Обрыв

Иван Александрович Гончаров


Краткое изложение
Читается примерно за 15 минут
Сочинения
23 сочинения

«Жанровая колоритность романа»

Сочинение

Всего десять лет отделяют романы «Обломов» и «Обрыв», но за этот короткий срок в группировке общественных партий произошла колоссальная перемена. Гордо и заносчиво выступило новое поколение на арену русской общественной жизни и в какие-нибудь три-четыре года порвало всякие связи с прошлым. От прежнего единодушия не осталось и малейшего следа. Общественная мысль разделилась на резко враждебные течения, не желавшие иметь что-либо общее друг с другом, обменивавшиеся угрозами, тяжкими обвинениями и проклятиями. Поколение, еще так недавно считавшее себя прогрессивным, было совершенно оттерто: ему бросали в лицо упреки в устарелости, отсталости, даже ретроградстве. Понятно, что озлобление, вызванное этими в значительной степени незаслуженными упреками, было очень велико.

Гончаров никогда не был близок к передовым элементам; он писал «объективный» роман, когда сверстники его распинались за уничтожение крепостничества, за свободу сердечных склонностей, за права «бедных людей», за поэзию «мести и печали». Но потому-то он меньше всего и был склонен к снисходительности, когда «Обрывом» вмешался в спор между «отцами» и «детьми». Раздражение лишило Гончарова части его силы, которая лежала именно в спокойствии. «Обрыв» заключает в себе много отдельных превосходных эпизодов, но в общем он — наименее удачный из романов писателя. В сферах, близких к «детям», на «Обрыв» взглянули как на памфлет против молодого поколения; в сферах, близких к «отцам», усмотрели, в Марке Волохове резкое, но вполне верное изображение нового течения. Было и среднее мнение, утверждавшее, что Гончаров с его глубоким умом не мог все поколение шестидесятых годов олицетворить в образе циничного буяна, не гнушающегося для личных своих нужд выманивать деньги подложным письмом. Речь, по этому пониманию «Обрыва», идет только о некоторых несимпатичных Гончарову элементах движения шестидесятых годов. Как бы то ни было, в нарицательное имя Марк Волохов не обратился, как не стали им антипод Волохова — мечущийся эстетик Райский и книжно задуманная героиня романа – Bepa. Во всем своем блеске талант Гончарова проявился в лицах второстепенных. Бабушка и весь ее антураж обрисованы со всею силою изобразительной способности писателя. Истинным художественным перлом является образ простушки Марфиньки. В галерее русских женских типов живой, схваченный во всей своей, если можно так выразиться, прозаической поэзии портрет Марфиньки занимает одно из первых мест.

Другие сочинения по этому произведению


Главный герой романа Гончарова «Обрыв» Сочинение по роману "Обрыв" Женские образы в романе Гончарова «Обрыв» Образ Райского в романе Гончарова «Обрыв» Изображение отношений Марка и Веры в романе «Обрыв» Характеристика образа Веры в романе Гончарова «Обрыв» Характеристика образа Тушина в романе Гончарова «Обрыв» Изображение поведения и облика Волохова (по роману «Обрыв») Высокие поэтические достоинства романа «Обрыв» Авторская позиция в романе Характеристика образа Веры Идеал героини в романе «Обрыв» Образ Веры в романе «Обрыв» Религиозные и мистические мотивы в романе Гончарова «Обрыв» Роман Гончарова «Обрыв» «эпос нового мира» План и замысел написания романа «Обрыв» Идеал главного героя в романе «Обрыв» Роман И. А. Гончарова Об Каковы же взгляды Райского? (по роману «Обрыв») «Обрыв» Жанровая колоритность романа Новая концепция романа у Гончарова на примере произведения «Обрыв» Характеристика образа Марка Волохова в романе Гончарова «Обрыв»