Анна Ахматова


Биография
Биография писателя
Произведения
16 произведений
Сочинения
194 сочинения

«Стихотворение А. А. Ахматовой «Сегодня мне письма не принесли…» (восприятие, истолкование, оценка)»

Сочинение

Стихотворение «Сегодня мне письма не принесли…» входит в самый первый сборник Ахматовой «Вечер». Во время составления этого сборника молодой Ахматовой владело безудержное чувство «влюбленности в любовь». Она посвящала стихи разным людям, влюбляясь в них и отдаваясь этим чувствам без остатка. Это стихотворение служит ярким тому примером.

Всплеску чувства способствовало, казалось бы, незначительное событие: «Сегодня мне письма не принесли». Но, насколько оно было важным для лирической героини, можно почувствовать уже в конце первого четверостишия, так как первая и последние строки его совпадают. Мысль разлуки с любимым человеком проходит лейтмотивом через все стихотворение. Героиня пытается найти оправдание расставанию, стремится подбодрить себя «серебряным смехом» весны, но ничего ее не радует:

Теперь весна, и грусть весны отравна

Ведь:

Он был со мной еще совсем недавно,

Такой влюбленный, ласковый и мой,

Но это было белою зимой…

Героиня испытывает при воспоминании о любимом очень трепетные чувства, с обожанием описывая его. И даже строки, написанные ею, называет «нежными». В последнем четверостишии уже недвусмысленно описывается боль в душе лирической героини:

… Легкий трепетный смычок

Как от предсмертной боли бьется

И страшно мне, что сердце разорвется.

Живые трагичные переживания Ахматова передает с легкостью мастера через незначительные детали. Мы следим в стихотворении не только за размышлениями лирической героини о ее страданиях, но еще и за тем, что «еще совсем недавно …» «белою зимой» она была с любимым вместе. Весна же принесла с собой разлуку и боль. Эта маленькая деталь введена поэтессой в повествование для того, чтобы, во-первых, подчеркнуть, что ее героиня не замыкается только на внутренних переживаниях, но видит и по-своему воспринимает все, что происходит вокруг нее. Во-вторых, противопоставляются два времени года, Ахматова подчеркивает тем самым контрастность чувств. Примечательно то, что у нее два эти времени года поменялись местами и как бы нарушили общепризнанную логику жизни. Обычно зима ассоциируется с внутренней опустошенностью, с засыпанием чувств и эмоций. Весна, в свою очередь, время зарождения новой жизни, влюбленности, время безудержного желания радоваться каждому дню. У Ахматовой же весна «отравна». Такие сравнения подчеркивают самобытность восприятия поэтессой окружающей ее действительности.

Все стихотворение проникнуто глубочайшим лиризмом. Он достигается Ахматовой не только посредством слова, которым она искусно владеет, но и построением стиха, которое очень необычно.

Стихотворение состоит из трех строф. Первые две заключают в себе по пять строк, последняя — четыре. Пятые строки в первых двух строфах являются точным повторением первых строк. Это позволяет Ахматовой акцентировать внимание на том, что является источником глубоких переживаний героини. Многоточия, употребленные в конце каждой строфы, побуждают задуматься над смыслом всего сказанного, дорисовать образ героини в каждый конкретный момент переживаний.

Биение живых чувств заметно не только в словах, но и в рифме стихотворения. Он не ровный, не застывший в каком-либо определенном размере. Ахматова использует для этого укороченные строки:

Он был со мной еще совсем недавно…

Но это было белою зимой,

Теперь весна, и грусть весны отравна…

Это подчеркивает душевный надрыв, эмоциональность лирической героини.

Все это вводит в глубоко истинный мир поэтессы, будоража разум и сердце.

Мне очень близка ранняя лирика А. А. Ахматовой. Стихотворение «Сегодня мне письма не принесли…» поражает меня своей эмоциональностью и, в то же время, логичностью описанных в нем переживаний, потому что страдающему человеку обычно очень тяжело объективно оценивать окружающую его действительность и здраво рассуждать о своих страдания. А. А. Ахматова черпала из источника своих страданий и переживаний живую воду поэзии, которая до сих пор утоляет жажду безудержных романтиков.