Собор Парижской Богоматери

Виктор Гюго


Краткое изложение
Читается примерно за 11 минут
Сочинения
30 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Романтическое искусство в образе Эсмеральды»

Сочинение

Романтики старались создавать персонажи, которые бы далеко выходили за границы современной жизни. Они создавали индивидуальную мифологию на уровне мифологии античной, или христианской, и какую-либо мифологию воспринимали как абсолютную правду. Клод Фролло воплощает средневековое пренебрежение всем земным. Это талантливый человек, впрочем, человек искривленный. Гюго доказывает: пренебрежение человеческим, естественным порождает зло. Страсть Фролло к Эсмеральде не имеет ничего общего с любовью, в том числе с любовью христианской. Клод Фролло - преступник, но и несчастный человек, жертва трагического и жестокого отношения к реальному миру, которым грешило средневековье.

Эсмеральда - цыганка (правда, только по воспитанию) и француженка (по происхождению). Ее уникальная красота свела с ума Фролло, и он уничтожил ее, так как не мог понять и не мог присвоить. Эсмеральда воплощает идеал Гюго. Это его субъективное, романтическое видение свободы и красоты, которые всегда идут рядом. И одновременно прекрасная танцорка воплощает в себе качества новой ренессансной культуры (народность, единство духовного и телесного, человечность), которое идет на смену средневековому аскетизму, и это фатальное движение нельзя прекратить (по этому поводу символическое содержание имеет первая сцена романа, которая показывает неминуемую потерю церковью бывшего авторитета).

Гротесковый Квазимодо, безобразный, умственно неполноценный, невероятно сильный физически, всю жизнь знал только обиды и жестокость. И он отвечал жестокостью на жестокость. Даже Фролло, который якобы воспитывался сиротой, иначе, как с отвращением на несчастного смотреть не может. Любовь Квазимодо к Эсмеральде является высокой любовью к ренессансной Мадонне. Так Данте любил Беатриче, так Петрарка относился к Лауре. До встречи с Эсмеральдой Квазимодо не знал, что в мире существует любовь, красота и добро. Добрый поступок девушки из Двора Чудес стал для Квазимодо «искренним событием», перевернул его жизнь.

Квазимодо воплощает авторское осмысление природы и судьбы народа, забитого и бесправного, неразумного и рабски покорного. Но не всегда. До встречи с Эсмеральдой жизнь Квазимодо проходила якобы в состоянии сна. Он видел перед собой только огромное сооружение собора, служил ему, и был его частью. Теперь он увидел другое, и за это другое готов отдать жизнь. Протест Квазимодо является протестом бессознательным, жестоким, и даже страшным. Но его тяжело обвинять, ему можно только сочувствовать. Так Гюго средствами романтического искусства высказывает собственное отношение к революционным событиям, к народу, который проснулся, и уже не может быть другим.

В «Соборе Парижской Богоматери» Гюго, вслед за Скоттом, перемещает исторических личностей на уровень фона ( Людовик ХI, Гренгуар ), а на авансцену выводит личностей выдуманных (Фролло, Эсмеральда, Квазимодо). Хотя, в отличие от Скотта, Гюго рисует не тусклые чувства, а большие страсти, и согласно собственной теории «концентрированного зеркала», активно использует контраст и гротеск. Эсмеральда - не просто красивая девушка, она является уникально красивой, Квазимодо - не просто урод, его вида люди боялись даже тогда, когда он был грудным ребенком. Концентрация противоположных черт, обострение страстей создают могущественный живописный эффект и делают произведение Гюго одним из ярчайших в истории мировой литературы.

Другие сочинения по этому произведению


Эсмеральда героиня романа «Собор Парижской богоматери» Характеристика образа Эсмеральды Контрастная композиция романа «Собор Парижской богоматери» Образ собора «Парижской Богоматери» как символ эпохи Эсмеральда - характеристика литературного героя Романтическое изображение действительности в романе Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» Гибель Эсмеральды Штурм собора Виктор Гюго «Собор Парижской Богоматери» Роман (1831) Сюжетное построение романа «Собор парижской Богоматери» Образ собора в романе Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» Роман В.Гюго "Собор Парижской Богоматери" Роман «Собор Парижской Богоматери», как символ пробуждения народа от векового рабства Квазимодо как образец духовной красоты (По роману В. Гюго "Собор Парижской Богоматери") Романтическое осмысление действительности в романе Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» Характеристика образа Квазимодо Вечная борьба добра в романе Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» Трагичность судьбы Эсмеральды (по роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери») Гротеск и контраст в романе Гюго «Собор Парижской богоматери» Характеристика образа Клода Фролло Замысел написания романа «Собор Парижской Богоматери» Описание персонажей в романе «Собор Парижской Богоматери» Добро и зло в романе Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» Квазимодо как образец духовной красоты Образ Собора (По роману В. Гюго "Собор Парижской Богоматери") Образ Собора Парижской Богоматери в свете эстетической позиции Виктора Гюго Анализ романа Гюго «Собор Парижской Богоматери» Раздумья о вечных ценностях в романе «Собор Парижской Богоматери» Образы главных героев в романе Гюго «Собор Парижской Богоматери»