Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим

Чарльз Диккенс


Краткое изложение
Читается примерно за 12 минут
Сочинения
8 сочинений

«Тема воспитания и становления в романе Ч. Диккенса «Дэвид Копперфильд»»

Сочинение

В своих романах Диккенс охватил все богатство и разнообразие жизненных явлений. Он быстро приобрел любовь и симпатию читателей за глубину проникновения в душевный мир героев, за внимание, которое он проявлял к жизни отдельного человека, к путям его развития и становления как личности. Именно таким произведением, вобравшим в себя все стороны мастерства писателя, стал его роман «Дэвид Копперфильд».
В этом произведении Диккенс впервые обращается к миру детства. Раскрывая пагубность неправильного воспитания, писатель рисует образы несчастных детей, лишенных заботы и тепла. Показывает, как это отражается на формировании их характеров, целей и стремлений. И мы видим на примерах образов, созданных Диккенсом, что именно система образования, а не среда, из которой вышли герои, влияет на их дальнейшую жизнь и судьбу.
Проблемы воспитания и образования занимают в произведении одно из главных мест, так как отражают процесс формирования личности. Писатель изображает несколько методов воспитания: систему отчима Дэвида мистера Мэрдстона, систему Крикла— бывшего торговца хмелем, ставшего директором школы, и систему Бетси Тротвуд. Сами «воспитатели» предстают перед нами такими, какими их видит ребенок. Так, бело-черно-коричневое лицо и пустые глаза Мэрдстона отражают ту ненависть, которую испытывает Дэвид к жестокому, бессердечному человеку, считающему Ребенка своей обузой. Такое же отвращение и неприязнь вызывает у мальчика Крикл, который сам «ничего не знает, кроме искусства порки, и более невежествен, чем самый последний ученик в школе». Сквозь призму восприятия Дэвида, мы видим, что методы воспитания и Мэрдстона, и Крикла антигуманны и бесчеловечны. В противоположность им Бетси Тротвуд желает сделать мальчика человеком добрым, внушить ему стремление приносить пользу обществу. И, хотя она старается скрыть свои чувства под маской внешней суровости, Дэвид видит в ней воплощение добра и справедливости. Таким же носителем положительных начал является для мальчика семья его няни Пегготи.
В своем романе Диккенс анализирует причины нравственного несовершенства людей, их морального уродства. И приходит к выводу о губительном влиянии испорченной системы образования. Яркими примерами жертв такого воспитания являются Урия Хип и Стирфорт. Стирфорт — аристократ, которому всегда, начиная со школьной скамьи, было все дозволено. Он беспрепятственно пользовался своей свободой и самостоятельностью. В результате этого из него вырос настоящий сноб, считающий свое происхождение оправданием самых отрицательных поступков. Урия Хип выходец совершенно из другой среды. Он мстителен, жесток, низок, постоянно угодничает, раболепствует и низкопоклонничает.
Благодаря ярким, типическим образам и глубине раскрытия разнообразных жизненных ситуаций, Чарлз Диккенс вошел в мировую литературу как писатель, произведения которого невозможно было читать без горячей симпатии и заинтересованности. В своем творчестве он был выразителем совести нации, того, что он любил, во что верил и что ненавидел, творцом самых солнечных улыбок и самых искренних слез. Он всегда писал о том, что было хорошо знакомо, близко и понятно всем людям, представителям всех классов общества. И именно поэтому его произведения всегда имели такой большой успех, а великая слава писателя никогда не меркла — ни при его жизни, ни после смерти.

Другие сочинения по этому произведению


Сочинение по роману Диккенса «Дэвид Копперфилд» Жизнеутверждающее звучание романа Чарльза Диккенса Какой должна быть хорошая школа? (по роману Ч. Диккенса «Дэвид Копперфилд») трицательные персонажи в романе Ч. Диккенса «Дэвид Копперфилд» Тема воспитания в романе Ч. Диккенса «Дэвид Копперфилд» Отрицательные персонажи в романе Ч. Диккенса «Дэвид Копперфилд» Жанр романа «Дэвид Копперфилд» Ч. Диккенса