Тарас Бульба

Николай Васильевич Гоголь


Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
134 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Материал для изучения повести Гоголя «Тарас Бульба»»

Сочинение

Гоголевский текст содержит в себе поистине неисчерпаемые возможности, и, прочитанная каждый раз заново, повесть еще долго будет открывать все новые и новые пласты, давая учителю возможность работать творчески, будить у читателей живой интерес к произведению, развивать их в умственном, нравственном и эстетическом отношении. В центре внимания неизбежно окажутся прежде всего Тарас, Остап и Андрий - главные герои повести. В основе анализа должно лежать стремление до конца попять мотивы поведения героев, их характеры, внутренний мир. Андрия все должны увидеть со всем дурным и хорошим, что показал нам в нем автор. Мало осудить Андрия - надо раскрыть истоки его поступков. При рассмотрении характера Остапа следует избежать опасности обеднить его, раскрыть слишком прямолинейно.

Для того чтобы суждения об Остапе и Андрий были глубокими и непредвзятыми, в основу анализа должна быть положена не логическая сравнительная характеристика обоих братьев, последовательная, сопровождаемая пристальным вчитыванием в текст сопоставление жизненного пути и пути формирования характеров героев, вызывающее глубокие нравственные раздумья.

Какова последовательность анализа? При изучении первых глав наблюдение за формированием натур Остапа и Андрия ведется параллельно - так, как это дано у Гоголя. Далее в анализе (как и у Гоголя) судьбы каждого из героев обособляются. Рассматривая жизненные пути обоих братьев, все решают вопрос о том, почему Андрий стал предателем и как Остап пришел к подвигу. Изучение образа Остапа естественно подводит читателей к широкому рассмотрению темы подвига, темы героического служения Родине (тут пойдет речь и о гибели Тараса, и о подвигах казаков в битве под Дубно). Урок, посвященный героизму Тараса, носит итоговый, завершающий характер, обобщая наблюдения, сделанные в процессе всей работы над текстом.

Повесть сравнительно велика по объему, поэтому необходимо позаботиться о разнообразии приемов анализа, поддерживающих интерес к произведению, развивающих их творческую активность. Это викторина, проверяющая знание текста, инсценирование, «кинопрочтение», разного рода пересказы, сопоставления, постановка вопросов к тексту, использование иллюстраций и т.д.

Невольные своим положением, крестьяне убегали на юг, в степи. На островах Днепра они построили небольшое укрепление и назвали его Запорожской Сечью, а себя - запорожскими казаками (вольными людьми). Казаки объединились в курени (войсковые части) и выбирали себе куренного атамана. Все дела Сечи решались собранием (радой). В Запорожскую Сечь часто убегали и русские крепостные. Здесь росла и крепла дружба двух братских народов, закалялись отважные воины, проявлялось подлинное товарищество, основанное на равенстве, а также на уважении к старейшим и умнейшим.

В мирное время казаки уходили в «луга и пашни», на днепровские перевозы, занимались кузнечным,, слесарным, торговым делом, ловили рыбу, сапожничали… Но стоило зазвучать боевому кличу - казаки садились на коней и с оружием в руках были готовы отразить нападение врага. Все это нашло свое отражение в исторических сочинениях, летописях, народных песнях, преданиях, с которыми Гоголь знакомился с большим интересом. Овеянная славой, вставала перед ними живая, яркая история народа, а воображение рисовало битвы, вольные и дикие степи, могучие характеры, крепкие натуры.

Именно в таких условиях, пишет Гоголь, русский характер и получил «могучий широкий размах, дюжую наружность», представляя собой «необыкновенное явление русской силы, вышибленное из народной груди огнивом бед». Для воссоздания эмоционального облика изображенной Гоголем эпохи можно обратиться к известной картине И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Ни одну из своих картин Репин не любил так, как «Запорожцев.,.». Художник восхищался образами запорожских казаков. «Недаром про них Гоголь писал,- говорил он.- Все это правда!.. Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства! Во всю жизнь Запорожье осталось свободно, никому не подчинилось». Художник работал над картиной более тринадцати лет. В основе сюжета картины лежит подлинное историческое событие. В 1676 году турецкий султан Махмуд V прислал запорожцам «грозную грамоту», в которой приказывал им добровольно и без сопротивления сдаться. Запорожцы не остались в долгу. Они отправили султану озорной ответ. Репин изображает запорожцев в момент, когда они, сгрудившись у грубо сколоченного стола, сочиняют свое знаменитое письмо. Один за другим отпускают запорожцы острые и язвительные замечания но адресу султана, смеются над каждым метким, удачно найденным словом, смеются над своим кичливым врагом, над самой мыслью о возможности их порабощения. Таково в общем содержание картины Репина, раскрывающееся в необыкновенном богатстве изображенных на полотне человеческих характеров.

В центре картины - умный и проницательный атаман Иван Серко, легендарный герой, о котором сохранилось много народных преданий. Он смеется сдержанно, внимательно вглядываясь в лица товарищей, радуясь их твердому духу и безграничному веселью. В выражении его лица, в свободной и динамичной позе ощущается достоинство, уверенность в себе, сила и человечность. Весь его облик исполнен обаяния. Возле него - писарь, который явно испытывает чувство удовольствия, вставляя в письмо очередное словцо. На его умном, ироничном лице тонкая язвительная усмешка.

Обращает на себя внимание могучий казак в красном жупане и белой папахе, раскатистым хохотом отвечающий па шутку товарища.

Топким, почти беззвучным смехом смеется худенький старичок с седым оселедцем1. А рядом с ним звонко хохочет молодой красавец, лихо запустивший за ухо свой роскошный ус и одетый в цветистые зеленые одежды - трофеи какого-нибудь восточного похода.

Широта цветной палитры как бы оттеняет разнообразие, разноликость характеров казаков, свободно и естественно группирующихся в картине. При всем психологическом разнообразии индивидуальностей казаки у Репина охвачены единым настроением, единым общим порывом мощного безудержного веселья, исполненного несокрушимой веры в свои силы. Богатырский хохот волнами перекатывается по казачьему кругу, как бы озвучивая картину.

Овальное построение вытянутой в длину композиции со стоящими по краям фигурами и вертикалями пик подчеркивает монументальную цельность картины. Жесты, разнообразие одежды и снаряжения казаков помогают яснее ощутить могучую силу запорожцев. Ощущение силы возникает еще и потому, что центральная группа дана не изолированно, а на фоне остального запорожского войска, закрывающего собой весь горизонт.

С необычайной живописной щедростью создает Репин «хоровую» (по образному выражению В. В. Стасова) картину, исполненную глубокого оптимизма и веры в свободолюбие и несокрушимые силы народа. Запорожцы Репина сродни эпически величавым, романтически ярким героям повести Гоголя. Репину так же, как и Гоголю, Запорожская Сечь рисовалась вольной казачьей республикой, порождавшей людей даровитых и мощных духом.

Другие сочинения по этому произведению


«Нет уз святее товарищества» (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»). Жестокий век, жестокие сердца. Историческая повесть «Тарас Бульба» Как представлен Тарас Бульба в повести Н. В. Гоголя? Как представлен Тарас Бульба в повести Николая Васильевича Гоголя Мой любимый литературный герой — Тарас Бульба Образ матери в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" Образ Остапа и Андрия в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» Образ Тараса Бульбы Образ Тараса Бульбы - воплощение ратного духа запорожцев (По повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба") Описание запорожской степи (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»). Остап и Андрий Остап и Андрий — братья и враги (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») Остап и Андрий в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Остап и Андрий как два исторических сознания (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») Почему Тарас убивает сына? Почему Тараса Бульбу можно назвать национальным героем Сравнительная характеристика Остапа и Андрия Тарас Бульба — главный герой повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Тарас Бульба — патриот русской земли (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») Тарас Бульба — главный герой одноименной повести Н. В. Гоголя. Тема подвига и предательства в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Трагедия Тараса Бульбы. Тарас Бульба – народный герой Остап и Андрий «Тарас Бульба» Трагичные судьбы Остапа и Андрия (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») Сравнение характеристик сыновей Тараса Бульбы в повести Н. В. Гоголя Два сына две судьбы (сравнительная характеристика образов Остапа и Андрея) Обычаи и традиции казаков в Запорожской Сечи на примере повести «Тарас Бульба» Герои повести "Тарас Бульба" Сравните поведение двух братьев — Остапа и Андрия — во время обучения в бурсе Тарас Бульба - патриот русской земли Сравнительная характеристика Остапа и Андрия (по повести Гоголя «Тарас Бульба») Образ Тараса Бульбы — воплощение ратного духа запорожцев Пейзаж и его роль в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Тема верности и предательства в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Описание персонажей Гоголя: характеристика Остапа и Андрия Что стало причиной предательства Андрия в повести «Тарас Бульба» Сопоставительный анализ повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» и ее экранизации История создания повести «Тарас Бульба» ТАРАС БУЛЬБА - ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ ПОВЕСТИ Н.В.ГОГОЛЯ. Степь как образ Родины в повести Гоголя «Тарас Бульба» Запорожская Сечь описание быта и традиций казачества Тарас Бульба — Главный герой одноименной повести Н. В. Гоголя (2) Художественные особенности повести Гоголя «Тарас Бульба» Изображение Гоголем Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба» Как писать сочинение по повести «Тарас Бульба» Жизнь Тараса Бульбы Боевое товарищество в повести «Тарас Бульба» Характеры двух братьев в повести Тарас Бульба Образ главного героя в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Как относится автор к Андрию Остап и Андрий (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба") Тарас Бульба - Главный герой Быт и обычаи запорожцев в повести «Тарас Бульба» Отображение патриотизма в эпической повести «Тарас Бульба» Образ Андрия в повести Гоголя «Тарас Бульба» Краткие комментарии раскрывающие типичность Тараса Бульбы Герои Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба» Поход запорожцев под Дубно Образ Андрия Краткая характеристика произведения "Тарас Бульба" В каких сценах поэтически воплощается тема массового героизма и патриотизма Какие чувства у нас вызывают Остап и Андрий в повести «Тарас Бульба» Тарас Бульба — Главный герой одноименной повести Н. В. Гоголя (1) Гипербола как основной прием повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Тарас Бульба - герой вдохновенной поэмы Творческая история создания «Тараса Бульбы» Комментированное изложение первой главы повести «Тарас Бульба» Боевое товарищество Запорожской Сечи (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») (3) Характерные черты казачества в личности Тараса Бульбы Тарас Бульба настоящий боевой товарищ Личность и народ в повести «Тарас Бульба» Запорожский казак Тарас Бульба главный герой одноименной повести Гоголя Запорожская Сечь и её герои в повести «Тарас Бульба» Героический образ народа в повести Гоголя «Тарас Бульба» Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Смысл сопоставления Остапа и Андрия. Патриотическое звучание повести. Историческая повесть Душевное состояние Андрия во время встречи с полячкой Мой любимый литературный герой Боевое товарищество Запорожской Сечи (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») (2) Битва под Дубной, решающее испытание для Остапа и Андрия «Тарас Бульба» в контексте истории Особенности поэтики повести «Тарас Бульба» Взаимосвязь образа Тараса Бульбы и народа Жизнь Тараса Бульбы в одноименной повести Гоголя Образ главного героя в повести Николая Гоголя «Тарас Бульба» Тарас Бульба и его сподвижники Как характеризует Тараса эпизод с переиз­бранием кошевого Душевная сущность Тараса и Остапа в повести «Тарас Бульба» Казаки или как писать сочинение по повести «Тарас Бульба» Тарас Бульба — полковник Андрий Бульбенок (Бульбенко) Историческая борьба украинского народа изображенная в «Тарасе Бульбе» Казацкому роду нет перевода (по произведению «Тарас Бульба») Иллюстрация художника Боклевского «Тарас Бульба» Фольклорные элементы в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Украина и народ в повести Гоголя «Тарас Бульба» Реальные исторические факты в повести «Тарас Бульба» Обращение к историческому прошлому в повести «Тарас Бульба» Жизнь казачества в повести «Тарас Бульба» Запорожская сечь — воплощение мечты народа о вольной жизни Характеристика Остапа и Андрия Анализ последней сцены повести «Тарас Бульба» Повесть «Тарас Бульба» посвященная героической жизни народа Можно ли считать Тараса и сыновей героическими натурами готовыми к подвигу Жанр произведения Гоголя «Тарас Бульба» Чем продиктовано решение Тараса вести сы­новей в Запорожскую Сечь Историческая тематика в творчестве Гоголя Боевое товарищество Запорожской Сечи (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») (1) Образ народа в повести Исторические источники в создании повести «Тарас Бульба» Юмор в повести «Тарас Бульба» Духовное и телесное в повести «Тарас Бульба», как выражение поэтики Н. В. Гоголя Героическое, возвышенное начало в борьбе казаков за независимость (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») Запорожская Сечь знаменитое казацкое братство Жанровый стиль повести Гоголя «Тарас Бульба» Редакции и издания повести «Тарас Бульба» Идейный пафос «Тараса Бульбы» Рекомендации по изучению повести «Тарас Бульба» Поэма великих страстей" (В Г Белинский) по повеси Н В Гоголя "Тарас Бульба Своеобразие и события повести Гоголя «Тарас Бульба» Воссоздание колорита эпохи и атмосферы детства героев в повести «Тарас Бульба» Черты романтизма и историзма в рассказе Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Казацкая героика в творчестве Гоголя Конкретно исторические события, лежащие в основе произведения Размышления над речью Тараса Бульбы Отображение исторических событий в повести Гоголя «Тарас Бульба» Реальные исторические факты в повести «Тарас Бульба»1 Анализ финальной сцены Школа и жизнь на примере образов Остапа и Андрия Герой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» Тема Андрия в повести Гоголя «Тарас Бульба»