы» Кто они? Половина, которую мы потеряли… Е. Замятин Развитие жанра антиутопии в романах «Мы» Е. Замятина и «Чевенгур» А. Платонова Антиутопия Е. Замятина «Мы» Социальный прогноз Е. Замятина и реальность XX века (по роману Е. Замятина «Мы») Драматическая судьба личности в условиях тоталитаризма Антиутопия для античеловечества Евгений Замятин и его роман “Мы” «Мы» роман-предупреждение о страшных последствиях отказа от собственного я Тема личности в романе Е. Замятина «Мы» Проблема любви и долга в романе Е. Замятина «Мы» Роман Замятина «Мы»