Тарас Бульба

Николай Васильевич Гоголь


Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
134 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Историческая тематика в творчестве Гоголя»

Сочинение

Интерес Гоголя к исторической тематике (из жизни эпохи европейского Средневековья автор имел уже незаконченную драму “Альфред”) в повести “Тарас Бульба” (1835) - это уже не мифологизация прошлого, что было приоритетным явлением не только в фольклорных произведениях, но преимущественно и в литературе пор романтизма. Собственно историзм “Тараса Бульбы” лишь в героико-пафосном воспроизведении прошлого, в восприятии того романтизма, который не мифологизировал трагическое прошлое, не противопоставлял правду художественную правде исторической, приближаясь к реалистическому осмыслению действительности: миф как эстетичная категория уступал типизации - как образов, так и обстоятельств.

Главный персонаж повести Тарас Бульба (эта фигура воплощает в себе лучшие черты бескомпромиссных народных предводителей национально-освободттельных соревнований первой половины XVII ст. - Тараса Трясила, Остряницы,Павлюка и т.п.) - не просто национальный герой, а представитель народного бытия в соответствующую эпоху с определенной социально-политической и духовной ориентацией. Историческая повесть Гоголя, несмотря на краткую сконденсованость событий, четкую определенность магистральной сюжетной линии, эпопейного произведения, прежде всего за масштабностью художественного осмысления человеческих судеб или конкретной личности на фоне столкновенья индивидуального и общенародного, идейно-миротворческих и духовно-этичных конфликтов в выборе веры и общественно-моральных основ.

Проблема чувства и обязанности неоднозначная в решении с точки зрения разных моральных и гражданских императивов на протяжении многих эпох (она в фольклоре, философских, религиозных трактатах, в творчестве мировых классиков: В.Гюго, М.Лермонтова, Т.Шевченко, Г.Старицкого, Ф.Достоевского, литературе революционной и постреволюционной - Ю.Яновський, Б.Лавренев, Г.Кулиш, И.Днепровский и т.п.). В “Тарасе Бульбе” Гоголя решается однозначно и бескомпромиссно: мир, где властвует дух лукавого, мир унии и отступничества от пракореньев веры несет духовно-моральное опустошение и разрушение русским людям. (”Русский” у писателя - это собственное русский, которое ассоциируется в сознании автора, персонажей, читателей со словом “православный”: ключевая причина национально-освободительного движения - это оборона веры и социальной справедливости), и потому предательство даже у имени высочайших проявлений человеческих чувств имеет наказываться. Карающая десница отца относительно сына отступника в “Тарасе Бульбе” - это осознание карающей десницы Божьего Суда над топтанием веры и высочайшей правды у имени эгоцентризма, себялюбия, корыстных интересов.

Вся церемония приема на Сечи сводилась, прежде всего, к принадлежности к вере, к осознанной защите православной веры как духовной опоры, без которой не возможное существование наций (сегодняшней безыдейной и безыдеологической демократии, замешанной на самом деле на чужих, псевдодуховных концепциях, стоит об этом бы знать), народу, семьи.

* “- Здравствуй! Что, во Христа веруешь?
* -Верую! - отвечал прихожанин.
* -И в Троицу святую веруешь?
* -Верую!
* -И в церковь ходишь? Хожу!
* -А ну перекрестись! Пришедший крестился.
* -Ну, хорошо, - отвечал кошевой.





* - ступай же в курень.

Этим оканчивалась вся церемония. И вся Сечь молилась в одной церкви и готовая была защищать ее до последней капли крови…”. Характерно, что понятие “русский” и “православный” у Гоголя являются тождественными (слово “украинец” не употреблялось даже позднее в творчестве Т.Шевченка), а казацкая Украина ассоциировалась с краем, который был оплотом веры и свободы, самые же запорожцы нигде и ни в коем случае не противостоят Московской Движении - они борются с ляхами, турками, татарами как извечными поработителями (сегодняшнее старание вносить коррективы в историю, собственный насиловать ее, срабатывает не просто против классиков - Гоголя или Шевченко, - а против самого народа как главного носителя исторической памяти).

Само же православие, за Гоголем, является верой, которая сплачивает и солидарничает, есть своего рода альтернативой индивидуализму, корыстолюбию, эгоцентризма и тем самым противостоит чужим (прежде всего западным) русской душе ценностям.

Слова полковника Тараса о братстве и солидаризме запорожского воинства. “Хочется, мнет вам сказать, господа, что такое есть наше товарищество… Бывали и во вторых землях товарищи, но таких, как на Русской земли, не было таких товарищей…” Выражают не только гордость за те извечные моральные основы, на которые держатся любовь, семья, род, Отчизна, но и боль за будущее, поскольку людности христианской прививаются инородные ценности, поклонение мамону, корыстолюбие, разврат, который в первую очередь будет оказывать содействие порабощению человеческих душ и семьи вообще: “Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стога, скирды да конные табуны их, да были бы цели в погребах запечатанные меды их.

Перенимают черт знает, какие басурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой со своим не хочет, говорит; свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынке. Милость чужого короля, да и не короля, а паскудная милость польского магната, который желтым чеботом своим бьет их морду, дороже для них всякого братства…”

Как видим, авторские раздумья, вложенные в уста казацкого победителя Тараса (защитника сакральных ценностей), направленные не только к современникам, зацикленным на сомнительных земных приманках, на преклонении перед чужими “милостями”. (Позднее Т.Г.Шевченко гениально будет развенчивать за предотвращение перед чужбинскими соблазнами своих “земляков интеллигентов в бессмертному “Послании…”), а и к грядущим поколениям: сегодняшняя, по-своему трагические пор информационной войны - неопровержимое тому подтверждение.

Хочется указать, что именно те сакральные ценности, которые провозглашал гоголевский Тарас Бульба, спасали народ наш и в кровавом двадцатом столетии, в частности и в годы второй мировой войны, поскольку вопреки навязанной марксистами чужой идеологии народ основные постулаты коммунизма отождествлял с национально-христианскими основами. Справедливо отмечают анонимные авторы известной современной книги-бестселлера “Проект Россия”, что коммунизм выполнил роль православия без Бог, как, скажем, сегодняшний капитализм является протестантизмом без Бог (в основе протестантских теорий везения в обогащении считается богоизбранностю.)

Слова полковника Тараса о том, что “нет уз святее товарищества”, определяют солидаризм и духовные основы русского народа. Собственное то, на чем мог держаться государственный монолит когда-то могущественного Движения. (”…В какой чести была земля наша: и грекам дала знать о себе, и с Царьграда брала червонцы, и города брала пышные, и храмы, и князья. Князья русского рода, свой князь, а не католические «недоверки», а потом раздробленной и плюндрованой чужеземными экспансиями. “Все взяли бусурманы, все пропало”.

Другие сочинения по этому произведению


«Нет уз святее товарищества» (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»). Жестокий век, жестокие сердца. Историческая повесть «Тарас Бульба» Как представлен Тарас Бульба в повести Н. В. Гоголя? Как представлен Тарас Бульба в повести Николая Васильевича Гоголя Мой любимый литературный герой — Тарас Бульба Образ матери в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" Образ Остапа и Андрия в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» Образ Тараса Бульбы Образ Тараса Бульбы - воплощение ратного духа запорожцев (По повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба") Описание запорожской степи (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»). Остап и Андрий Остап и Андрий — братья и враги (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») Остап и Андрий в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Остап и Андрий как два исторических сознания (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») Почему Тарас убивает сына? Почему Тараса Бульбу можно назвать национальным героем Сравнительная характеристика Остапа и Андрия Тарас Бульба — главный герой повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Тарас Бульба — патриот русской земли (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») Тарас Бульба — главный герой одноименной повести Н. В. Гоголя. Тема подвига и предательства в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Трагедия Тараса Бульбы. Тарас Бульба – народный герой Остап и Андрий «Тарас Бульба» Трагичные судьбы Остапа и Андрия (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») Сравнение характеристик сыновей Тараса Бульбы в повести Н. В. Гоголя Два сына две судьбы (сравнительная характеристика образов Остапа и Андрея) Обычаи и традиции казаков в Запорожской Сечи на примере повести «Тарас Бульба» Герои повести "Тарас Бульба" Сравните поведение двух братьев — Остапа и Андрия — во время обучения в бурсе Тарас Бульба - патриот русской земли Сравнительная характеристика Остапа и Андрия (по повести Гоголя «Тарас Бульба») Образ Тараса Бульбы — воплощение ратного духа запорожцев Пейзаж и его роль в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Тема верности и предательства в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Описание персонажей Гоголя: характеристика Остапа и Андрия Что стало причиной предательства Андрия в повести «Тарас Бульба» Сопоставительный анализ повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» и ее экранизации История создания повести «Тарас Бульба» ТАРАС БУЛЬБА - ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ ПОВЕСТИ Н.В.ГОГОЛЯ. Степь как образ Родины в повести Гоголя «Тарас Бульба» Запорожская Сечь описание быта и традиций казачества Тарас Бульба — Главный герой одноименной повести Н. В. Гоголя (2) Художественные особенности повести Гоголя «Тарас Бульба» Изображение Гоголем Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба» Как писать сочинение по повести «Тарас Бульба» Жизнь Тараса Бульбы Боевое товарищество в повести «Тарас Бульба» Характеры двух братьев в повести Тарас Бульба Образ главного героя в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Как относится автор к Андрию Остап и Андрий (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба") Тарас Бульба - Главный герой Быт и обычаи запорожцев в повести «Тарас Бульба» Отображение патриотизма в эпической повести «Тарас Бульба» Образ Андрия в повести Гоголя «Тарас Бульба» Краткие комментарии раскрывающие типичность Тараса Бульбы Герои Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба» Поход запорожцев под Дубно Образ Андрия Краткая характеристика произведения "Тарас Бульба" В каких сценах поэтически воплощается тема массового героизма и патриотизма Какие чувства у нас вызывают Остап и Андрий в повести «Тарас Бульба» Тарас Бульба — Главный герой одноименной повести Н. В. Гоголя (1) Гипербола как основной прием повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Тарас Бульба - герой вдохновенной поэмы Творческая история создания «Тараса Бульбы» Комментированное изложение первой главы повести «Тарас Бульба» Боевое товарищество Запорожской Сечи (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») (3) Характерные черты казачества в личности Тараса Бульбы Тарас Бульба настоящий боевой товарищ Личность и народ в повести «Тарас Бульба» Запорожский казак Тарас Бульба главный герой одноименной повести Гоголя Запорожская Сечь и её герои в повести «Тарас Бульба» Героический образ народа в повести Гоголя «Тарас Бульба» Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Смысл сопоставления Остапа и Андрия. Патриотическое звучание повести. Историческая повесть Душевное состояние Андрия во время встречи с полячкой Мой любимый литературный герой Боевое товарищество Запорожской Сечи (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») (2) Битва под Дубной, решающее испытание для Остапа и Андрия «Тарас Бульба» в контексте истории Особенности поэтики повести «Тарас Бульба» Взаимосвязь образа Тараса Бульбы и народа Жизнь Тараса Бульбы в одноименной повести Гоголя Образ главного героя в повести Николая Гоголя «Тарас Бульба» Тарас Бульба и его сподвижники Как характеризует Тараса эпизод с переиз­бранием кошевого Душевная сущность Тараса и Остапа в повести «Тарас Бульба» Казаки или как писать сочинение по повести «Тарас Бульба» Тарас Бульба — полковник Андрий Бульбенок (Бульбенко) Историческая борьба украинского народа изображенная в «Тарасе Бульбе» Казацкому роду нет перевода (по произведению «Тарас Бульба») Иллюстрация художника Боклевского «Тарас Бульба» Фольклорные элементы в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Украина и народ в повести Гоголя «Тарас Бульба» Реальные исторические факты в повести «Тарас Бульба» Обращение к историческому прошлому в повести «Тарас Бульба» Жизнь казачества в повести «Тарас Бульба» Запорожская сечь — воплощение мечты народа о вольной жизни Характеристика Остапа и Андрия Анализ последней сцены повести «Тарас Бульба» Повесть «Тарас Бульба» посвященная героической жизни народа Можно ли считать Тараса и сыновей героическими натурами готовыми к подвигу Жанр произведения Гоголя «Тарас Бульба» Чем продиктовано решение Тараса вести сы­новей в Запорожскую Сечь Боевое товарищество Запорожской Сечи (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») (1) Образ народа в повести Исторические источники в создании повести «Тарас Бульба» Юмор в повести «Тарас Бульба» Духовное и телесное в повести «Тарас Бульба», как выражение поэтики Н. В. Гоголя Героическое, возвышенное начало в борьбе казаков за независимость (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») Запорожская Сечь знаменитое казацкое братство Жанровый стиль повести Гоголя «Тарас Бульба» Редакции и издания повести «Тарас Бульба» Идейный пафос «Тараса Бульбы» Рекомендации по изучению повести «Тарас Бульба» Поэма великих страстей" (В Г Белинский) по повеси Н В Гоголя "Тарас Бульба Своеобразие и события повести Гоголя «Тарас Бульба» Воссоздание колорита эпохи и атмосферы детства героев в повести «Тарас Бульба» Черты романтизма и историзма в рассказе Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Казацкая героика в творчестве Гоголя Конкретно исторические события, лежащие в основе произведения Размышления над речью Тараса Бульбы Отображение исторических событий в повести Гоголя «Тарас Бульба» Реальные исторические факты в повести «Тарас Бульба»1 Анализ финальной сцены Школа и жизнь на примере образов Остапа и Андрия Герой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» Тема Андрия в повести Гоголя «Тарас Бульба» Материал для изучения повести Гоголя «Тарас Бульба»