Паломничество Чайльд-Гарольда

Джордж Гордон Байрон


Краткое изложение
Читается примерно за 9 минут
Сочинения
20 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Романтическое бегство от действительности в поэме Байрона «Чайльд Гарольд»»

Сочинение

Он скорбный край войны и преступлений

Покинул холодно, без слез, без сожаленья.

Д. Байрон

«Паломничество Чайльд Гарольда» написано в форме лирического дневника глав­ного героя — Чайльд Гарольда.

Чайльд Гарольд — юноша из знатного рода. Его предки «снискали славу и почет в гражданстве и на бранном поле». Юноша жил, не зная забот, не задумываясь о зав­трашнем дне. Но вдруг «в расцвете жизненного мая», когда ему исполнилось 18 лет, Чайльд Гарольду все наскучило и наступило пресыщение — «болезнь ума и сердца роковая». Разочаровавшись в свете, устав от удовольствий, он решает покинуть край, где вырос, садится на корабль и отправляется «чужих небес приветствовать светила».

Герою поэмы, который повторяет путешествие самого Байрона, поэт придает чер­ты своих современников, молодых людей из среды, хорошо ему известной.

Чайльд Гарольд типично романтический герой: молодой, разочаровавшийся в жизни, людях, скучающий, пресыщенный, не находящий своего места в жизни. Столк­новения с несправедливостью общества — источник его разочарования, презрения и скорби. Именно этой поэме обязаны своим происхождением выражения «байроновская скорбь» и «байронический герой».

Поэт понимал романтическое одиночество героя как протест против норм и пра­вил жизни его круга, с которым вынужден был порвать и сам Байрон, но в то же время критиковал эгоцентризм и замкнутость Чайльд Гарольда. Герой находится в непри­миримом конфликте с обществом и его моралью. Его имя быстро стало нарицатель­ным для обозначения человека, во всем разочаровавшегося, протестующего. Предчув­ствуя, что его будут отождествлять с Чайльд Гарольдом, Байрон писал: «Я ни в коем случае не намерен отождествлять себя с Гарольдом; я отрицаю всякое родство с ним. Если местами может показаться, будто я написал собственный портрет, поверьте, что это только местами, и я не хочу признавать даже этого... Я ни за что на свете не хотел бы походить на своего героя».Чем дальше разворачивается действие, тем все резче и отчетливее отделяется от образа Гарольда лирический герой, воплощающий в себе авторское «я». Перед нами уже не скучающий аристократ, а свободолюбивый поэт, с пытливым умом и отзывчи­вым сердцем. Он восторженно пишет об испанском народе, героически защищавшем свою родину от иноземных захватчиков. Он приветствует город Кадикс, который «вер­ность сохранял среди измены», восхищается силой характера испанок.

Трагическая судьба Греции не может оставить Байрона равнодушным: «Бесчув­ствен тот, кто, как над прахом милой, о Греция, не плачет над тобой». Спасение каж­дого народа — в его собственной борьбе. Этой мыслью проникнуто обращение Байро­на к греческому народу: «О Греция! Восстань же на борьбу! Раб должен сам добыть себе свободу!»

Поэт искренне страдает оттого, что революция не принесла подлинной свободы народу Франции «и мир опять узрел насилья торжество», но Байрон уверен: освобож­дение придет.

«Паломничество Чайльд Гарольда» — первое произведение Байрона, романтика нового типа, который отличается от своих предшественников. Отстаивая свободу на­родов, их право на национально-освободительную борьбу, Байрон не бежал от действи­тельности, а призывал вмешаться в нее.

Имя Байрона, поэта, по выражению Пушкина, «оплаканного свободой», всегда близко и дорого тем, для кого святы высокие и прекрасные чувства людей, их благо­родная борьба против произвола и тирании.

Творчество Байрона было новаторским, в нем содержались идеи, которые волновали как современников, так и последующие поколения. Недосказанное, непонятое Байроном досказывалось или рождало новые споры, но всегда его творчество тревожило умы, будило фантазию. И поэт, как бы предвидя это, сказал:
...жил я не напрасно!
Хоть, может быть, под бурею невзгод,
Борьбою сломлен, рано я угасну,
Но нечто есть во мне, что не умрет,
Чего ни смерть, ни времени полет,
Ни клевета врагов не уничтожит,
Что в эхо многократном оживет.

Другие сочинения по этому произведению


"Болезнь ума и сердца роковая" (по поэме "Паломничество Чайльд-Гарольда") Байронический тип героя в поэме «Паломничество Чайльд Гарольда» Лиро эпическая поэма «Паломничество Чайльда Гарольда» Свободолюбивый пафос четвертой песни поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда» «Паломничество Чайльд Гарольда» поэтический дневник Романтический герой произведений Дж.Г.Байрона (на примере поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда») Чайлд-Гарольд - характеристика литературного героя Анализ поэмы “Паломничество Чайлд Гарольда” «Что ищет он в краю далеком?» (Джордж Гордон Байрон, «Паломничество Чайльд-Гарольда») Байрон и его поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» Изображение освободительной борьбы в поэме «Паломничество Чайльд Гарольда» Новая страница в истории жанров поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» О поэме «Паломничество Чайльд-Гарольда» Д. Г. Байрона Поэтический дневник романтической души (Джордж Гордон Байрон, «Паломничество Чайльд-Гарольда») Образ Чайльд Гарольда как воплощение байронического героя Положительное в образе Гарольда Анализ поэмы Д. Г. Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда» Содержание поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда» Герой поэмы Дж. Байрона «Паломничество Чайлд-Гарольда»