Челкаш

Максим Горький


Краткое изложение
Читается примерно за 5 минут
Сочинения
45 сочинений

«Своеобразие проблематики ранней прозы М. Горького (на примере одного из рассказов)»

Сочинение

Мировоззренческая позиция Максима Горького на протяжении всей жизни писателя тяготела к революционному романтизму, предполагающему необходимость и неизбежность исправления мирового порядка путем внешнего воздействия. Общеизвестно, что Горький являлся гуманистом, следовательно, как и у гуманистов эпохи Возрождения, место Бога в его сознании занимал человек, но человек не обычный, а стоящий выше окружающих его людей, способный повести за собой толпу, способный на высшее самопожертвование, - Человек с большой буквы.
Мне кажется, что размышлять над вопросом, что есть человек, Горький начал уже в первом своем рассказе "Макар Чудра", где показал человека "красивого" и свободного, абсолютно не похожего на других. Затем, два года спустя, герои его рассказа "Старуха Изергиль" уже будут задаваться вопросом, зачем жить: для свободы от людей или для того, чтобы совершить подвиг во имя людей? В пьесе "На дне" автор поднимает вопрос, как жить человеку. И наконец, в повести "Мат! ь" Горький уже не только не задает никаких вопросов, но и создает образ, являющийся словно бы ответом на все эти вопросы, - человека настолько неординарного, "красивого", что создается ощущение, будто Павел и есть новый Мессия. Особое место в дооктябрьском творчестве Горького занимают так называемые "босяцкие" рассказы. Например, "Челкаш", "Коновалов", "Супруги Орловы". В этих "босяцких" рассказах романтизм приобретает реалистическую окраску. Тем не менее, думается, нельзя обвинить Горького в том, что здесь он отошел от романтического взгляда на своего героя: просто герои этих рассказов изображены в гуще жизни. Чтобы убедиться в этом, обратимся к рассказу "Челкаш", написанному в 1895 году. Это произведение можно условно разделить на три части: встреча героев, словесная дуэль и столкновение.
Великолепно дано Горьким и описание порта, который как будто бы "противоречит" морю - "свободной стихии". На фоне этого монстра люди - маленькие, суетливые, их голосов даже не слышно. Изумительна и звуковая инструментовка пейзажа. Только прислушайтесь: "…звон якорных цепей, грохот сцепления вагонов, металлический вопль железных листов, глухой стук дерева, дребезжание извозчичьих телег, свистки пароходов, крики грузчиков, матросов и таможенных солдат". Все детали создают ощущение того, что труд здесь не удовольствие, а рабская каторга. Пейзаж в рассказе не только фон, но и значимый элемент, раскрывающий авторский замысел. Пейзажное обрамление харктерно для ранних рассказов Горького. Это же мы видим и в "Челкаше". Если в начале рассказа море подавлено гранитными берегами, то в финале оно свободно: "Море выло, швыряло большие, тяжелые волны на прибрежный песок, разбивая их в брызги и пену". Все это тесно связано с образом главного героя рассказа - Челкаша. Итак, обратимся непосредственно к сюжету рассказа. Главных героев двое: Гришка Челкаш и Гаврила. Сначала автор создает портрет Челкаша. Для описания Гришки писатель трижды использует слово "хищный" ("хищное лицо", "хищный нос" и даже "хищная худоба"), употребляет экспрессивные глаголы. Очевидно, что развернутая метафора "Челкаш - степной ястреб", с одной стороны, немедленно вызывает чувство отторжения от героя, а с другой стороны - подчеркивает его понимание свободы. Основные черты его характера: хищничество и свободолюбие. Рядом появляется описание Гаврилы. В его портрете нет динамики, и представляет его автор сидящим, в то время, как Гришка "медленно шагает". "Шагах в шести от него, у тротуара, на мостовой, прислонившись спиной к тумбочке, сидел молодой парень,

Другие сочинения по этому произведению


«Гордый человек» М. Горького (по рассказу М. Горького «Челкаш») Анализ рассказа М. Горького «Челкаш» Босяки — герои или жертвы?(по рассказу "Челкаш") Герои ранней романтической прозы М.Горького Образ босяка в рассказе М. Горького «Челкаш» Образ Челкаша в рассказе Горького "Челкаш" Образы Челкаша и Гаврилы (по рассказу М. Горького "Челкаш" ) Проблема сильной свободной личности в произведениях Горького рубежа веков (на примере анализа одного рассказа). Роль пейзажа в рассказах И. А. Бунина «Кавказ» и М. Горького «Челкаш» Роль пейзажа в рассказах Л. Н. Толстого «После бала», И.А.Бунина"Кавказ", М. Горького"Челкаш". Роль пейзажа в рассказе Своеобразие проблематики ранней прозы М. Горького на примере одного из рассказов («Челкаш»). Сочинение по рассказу Горького "Челкаш" Сравнение Челкаша и Гаврилы (по рассказу М. Горького «Челкаш») Сходство героев М. Горького и В. Г. Короленко Челкаш и Гаврила в рассказе М. Горького «Челкаш». Человек в творчестве М. Горького Анализ рассказа "Челкаш" Горького Концепция человека в творчестве М. Горького (рецензия на рассказ М. Горького "Челкаш") Челкаш и Васька Пепел (сравнительная характеристика героев) Челкаш и Гаврила — герои противопоставленные друг другу Челкаш и Гаврила в рассказе “Челкаш” Два мира — два мировоззрения в рассказе Максима Горького "Челкаш" Образ Челкаша В чем драма Челкаша и Гаврилы в рассказе Горького «Челкаш» Челкаш и Гаврила в рассказе 4 Пейзаж в рассказе Горького «Челкаш» 1 Сцена финального объяснения Челкаша и Гаврилы, как кульминация повествования в рассказе М. Горького «Челкаш» Своеобразие проблематики ранней прозы М.Горького на примере одного из рассказов Челкаш и Гаврила в рассказе 5 Идейно-художественное своеобразие Челкаш и Гаврила в рассказе 2 Челкаш и Гаврила в рассказе 1 Тема поиска смысла жизни проблемы гордости и свободы Челкаш и Гаврила в рассказе 3 Челкаш и Гаврила в рассказе 6 Сцена финального объяснения Челкаша и Гаврилы, как кульминация повествования Романтичные босяки (М. Горький «Челкаш») Чему посвящен рассказ Горького «Челкаш» Челкаш и Гаврила в рассказе 7 Сочинение по рассказу Максима Горького «Челкаш» Проблема положительного героя в рассказе Горького «Челкаш» Конфликт двух мировоззрений в рассказе М. Горького "Челкаш" Пейзаж в рассказе Горького «Челкаш» 2