Рудин

Иван Сергеевич Тургенев


Краткое изложение
Читается примерно за 9 минут
Сочинения
38 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«О романе Рудин И. С. Тургенева»

Сочинение

В «Записках охотника» Тургенев прежде всего выяснял значение народного характера в исторических судьбах России. Одновременно он продолжает разрабатывать еще одну проблему, связанную с изучением психологии и идеологии дворянской интеллигенции, ее роли в жизни страны, что нашло отражение уже в «Запис­ках охотника» («Гамлет Щигровского уезда», 1848). В новых повестях «Дневник лишнего человека» (1850), «Яков Пасынков» (1855), «Переписка» (1856), вни­мание писателя сосредоточено на изображении со­временного человека с его напряженными философ­скими исканиями, углубленным самоанализом, но­сящим даже болезненный характер, оторванным от реальной действительности.

Тема «лишнего человека» не случайно привле­кала внимание Тургенева в 50-е гг., когда особую остроту приобретал вопрос о деталях, способных пробудить русское общество. Тургеневский герой, нарисованный с несомненным сочувствием, — человек мыслящий, образованный. Он глубоко страдает от практической ненужности полученных им когда-то знаний, от одиночества, неспособности и невозмож­ности найти свое место в жизни. Именно от Тур­генева берет свое начало сам термин «лишний че­ловек», который стал определением важного об­щественно-литературного явления, нашедшего свое отражение в ряде художественных произведений рус­ской литературы.

«Рудин» — первый роман Тургенева, запечатлев­ший целую полосу в развитии русского общества 30—40-х гг. XIX в. Сюжет романа сравнительно несложен, да и объем его невелик. Главное в «Рудине» — не описание быта, а воссоздание идеоло­гической картины эпохи. Характеры героев раскры­ваются прежде всего через споры о философии, просвещении, морали. Это становилось одной из характернейших примет русского романа XIX в.

Образ главного героя романа дан неоднозначно. В нем нельзя не отметить подлинную культуру, ши­рокую образованность, бескорыстие. Он мечтает о благе человечества, произносит пламенные речи о высоком звании человека, о значении просвещения и науки. Но, будучи выучеником философского идеа­лизма 30-х гг., Рудин, подобно другим дворянским интеллигентам, оказывается очень далеким от пра­вильного восприятия действительности. Идеальные представления терпят крах при столкновении с ре­альной жизнью. И, высоко ценя героя, Тургенев, тем не менее, неоднократно подчеркивает резкий разрыв у Рудина между словом и делом, что отчет­ливо и наглядно проявляется в любовном конфлик­те, а поведение героя в сфере любовных отношений давно уже стало в русской литературе одним из главных средств его проверки, своеобразным испы­танием.

Не щадя себя, Рудин писал Наталье Ласунской: «Первое препятствие — и я весь рассыпался... прос­то испугался ответственности, которая на меня па­дала, и потому я, точно, недостоин вас».



Лежнев, в ряде случаев высказывающий мысли, близкие Тургеневу, говорит: «Несчастье Рудина со­стоит в том, что он России не знает, и это точно большое несчастье. Россия без каждого из нас обо­йтись может, но никто из нас без нее не может обойтись. Горе тому, кто это думает, двойное горе тому, кто действительно без нее обходится! Космо­политизм — чепуха, космополит — нуль, хуже нуля; вне народности ни художества, ни истины, ни жиз­ни, ничего нет». Эти слова звучат как своеобразная публицистическая декларация; но они многое объяс­няют в художественном строе романа. Да и сам Рудин в конечном счете осознает, что подлинно полезная деятельность возможна лишь для того, кто не потерял связи с народной почвой. Он говорит: «...Если у человека нет крепкого начала, в которое он верит, нет почвы, на которой он стоит твердо, как может он дать себе отчет в потребностях, в значении, в будущности своего народа? Как может он знать, что он может сам делать?..»

И все же Рудин, восторженно провозглашающий идею служения обществу, горячо верит в силу ра­зума и вдохновенную проповедь добра. «В Рудине есть энтузиазм, а это самое драгоценное качество в наше время. Мы все стали невыносимо рассуди­тельны, равнодушны и вялы, мы заснули, мы за­стыли — и спасибо тому, кто хоть на миг расше­велит и согреет»,— говорит о Рудине Лежнев. Так же воспринимал тургеневского героя и Некрасов: «Эти люди имели большое значение, оставили по себе глубокие и плодотворные силы. Их нельзя не уважать, несмотря на все их смешные или слабые стороны».

В 1860 г., готовя роман к новому изданию, Тургенев прибавил к нему эпилог: смерть Рудина на баррикадах в Париже во время революционных со­бытий 1848 г. Эпилог этот имел для писателя принципиальное значение. В новых условиях, когда на исторической арене уже появились революцион­ные демократы и возник острый идеологический конфликт между «Современником» и Тургеневым, писатель стремился показать историческое значение тех дворянских интеллигентов, которые с его же легкой руки получили название «лишних людей» и были подвергнуты резкой критике в статье Добро­любова «Что такое обломовщина?» (1859). Эпилог призван был возвысить Рудина, доказать его способ­ность на героические поступки. Однако даже на парижских баррикадах Рудин все равно оказывается вечным скитальцем. Подвиг его бесполезен, сама фигура его несколько театральна: «В одной руке он держал красное знамя, в другой — кривую и тупую саблю...» Повстанцы даже не знали, кто такой Рудин, они считали его поляком... Так уходит из жизни и со страниц романа Дмитрий Рудин.

Опыт работы над первым романом во многом пригодился писателю в его последующем творчестве. В «Записках охотника» повествование строилось преж­де всего на авторских описаниях, композиционным центром оказывался охотник, рассказывающий о сво­их встречах, наблюдениях, разговорах. В романе же характер повествования изменяется. Авторское на­чало отходит на второй план. Герои даны объек­тивно, широко используются взаимооценки персо­нажей, исповеди, письма и т. д.

Сюжет «Рудина» охватывает несколько лет, но подробно описывается только несколько дней из жиз­ни героя. В романе в полной мере проявилось пей­зажное мастерство автора: пейзаж образует не просто лирический фон, но и подчеркивает душевное со­стояние Рудина. «Концентрированное» изображение действительности, сжатость и напряженность повест­вования, связанного преимущественно с судьбой од­ного героя, простота композиции, отсутствие каких- либо внешних эффектов, реалистическая мотивиров­ка поступков — все это станет характерными осо­бенностями и других романов великого писателя.

Другие сочинения по этому произведению


Герой эпохи в изображении И. С. Тургенева (по роману «Рудин») Как и почему меняется отношение Лежнева к Рудину? (по роману И. С. Тургенева «Рудин») Наталья Ласунская тип тургеневской девушки (по роману "Рудин") Роман «Рудин». Роман И. Тургенева «Рудин» Рудин человек прошлого Человек из дворянской среды на сломе эпох Значение финала в романе Тургенева «Рудин» Творческая история создания романа «Рудин» Роман «Рудин» И.С. Тургенева Работу над \"Рудиным\" Иван Сергеевич Тургенев начал в 1855 Базаров и Рудин. Их сходство и различия Рудин в восприятии героев одноименного романа И. С. Тургенева Особенности композиции романа И. С. Тургенева "Рудин" Сочинение по роману Тургенева «Рудин» АВТОР И ГЕРОЙ В РОМАНЕ И.С.ТУРГЕНЕВА "Рудин", "Отцы и дети" Сочинение по роману И.С. Тургенева "Рудин" Человек из дворянской среды на сломе эпох (по роману И.С. Тургенева "Рудин") Герой романа И.С.Тургенева «Рудин» Конфликт романа Наталья и Рудин Женские образы в романе Тургенева «Рудин» Анализ романа "Рудин" Тургенева И. С. ВЕЧНЫЕ ТИПЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И. С. ТУРГЕНЕВА (РУДИН, ИНСАРОВ, БАЗАРОВ) Образы демократов (по романам И.С. Тургенева «Рудин», «Накануне», «Отцы и дети») Наталья Алексеевна Ласунская в романе «Рудин» Рудин, Инсаров, Базаров произведениях И. С. Тургенева Горбунова Надежда ПЛЕНИТЕЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ ОБРАЗ В РОМАНЕ И. С. ТУРГЕНЕВА "РУДИН" Художественное мастерство И. С. Тургенева в романе «Рудин» Онегин и Печорин и Рудин не являются Обломовыми Идея романа «Рудин» Образ главного героя романа И. С. Тургенева «Рудин» Рудин - личность трагическая Образ и характеристика главного героя романа «Рудин» Рудин - характеристика литературного героя Трагичность судьбы главного героя романа «Рудин» Образ Рудина в романах Тургенева