«Литература и журналистика»
Сочинение
Одна из особенностей всей русской литературы XIX в. заключается в ее теснейших связях с развитием журналистики. Русский литературный процесс трудно понять, не учитывая значения крупнейших журналов эпохи, их позиции в вопросах общественной жизни, их беллетристики и литературной критики.
Ведущие журналы того времени нередко становились своеобразными литературными центрами. Они стремились объединить вокруг себя близких по идейно-художественным взглядам писателей, направляли их творчество, порою даже выступали в качестве организаторов литературных школ. Но лицо журнала, его литературно-общественную позицию определяли все же в большей степени отделы критики и библиографии, а не беллетристики.
Дело в том, что писатели, поэты, драматурги не всегда публиковались в одном и том же органе печати. Критики же, как правило, все время сотрудничали в «своем» журнале. Не случайно «Современник» 50-х гг. у нас ассоциируется с именами Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, а «Русское слово» было журналом Д. И. Писарева.
Впрочем, и для писателей участие в том или ином журнале было делом чаще всего не второстепенным. В условиях противоборства различных идеологических и эстетических тенденций сотрудничество автора художественных произведений в определенном органе печати сразу становилось своего рода «сигналом» для читателей, своеобразной визитной карточкой, ибо давало представление о его политических и литературных симпатиях. С этой точки зрения знаменательным оказался раскол, который произошел в «Современнике» на рубеже 50—60-х гг. XIX в. Было время, когда на его страницах печатались А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, И. С. Тургенев, принимавший живое участие в редакционных делах (редактором журнала был Н. А. Некрасов), критики А. В. Дружинин, В. П. Боткин, начинал свою литературную деятельность Лев Толстой. Но постепенно в «Современнике» господствующее положение занимают революционные демократы Чернышевский и Добролюбов. Меняются, естественно, и направление журнала, и круг сотрудников. Закончилось тем, что Тургенев и его единомышленники перестали печататься в «Современнике».
Итак, русский роман, повесть, рассказ, очерк, литературно-критическая статья стали для читателей важной школой общественного и эстетического воспитания. Они воплотили в себе философские и моральные искания, мечты, пускай порой утопические, и надежды на лучшую жизнь. Гуманизм, сочувствие «униженным и оскорбленным», утверждение самоценности человека, его живой индивидуальности, защита идей равенства, братства и свободы, постановка проблем общечеловеческого значения. Невиданная ранее глубина психологического анализа, смелый поиск новых форм художественной выразительности — вот что внесла русская литература 60-х гг. XIX в. в общую сокровищницу мирового словесного искусства. И не случайно именно с этого времени русская литература становится драгоценным достоянием передовой культуры человечества, во многом определяя дальнейшее развитие мировой литературы.
Ведущие журналы того времени нередко становились своеобразными литературными центрами. Они стремились объединить вокруг себя близких по идейно-художественным взглядам писателей, направляли их творчество, порою даже выступали в качестве организаторов литературных школ. Но лицо журнала, его литературно-общественную позицию определяли все же в большей степени отделы критики и библиографии, а не беллетристики.
Дело в том, что писатели, поэты, драматурги не всегда публиковались в одном и том же органе печати. Критики же, как правило, все время сотрудничали в «своем» журнале. Не случайно «Современник» 50-х гг. у нас ассоциируется с именами Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, а «Русское слово» было журналом Д. И. Писарева.
Впрочем, и для писателей участие в том или ином журнале было делом чаще всего не второстепенным. В условиях противоборства различных идеологических и эстетических тенденций сотрудничество автора художественных произведений в определенном органе печати сразу становилось своего рода «сигналом» для читателей, своеобразной визитной карточкой, ибо давало представление о его политических и литературных симпатиях. С этой точки зрения знаменательным оказался раскол, который произошел в «Современнике» на рубеже 50—60-х гг. XIX в. Было время, когда на его страницах печатались А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, И. С. Тургенев, принимавший живое участие в редакционных делах (редактором журнала был Н. А. Некрасов), критики А. В. Дружинин, В. П. Боткин, начинал свою литературную деятельность Лев Толстой. Но постепенно в «Современнике» господствующее положение занимают революционные демократы Чернышевский и Добролюбов. Меняются, естественно, и направление журнала, и круг сотрудников. Закончилось тем, что Тургенев и его единомышленники перестали печататься в «Современнике».
Итак, русский роман, повесть, рассказ, очерк, литературно-критическая статья стали для читателей важной школой общественного и эстетического воспитания. Они воплотили в себе философские и моральные искания, мечты, пускай порой утопические, и надежды на лучшую жизнь. Гуманизм, сочувствие «униженным и оскорбленным», утверждение самоценности человека, его живой индивидуальности, защита идей равенства, братства и свободы, постановка проблем общечеловеческого значения. Невиданная ранее глубина психологического анализа, смелый поиск новых форм художественной выразительности — вот что внесла русская литература 60-х гг. XIX в. в общую сокровищницу мирового словесного искусства. И не случайно именно с этого времени русская литература становится драгоценным достоянием передовой культуры человечества, во многом определяя дальнейшее развитие мировой литературы.