Тарас Бульба

Николай Васильевич Гоголь


Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
134 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Воссоздание колорита эпохи и атмосферы детства героев в повести «Тарас Бульба»»

Сочинение

Первая глава подготавливает читателя к последующим событиям: в ней дается завязка (решение Тараса ехать с сыновьями в Сечь) и представление о времени, когда происходит действие; указывается на условия, в которых складываются характеры, подобные Тарасу; предстают сложные и противоречивые образы самого Тараса и его сыновей. В главе много выразительных жанровых сцен, она пронизана тонким лиризмом. В связи с поставленными задачами в первую очередь рассматриваются характеры Остапа, Андрия и Тараса (целостный образ Тараса дается в конце изучения произведения). В первой главе для более подробного анализа выделяются три сцены: а) Тарас с сыновьями; б) товарищеская пирушка в честь приехавших сыновей; в) отъезд в Сечь. В хрестоматии опущены описания светлицы, развернутая авторская ремарка о Тарасе й рассказ о матери, сидящей у изголовья сыновей. (Эта сцена послужит предметом особого рассмотрения, когда речь пойдет о песенно-поэтических традициях в стиле повести.)

Первое знакомство с героями Гоголя должно быть живым и впечатляющим. Для этого необходимо уловить богатство интонации и оттенков в словах Тараса и его сыновей, смену настроений, движение чувств, проявления характеров.

При обсуждении устанавливаем преобладающий в первых репликах Тараса тон удовлетворенности при виде своих «дюжих» молодцов сыновей, его добродушное удивление их нескладным видом из-за странного, нелепого наряда. Это удивление усиливается по мере дальнейшего рассматривания сыновей, причем все открытее становится тон его насмешки. Далее привлекаем внимание к реплике Остапа, которая также вызвала у Тараса удивление, но уже иного характера. Оно определяется совершенно ионом ситуацией - решимостью Остапа постоять за себя, наказать обидчика, кем бы он ни был. Вероятно, Тараса ЭТО даже обрадовало. И, наконец, складывающаяся острая ситуация дает возможность проверить, каков Остап в деле, что, конечно, чрезвычайно интересует Тараса: «Посмотрю я, что ты за человек в кулаке!»

Так уясняется поведение действующих лиц, идут поиски правильной интонации при произнесении отдельных реплик героев. Нетрудно заметить, что материал главы сценичен, поэтому можно попытаться провести анализ первого эпизода и путем его инсценирования. Относительная сложность и новизна приема потребует, помимо глубокого проникновения в текст, отбора и обдумывания ряда конкретных деталей, усиленной работы воображения.

Остап и Андрий-сыновья Тараса, только что вернувшиеся из Киевской бурсы, «два дюжие молодца» в длинных «свитках». Далее необходимо отобрать в тексте все детали, рисующие место действия. На сцене это будут декорации. В пьесе принято давать развернутую ремарку, в которой более или менее подробно описывается окружающая обстановка, на фоне которой развертываются события.

Яркость эпизода встречи Тараса с сыновьями неоднократно привлекала внимание иллюстраторов. Чтобы отчетливее представить себе место действия, внешний облик и психологическое состояние героев, предлагаем учащимся сопоставить иллюстрации Т. Г. Шевченко («Встреча Тараса с сыновьями») и П. П. Соколова («Возвращение из бурсы»). Сначала все идут по пути сюжетного сопоставления: художники изобразили близкие, но не адекватные ситуации. На иллюстрации Шевченко, помещенной в хрестоматии, Тарас добродушно, но колко смеется над сыновьями, дразнит их; Остап угрожающе засучивает рукава, отнюдь не собираясь прощать обиду; огорченная мать робко стоит в стороне, с упреком и мольбой смотрит она на Тараса. У Соколова потасовка между отцом и сыном в разгаре; разошедшийся Тарас приглашает принять в ней участие и младшего сына; мать обнимает Андрия, со страхом и укоризной глядя на мужа.






Все приходят к выводу, что оба художника в фигурах сыновей стремились подчеркнуть не только их нескладный, одинаково нелепый вид, но и разницу характеров, реакций, воинственность Остапа, его готовность постоять за себя. Которая из иллюстраций удачнее, ближе к авторскому пониманию характера и внешнего облика Тараса? После некоторых споров все отдают предпочтение иллюстрации Шевченко; его Тарас более сложен, многогранен: добродушно-ироничен, задирист, притворно изумлен, даже артистичен; он и внешне являет собой фигуру весьма колоритную, но совсем не стилизованную, как у Соколова; перед нами настоящий казак.

На иллюстрации Соколова нет такой глубины в обрисовке образа Тараса: перед нами просто расходившийся вояка. Изображение Остапа и матери у Шевченко учащимся также кажется более близким Гоголю, чем у Соколова. Но вот облик Андрия в изображении Шевченко их разочаровывает: «Андрий должен быть красивым, а этот какой-то маленький, щупленький, неказистый,- говорят они.- Ведь у Гоголя даже в самом начале говорится о «двух дюжих молодцах» с «крепкими, здоровыми лицами», об их «могучей телесной красоте». Больше импонирует учащимся Андрий на иллюстрации Соколова, и не только потому, что он там красивее. В нем есть что-то свое, затаенное, взгляд его, устремленный на отца, насторожен, а не безразличен, как у Шевченко.

После того как все представили себе характеры и внешний облик героев, предлагаем нарисовать «словесные декорации» места, где происходит действие.

«Бульба,- говорят они,- встречает сыновей возле дома. Это скромная украинская мазанка с двумя трубами, окруженная могучими деревьями с раскидистыми ветвями. Неподалеку колодец с высоким шестом; возле колодца, за частоколом,- лошади, на которых приехали братья. Вдали просматривается бескрайний луг».

Возникает вопрос: Не слишком ли много внимания уделяется первому эпизоду? Каково место этого эпизода в произведении? Что он дает читателю? Дает очень многое. Дает первые, но очень существенные представления о героях. Эпизод занимателен, вызывает смех, но и заставляет почувствовать своеобразие нравов и обычаев изображаемой эпохи. Ведь не случайно Тарас с сыном, увидевшись после долгой разлуки, прежде чем поздороваться, начинают биться на кулаках. Тарасу не терпится проверить сыновей «в деле». Из-за этого он так стремительно отправляет их в Сечь, из-за этого еще раньше спешит выяснить, кто из них настоящий казак, настоящий боец, хотя бы и путем шутливой рукопашной. Его искренне сердит, что Андрий в этой ситуации ведет себя не так, как Остап.

Другие сочинения по этому произведению


«Нет уз святее товарищества» (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»). Жестокий век, жестокие сердца. Историческая повесть «Тарас Бульба» Как представлен Тарас Бульба в повести Н. В. Гоголя? Как представлен Тарас Бульба в повести Николая Васильевича Гоголя Мой любимый литературный герой — Тарас Бульба Образ матери в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" Образ Остапа и Андрия в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» Образ Тараса Бульбы Образ Тараса Бульбы - воплощение ратного духа запорожцев (По повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба") Описание запорожской степи (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»). Остап и Андрий Остап и Андрий — братья и враги (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») Остап и Андрий в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Остап и Андрий как два исторических сознания (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») Почему Тарас убивает сына? Почему Тараса Бульбу можно назвать национальным героем Сравнительная характеристика Остапа и Андрия Тарас Бульба — главный герой повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Тарас Бульба — патриот русской земли (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») Тарас Бульба — главный герой одноименной повести Н. В. Гоголя. Тема подвига и предательства в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Трагедия Тараса Бульбы. Тарас Бульба – народный герой Остап и Андрий «Тарас Бульба» Трагичные судьбы Остапа и Андрия (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») Сравнение характеристик сыновей Тараса Бульбы в повести Н. В. Гоголя Два сына две судьбы (сравнительная характеристика образов Остапа и Андрея) Обычаи и традиции казаков в Запорожской Сечи на примере повести «Тарас Бульба» Герои повести "Тарас Бульба" Сравните поведение двух братьев — Остапа и Андрия — во время обучения в бурсе Тарас Бульба - патриот русской земли Сравнительная характеристика Остапа и Андрия (по повести Гоголя «Тарас Бульба») Образ Тараса Бульбы — воплощение ратного духа запорожцев Пейзаж и его роль в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Тема верности и предательства в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Описание персонажей Гоголя: характеристика Остапа и Андрия Что стало причиной предательства Андрия в повести «Тарас Бульба» Сопоставительный анализ повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» и ее экранизации История создания повести «Тарас Бульба» ТАРАС БУЛЬБА - ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ ПОВЕСТИ Н.В.ГОГОЛЯ. Степь как образ Родины в повести Гоголя «Тарас Бульба» Запорожская Сечь описание быта и традиций казачества Тарас Бульба — Главный герой одноименной повести Н. В. Гоголя (2) Художественные особенности повести Гоголя «Тарас Бульба» Изображение Гоголем Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба» Как писать сочинение по повести «Тарас Бульба» Жизнь Тараса Бульбы Боевое товарищество в повести «Тарас Бульба» Характеры двух братьев в повести Тарас Бульба Образ главного героя в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Как относится автор к Андрию Остап и Андрий (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба") Тарас Бульба - Главный герой Быт и обычаи запорожцев в повести «Тарас Бульба» Отображение патриотизма в эпической повести «Тарас Бульба» Образ Андрия в повести Гоголя «Тарас Бульба» Краткие комментарии раскрывающие типичность Тараса Бульбы Герои Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба» Поход запорожцев под Дубно Образ Андрия Краткая характеристика произведения "Тарас Бульба" В каких сценах поэтически воплощается тема массового героизма и патриотизма Какие чувства у нас вызывают Остап и Андрий в повести «Тарас Бульба» Тарас Бульба — Главный герой одноименной повести Н. В. Гоголя (1) Гипербола как основной прием повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Тарас Бульба - герой вдохновенной поэмы Творческая история создания «Тараса Бульбы» Комментированное изложение первой главы повести «Тарас Бульба» Боевое товарищество Запорожской Сечи (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») (3) Характерные черты казачества в личности Тараса Бульбы Тарас Бульба настоящий боевой товарищ Личность и народ в повести «Тарас Бульба» Запорожский казак Тарас Бульба главный герой одноименной повести Гоголя Запорожская Сечь и её герои в повести «Тарас Бульба» Героический образ народа в повести Гоголя «Тарас Бульба» Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Смысл сопоставления Остапа и Андрия. Патриотическое звучание повести. Историческая повесть Душевное состояние Андрия во время встречи с полячкой Мой любимый литературный герой Боевое товарищество Запорожской Сечи (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») (2) Битва под Дубной, решающее испытание для Остапа и Андрия «Тарас Бульба» в контексте истории Особенности поэтики повести «Тарас Бульба» Взаимосвязь образа Тараса Бульбы и народа Жизнь Тараса Бульбы в одноименной повести Гоголя Образ главного героя в повести Николая Гоголя «Тарас Бульба» Тарас Бульба и его сподвижники Как характеризует Тараса эпизод с переиз­бранием кошевого Душевная сущность Тараса и Остапа в повести «Тарас Бульба» Казаки или как писать сочинение по повести «Тарас Бульба» Тарас Бульба — полковник Андрий Бульбенок (Бульбенко) Историческая борьба украинского народа изображенная в «Тарасе Бульбе» Казацкому роду нет перевода (по произведению «Тарас Бульба») Иллюстрация художника Боклевского «Тарас Бульба» Фольклорные элементы в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Украина и народ в повести Гоголя «Тарас Бульба» Реальные исторические факты в повести «Тарас Бульба» Обращение к историческому прошлому в повести «Тарас Бульба» Жизнь казачества в повести «Тарас Бульба» Запорожская сечь — воплощение мечты народа о вольной жизни Характеристика Остапа и Андрия Анализ последней сцены повести «Тарас Бульба» Повесть «Тарас Бульба» посвященная героической жизни народа Можно ли считать Тараса и сыновей героическими натурами готовыми к подвигу Жанр произведения Гоголя «Тарас Бульба» Чем продиктовано решение Тараса вести сы­новей в Запорожскую Сечь Историческая тематика в творчестве Гоголя Боевое товарищество Запорожской Сечи (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») (1) Образ народа в повести Исторические источники в создании повести «Тарас Бульба» Юмор в повести «Тарас Бульба» Духовное и телесное в повести «Тарас Бульба», как выражение поэтики Н. В. Гоголя Героическое, возвышенное начало в борьбе казаков за независимость (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») Запорожская Сечь знаменитое казацкое братство Жанровый стиль повести Гоголя «Тарас Бульба» Редакции и издания повести «Тарас Бульба» Идейный пафос «Тараса Бульбы» Рекомендации по изучению повести «Тарас Бульба» Поэма великих страстей" (В Г Белинский) по повеси Н В Гоголя "Тарас Бульба Своеобразие и события повести Гоголя «Тарас Бульба» Черты романтизма и историзма в рассказе Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Казацкая героика в творчестве Гоголя Конкретно исторические события, лежащие в основе произведения Размышления над речью Тараса Бульбы Отображение исторических событий в повести Гоголя «Тарас Бульба» Реальные исторические факты в повести «Тарас Бульба»1 Анализ финальной сцены Школа и жизнь на примере образов Остапа и Андрия Герой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» Тема Андрия в повести Гоголя «Тарас Бульба» Материал для изучения повести Гоголя «Тарас Бульба»