Обыкновенная история

Иван Александрович Гончаров


Краткое изложение
Читается примерно за 11 минут
Сочинения
64 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Обыкновенная история Александра Адуева»

Сочинение



...поэта

Обыкновенный ждал удел.

А. С. Пушкин

В. Г. Белинский в статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года», подчерки­вая жизненную верность первого романа И. А. Гончарова, писал, что это произве­дение принесет большую пользу, ибо нанесет удар романтизму, мечтательности и сентиментальности. Чем же вызвана такая высокая оценка романа? История, в нем рассказанная, не поражает воображение, но даже полтора века спустя книга эта заставляет о многом задуматься.

Главный герой романа — молодой романтик Александр Адуев. Мы следим за его жизнью на протяжении многих лет.

Перед нами два мира: патриархальная деревенская глушь, с ее праздностью, застоем, и столица — Петербург, воплощение жизни, деловитости, активности.

В Грачах прошли детство и юность Александра Адуева. Любимец и баловень матери, он не знал ни забот, ни огорчений, жизнь в родной усадьбе была для него сплошным праздником. «Ты первый в мире», — внушала ему мать. «Он пойдет далеко», — твердили профессора. Юноша, поверив в свою исключительность, бездельничал. Праздный образ жизни выработал в нем «преждевременные сердеч­ные склонности» и пустую мечтательность. Жизнь представлялась Александру в розовом свете, без труда на благо общества, в одном лишь «возвышенном существо­вании».

Собираясь в столицу, Александр рисовал в воображении картины своего славно­го будущего, уверенный, что успех ему принесут литературные занятия. Петербург ошеломил молодого провинциала великолепием и красотой. Но не меньше порази­ла его встреча с дядюшкой — Петром Ивановичем Адуевым: дядя не выразил радо­сти по поводу приезда племянника и не одобрил планов Адуева-младшего стать пи­сателем, полагая, что «делать карьеру и фортуну» надо иным путем.

Одна за другой рушатся мечты молодого романтика. «Забудь эти священные да небесные чувства, а приглядывайся к делу», «Твоя глупая восторженность никуда не годится», «С твоими идеями хорошо сидеть в деревне», — не устает повторять дядюшка. Он наносит Александру еще один, быть может, самый болезненный удар: доказывает, что у него, юного мечтателя, нет литературного таланта.При этом дядюшка по-своему заботится о племяннике: достает ему «настоящую работу» — переводы агрономических статей. Но это все не то. Александр впадает в апатию, вздыхает, целые дни проводит на диване, не знает, что делать.

Здесь, в столице, разбились и его мечты о вечной, идеальной любви.

Но кто же все-таки виноват во всех неудачах Александра? По его мнению, чело­вечество, судьба, ну и, конечно, дядюшка, но только не он сам.

Разочаровавшись в этой действительности и ничего не сделав, чтобы изменить ее, молодой Адуев покидает столицу и возвращается в усадьбу матери. Но как можно (жить в провинции после блестящего Петербурга!

И он снова уезжает в Петербург. Из «сумасброда» и «мечтателя» Александр превращается в человека, «каких в Петербурге много», — в самоуверенного и са­модовольного ограниченного чиновника-карьериста.

Освободившись от беспочвенных надежд, романтических иллюзий и мечтательности, Александр начинает преуспевать в делах, быстро продвигается по служебной лестнице. Забыты прежние «возвышенные» представления о вечной Любви, бескорыстной дружбе, родственных привязанностях.

Восемь лет возился с ним дядюшка и добился успеха. В эпилоге романа вместе юного мечтателя перед нами другой человек — пополневший, с лысиной, с орде­ном на шее, крупный чиновник и обладатель большого состояния, который к тому же собирается выгодно жениться на девушке с большим приданым.

А когда жена дяди, Лизавета Александровна, упрекает племянника в измене юношеским идеалам, тот отвечает: «Что делать... век такой. Я иду наравне с веком: нельзя же отставать!»

Такая вот обыкновенная история: мечтательный романтик предпочел иллюзиям доходное место, богатство, выгодную женитьбу.

Такое перерождение было типичным для русской действительности 30—40-х годов XIX века, периода зарождения капиталистических отношений.

В прежнем облике Адуева были и привлекательные черты, свойственные юности: вера в «высокие» чувства, бескорыстие, любовь ко всему прекрасному. Но барское воспитание, надежда на «авось», желание получить все, не затрачивая усилий, привели к тому, что он, по словам И. А. Гончарова, «пережив эпоху юношеских волнений, достиг положительных благ, как большинство, занял в службе прочное положение и выгодно женился...». В этом и заключается «обыкновенная история».

Другие сочинения по этому произведению


«Замысел Гончарова был шире. Он хотел нанести удар вообще современному романтизму, но не сумел определить идеологический центр. Вместо романтизма он осмеял провинциальные потуги на романтизме» (по роману Гончарова "Обыкновенная история" И.А.Гончарова «Утрата романтических иллюзий» (по роману «Обыкновенная история») Автор и его герои в романе «Обыкновенная история» Автор и его герои в романе И. А. Гончарова «Обыкновенная история» Главные герои романа И. Гончарова «Обыкновенная история». Главный герой романа И. Гончарова "Обыкновенная история" Две философии жизни в романе И. А. Гончарова «Обыкновенная история» Дядя и племянник Адуевы в романе «Обыкновенная история» Как жить? Образ Александра Адуева. Петербург и провинция в романе И. Гончарова «Обыкновенная история» Отзыв о романе И. А. Гончарова «Обыкновенная история» Отражение исторических перемен в романе Гончарова «Обыкновенная история» Почему роман И.А.Гончарова назван "Обыкновенная история"? Роман о повседневной жизни обыкновенных людей Россия в романе И. А. Гончарова "Обыкновенная история" Смысл названия романа И. Гончарова «Обыкновенная история». Смысл названия романа И. А. Гончарова «Обыкновенная история» Сравнительная характеристика главных героев романа И. Гончарова «Обыкновенная история» Старая и новая Россия в романе И. А. Гончарова «Обыкновенная история» Характеристика образа Александра Адуева Сравнительная характеристика Ильи Ильича Обломова и Александра Адуева (характеристика персонажей романов Гончарова) О романе Гончарова «Обыкновенная история» Сюжет романа Гончарова Гончаров И. А. «Обыкновенная история» Сравнительная характеристика героев романа И. А. Гончарова «Обыкновенная история» История написания романа Гончарова «Обрыв» Александр и Петр Иваныч Адуевы в романе «Обыкновенная история» Автор и его герои в романе Смысл названия романа И. Гончарова Роман “Обыкновенная история” (первая критика, первая известность) Образ Александра Адуева, Петербург и провинция Герой романа «Обыкновенная история» Женские образы в романе Гончарова «Обрыв» Образ Александра Адуева. Петербург и провинция в романе Критика о романе Гончарова «Обрыв» Критика произведения разных авторов (роман «Обыкновенная история») Главный герой романа Гончарова «Обрыв» Основная композиция романа “Обыкновенная история” и его значение Роман “Обыкновенная история” Сходство Адуева с Владимиром Ленским План и замысел написания романа «Обрыв» Роман Гончарова «Обыкновенная история». Конфликт романтизма и трезвого практицизма Особенность «карьерной» повести Гончарова (“Обыкновенная история”) Утрата романтических иллюзий Старая и новая Россия в романе Отражение “исторической ломки” в названии и содержании романа “Обыкновенная история” Характеристика образа Тушина в романе Гончарова «Обрыв» Образ Райского в романе Гончарова «Обрыв» "Обыкновенная история". Процесс перерождения романтика в бюрократ Поиски положительных начал русской жизни в романе И. А. Гончарова «Обыкновенная история» Почему роман И. А. Гончарова назван «Обыкновенная история» Критика современников на роман Гончарова «Обыкновенная история» Организация времени в романе И. А. Гончарова "Обыкновенная история": как время изменяет героев произведения? "ОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ" И. А. ГОНЧАРОВА Взаимоотношения Адуева-младшего с Адуевым-дядей в романе “Обыкновенная история” Характеристика образа Веры в романе Гончарова «Обрыв» Отражение исторических перемен в романе Сравнительная характеристика главных героев романа И. А. Гончаров “Обыкновенная история” Белокурова О романе «Обрыв» Главные герои романа Две философии жизни в романе Метаморфозы Александра Адуева: причины и результаты (анализ образа главного героя романа И.А. Гончарова «Обыкновенная история»)