Алые паруса

Александр Степанович Грин


Краткое изложение
Читается примерно за 6 минут
Сочинения
28 сочинений

«Образ и характеристика Ассоль в феерии «Алые паруса»»

Сочинение

Пожалуй, в не меньшей степени, чем Грэй, Ассоль внушает веру в успех, несет горение удачи. В душе Грэя уживались два человека. И в душе Ассоль жили две Ассоль, «перемешанных в замечательной прекрасной неправильности». Одна была дочь матроса, ремесленника, умевшая мастерить игрушки, прилежно шить, стряпать, мыть полы. Другая, та, которую Грин называл живым стихотворением «со всеми чудесами его созвучий и образов», сама была воплощением поэзии. Трепеща и волнуясь, жила Ассоль в ожидании чуда. И в этой взаимности теней и света, в этой прекрасной неправильности была, как и у Грэя, своя правильность, было присущее им обоим высокое искусство преображать мир, вдохновенно совершать множество удивительных открытий «эфирно-тонких», «невыразимых», «но важных, как чистота и тепло».

Все, что видела Ассоль вокруг себя, все, чем жила, становилось «кружевом тайн в образе повседневности». Самый звук ее имени, столь же странный и непривычный для слуха, как нежное имя Суок в «Трех Толстяках», предвещал встречу с существом, не похожим на других. Эглю, например, нравится, что имя это так странно, так однотонно, музыкально, как свист стрелы или шум морской раковины. «Что бы я стал делать,— задумчиво говорит он Ассоль,— называйся ты одним из тех благозвучных, но нестерпимо привычных имен, которые чужды Прекрасной Неизвестности? Тем более я не желаю знать, кто ты, кто твои родители и как ты живешь. К чему нарушать очарование?»

В чем же источник очарования Ассоль? Грин не собирается задавать нам загадок на сей счет. Столько в ее душе чистоты, непосредственности, естественности, такая готовность видеть мир глазами, в которых не остается ничего взрослого,— большими глазами ребенка, что вместе с нею мы проникаемся ожиданием Прекрасной Неизвестности. Другу своему, угольщику Филиппу, Ассоль вдохновенно обещает, что однажды, когда Филипп будет заваливать свою корзину углем, она превратится в благоухающий куст. И Филиппу и впрямь начинает мерещиться, что из старых прутьев поползли почки и брызнули по корзине листья. Трепеща и волнуясь, уходит Ассоль на берег моря, напряженно высматривая на горизонте белый корабль с алым парусом. И мы тоже, не веря, что верим, дожидаемся его появления.

«Эти минуты были для нее счастьем,— написал Грин о своей героине,— нам трудно так уйти в сказку, ей было бы не менее трудно выйти из ее власти и обаяния». И какое же торжество над прозаическим, грубым, одномерным, плоским и обывательским представлением о жизни, лишенным всякого полета фантазии, испытывает вместе со своими героями автор книги, когда на глазах у потрясенных жителей Каперны вдруг возникает корабль с теми самыми парусами, имя которых до сих пор звучало, как издевательство.

Героиня «Алых парусов» в свое время показалась некоторым критикам книги персонажем хотя и поэтическим, однако пассивным, бездеятельным. Такой упрек Грину адресовали не раз. Так ли уж он справедлив? Грэю даны силы, возможности, желание воплотить в жизнь мечту Ассоль. Но вспомним, что никто другой, как Ассоль и вдохновила Грэя на его поступок! Ассоль помогла Грэю понять одну нехитрую истину. Понять и в ней увериться: надо делать так называемые чудеса своими руками. И может быть, именно поэтому Грэй и не захотел никого другого, кроме Ассоль.

Вот, оказывается, как в феерии Грина в конечном счете счастливо, почти по-сказочному, а в то же время необратимо, неизбежно сплетаются судьбы, воля и свойства характеров. Встреча сказочника Эгля с Ассоль определяет цель ее бытия. Картина, изображающая корабль, вздымающийся на гребне морского вала, которую в детстве любил подолгу рассматривать Грэй, стала для него «тем нужным словом в беседе души с жизнью, без которого ему трудно было бы понять себя». В маленьком мальчике постепенно укладывалось огромное море. Он сжился с ним…

А разве мимолетное видение — миниатюрная лодочка, которую Грин однажды увидел в витрине магазина игрушек,— не находится где-то в том же ряду? Незначительное это впечатление оказалось для писателя очень нужным и очень важным.

Другие сочинения по этому произведению


Каким я представляю себе собирателя сказок Эгля (по книге А. Грина «Алые паруса») и исполнителя роли Алексея Колгану Мечта — могучая творящая сила (По повести-феерии А. Грина «Алые паруса») Мир мечтателей и мир обывателей в повести А. Грина «Алые паруса» Сочинение по прочитанной книге (по повести А.Грина "Алые паруса") Черты романтизма в одном из произве-дений русской литературы XX века Рецензия на повесть А.С.Грина «Алые паруса» Сказка о любви (по повести-феерии А. Грина «Алые паруса») (1) Сочинение по повести Грина «Алые паруса» Сочинение размышление по повести Грина «Алые паруса» История написания произведения «Алые паруса» Волшебная сила мечта Утверждение права «Делать чудеса своими руками» в феерии А. Грина «Алые паруса» Сосуществование романтического и обывательского в повести Грина «Алые паруса» «Алые паруса» А.С.Грина – произведение о "Надежде и Любви…" Когда хочешь достичь цели — достигнешь ее. Образ Артура Грэя (по повести А. Грина «Алые паруса») Повесть А. С. Грина «Алые паруса» Любовь и ненависть в повести-феерии А. Грина «Алые паруса» О первой главе повести А. С. Грина «Алые паруса» Как я понимаю название повести «Алые паруса» Романтическая повесть-сказка о возвышенной любви (по повести А. Грина «Алые паруса») Мир мечтателей и мир обывателей в повести Сказка о любви (по повести-феерии А. Грина «Алые паруса») (2) Сказка А.Грина Мечта - могучая творящая сила Торжество поэтической любви и возвышенной мечты в феерии А. Грина «Алые паруса» Символический смысл названия повести А. Грина «Алые паруса» Художественное своеобразие феерии «Алые паруса»