Ревизор

Николай Васильевич Гоголь


Краткое изложение
Читается примерно за 9 минут
Сочинения
282 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Содержание второго действия пьесы Гоголя «Ревизор»»

Сочинение

II действие «Ревизора» - одно из труднейших для восприятия: интерес, который возникает у школьников к внешнему ходу событий, мешает углубиться в причины происходящего. Поэтому особенно важно во время и после чтения этого акта направлять внимание нас на сущность и мотивировку развивающихся, событий, дальнейшего движения драматической борьбы (какие попытки предпринимает городничий, чтобы «разнюхать» и «приручить» неизвестного «проезжего»? Зачем это ему нужно?). Особенность гоголевской комедии в том, что чиновники ведут борьбу против призрака, сотворенного их нечистой совестью и страхом расплаты. Антагонист, противник фактически отсутствует: тот, кто принят за ревизора, даже не подозревает об этом и не предпринимает никаких обдуманных попыток обмануть, одурачить впавших в заблуждение чиновников.

Тем смешнее усилия городских плутов и пройдох улестить мнимого ревизора, понравиться ему, найти с ним общий язык и отвести готовую грянуть над ними грозу. Естественное для пустого и приглуповатого щеголя и «человека без царя в голове», любящего пустить пыль в глаза, прихвастнуть, сыграть роль важной особы, поведение воспринимается как образец служебной хитрости, ума и дальновидности; ведь, по мнению городской администрации, именно так и должен вести себя петербургский ревизор, сохраняющий строгое инкогнито.

Начало II действия знакомит читателя с Хлестаковым, которому суждено явиться -грозным ревизором из столицы в глазах испуганного городского начальства.

Очень важно, чтобы Читатели именно в момент первого знакомства с Хлестаковым сумели объяснить себе, что заставляет Ивана Александровича задерживаться в городе и в каком состоянии он находится. Отвечая на эти вопросы, семиклассники усваивают предысторию главного героя и получают представление о его характере.

Кто же этот Иван Александрович Хлестаков из Петербурга? Монолог Осипа, крепостного слуги, в 1-м явлении дает совершенно неожиданное и недвусмысленное разъяснение: его барин никакого отношения к ревизии не имеет, едет он в деревенскую усадьбу своего отца, «профинтил» дорогого денежки и поневоле задержался в городе в надежде на лучшие времена. Хлестаков служит, позанимает самую низшую ступеньку на лестнице чинов: он коллежский регистратор («елистратишка простой»), чиновник последнего, четырнадцатого класса. Из раздраженной воркотни голодного Осипа явствует, что его барин живет главным образом на деньги, присылаемые отцом - провинциальным помещиком. К своей службе он не проявляет никакого интереса, «вместо того чтобы в должность, а он идет гулять по прешнекту, в картишки играет», живет явно не по средствам, любит «показать себя», покутить.

Появление самого Хлестакова, голодного и усталого после шатания по городу (он тщетно пытался взять в лавках что-нибудь в долг), выразительно подтверждает крайне бедственное положение барина и слуги. В самом деле, денег нет, мучает голод, а к тому же хозяин трактира грозится пойти к городничему с жалобой - проезжающий третью неделю денег не платит,- «чтоб на съезжую да в тюрьму…». Но и затруднительные обстоятельства не могут заставить Хлестакова всерьез задуматься над чем бы то ни было. Едва уломали хозяин и принесли скверный обед, как он уже и капризничает, и угрожает? и бранится, и заносится. На какой-то момент возникает вопрос: а какое отношение имеет этот Хлестаков к завязавшемуся раньше действию? Но вот его реплика в 6-м явлении: «…в столовой сегодня поутру два каких-то коротеньких человека ели семгу и еще много кой-чего»- и читателю становится совершенно ясно, что завистливое внимание голодного Хлестакова к содержимому чужих тарелок принято «коротенькими человеками», т. е. Бобчинским и Добчинским, за прозорливую наблюдательность дотошного ревизорского взгляда, что именно этого беспечного, глупого, тщеславного, трусливого и претенциозного петербургского шалопая приняли за «государственного человека» и что к нему направляется до крайности встревоженный Сквозник-Дмухановский со своей хитро сплетенной сетью для «уловления» ревизора.

7-е явление. Осип сообщает, что приехал городничий и интересуется Хлестаковым. Дело ясное: трактирщик успел пожален ваться на своих безденежных постояльцев, и приезд городничего грозит Хлестакову наказанием, может быть даже тюрьмой. Вы* хода нет. Ремарки конца 7-го и начала 8-го явлений позволяют живо представить себе комическую картину встречи насмерть перепуганных городничего и Хлестакова: «Хлестаков бледнеет и съеживается… Городничий вошел, останавливается. Оба в испуге смотрят несколько минут один на другого выпучив глаза».8-10-е явления дают великолепный материал для характеристики двух главных действующих лиц. Умный, опытный чиновник, хитрец и пройдоха, Сквозник-Дмухановский убежден, что видит насквозь петербургского ревизора и угадывает его тайные намерения. Он раболепно ловит каждое слово Хлестакова, унижается, лжет. Все понятия, выработанные долгими годами трудной службы, все унизительные формы обращения низшего чина к высокостоящему чиновному лицу - все мобилизовано городничим и подчинено одной цели: не поддаться, овладеть положением, взять верх в опасной схватке, где на карту поставлено будущее старого служаки.

Внутреннее состояние городничего, «человека с грубо развитыми склонностями души», очень выразительно передают авторские ремарки к его репликам, а также высказывания вслух и в сторону, про себя.

Городничему представляется, что «ревизор» ведет чрезвычайно тонкую игру: «хочет, чтобы его считали инкогнито»; даже в гневе на беззакония градоправителя он не проговаривается о своей должности, о цели приезда, зато напустил такого туману, что Сквозник-Дмуханозский не знает, «с которой стороны и приняться». Но приняться надо, и Хлестакову предлагаются деньги: «Если вы, точно, имеете нужду в деньгах или в чем другом, то я готов служить сию минуту». Представляясь истинно великодушным и добродетельным хозяином города, градоначальник скромно поясняет свое предложение: «Моя обязанность помогать проезжающим». Таким образом, и инкогнито сохранено, и благородство проявлено, и взятка «подсунута», а то, что ревизор с такой радостью за нее схватился, заставляет Антона Антоновича облегченно вздохнуть: «Ну, слава богу, деньги взял. Дело, кажется, пойдет теперь на лад…».

И в самом деле: Хлестаков готов даже переехать в дом городничего. Отношения между петербургским чиновником и местным начальством приняли успокаивающую и хорошо знакомую форму. Городничий внутренне торжествует. Теперь осталось подробнее выяснить, что за начальство приезжий, в каких он чинах, какое положение занимает в столице, но за этим дело не станет: «А вот посмотрим, как пойдет дело после фриштика да бутылки толстобрюшки! Да есть у нас губернская мадера, неказиста на вид, а слона повалит с ног. Только бы мне узнать, что он такое и в какой мере его нужно опасаться». Так намечается следующий этап комедийного действия.

Поведение Хлестакова в сцене встречи с городничим определяется целым комплексом чисто «хлестаковских» переживаний и чувств. Трусливый и нахальный одновременно, Хлестаков не слушает речей городничего, не видит его явной робости и неуверенности. Заикаясь от страха, петербургский гость начинает обороняться жалобами на трактирщика, горячится, гневается, а авторские ремарки показывают, как смешно это выглядит: «храбрясь», «стучит кулаком по столу». Нелепые восклицания, вылетающие из его уст: «Я прямо к министру!.. Что вы! Что вы!..», выдают его растерянность, страх и одновременно заносчивость, которая служит «трусишке и подляшке» Хлестакову средством самозащиты в минуты опасности.

Как замечают Ю. Манн, у Хлестакова, в противоположность городничему, совсем нет реплик в сторону. «Такие реплики служили драматургу для передачи внутренней речи персонажа, его тайных намерений. По отношению к Хлестакову этого не требовалось: у него что на уме, то и на языке». Упоминание о какой-то высеченной унтер-офицерской вдове вновь подхлестывает «ревизора»: «Унтер-офицерская жена совсем другое, а меня вы не смеете высечь. До этого вам далеко… Вот еще! смотри ты какой!..» Жалкие, смешные угрозы. Хлестаков сам понимает, что спасти его могут только деньги: «Я заплачу, заплачу деньги, но у меня теперь нет. Я потому и сижу здесь, что у меня нет ни копейки».

В литературоведческих работах указывалось, что заявление ревизора-инкогнито «Я потому и сижу здесь, что у меня нет ни копейки» городничий не мог понять иначе, чем требование взятки. В этом заявлении совершенно ясный, вполне естественный, с точки зрения городничего, смысл: «Дадите денег - уеду; ведь я потому и сижу здесь, что жду от вас денег». Хлестаков получает деньги - и как меняется для него все окружающее! Какие любезные, радушные и благородные люди, оказывается, живут в этом городишке! Конечно, долг будет возвращен, выслан из деревни, у него это вдруг. И успокоившись, совершенно искренне и простодушно Хлестаков отвечает на хитрые вопросы городничего о цели своей поездки, о службе в Петербурге.

Польщенный вниманием к себе, он делится и своими семейными делами, рассказывает об упрямом старом отце, требующем прилежной службы, и, уже начиная разыгрывать роль светского, просвещенного петербуржца, о своей привязанности к столице, без которой он не может жить: «Теперь не те потребности; душа моя жаждет просвещения…»

Другие сочинения по этому произведению


"Сборный город всей темной стороны" (По комедии Н. В. Гоголя "Ревизор") Сцена вранья Хлестакова (Анализ сцены из III действия комедии Н.В.Гоголя "Ревизор") "На зеркало неча пенять, коли рожа крива" (эпиграф и сюжет комедии Н. В. Гоголя "Ревизор") Ревизор "Ревизор" — сатира на крепостническую Русь Авторская характеристика Хлестакова Афоризмы городничего в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Быт и нравы провинциальной России (по комедии Гоголя «Ревизор») Быт и нравы провинциальной России (по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор") Герои комедии Гоголя «Ревизор» Главный герой комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Гоголь Н. В. «Ревизор» Город в комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" Город темной стороны в произведении Н.В.Гоголя "Ревизор" Город, в котором происходит действие «Ревизора» (по одноименной комедии Н.В. Гоголя) Групповая характеристика чиновников (по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор") Деятельность чиновников в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Женские образы в «Ревизоре» и «Мертвых душах» Н. В. Гоголя Жизнь в уездном городе перед приездом ревизора (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Жизнь чиновников в городе N перед приездом ревизора (по пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор») Значение немой сцены в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Издевательская сатира Гоголя в комедии "Ревизор" Изображение внутреннего мира человека в одном из произведений русской литературы XIX века. (Н.В.Гоголь "Ревизор") Изображение чиновников в творчестве Гоголя («Ревизор», «Мертвые души») Изображение чиновничества в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» История, приключившаяся с господином Хлестаковым (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Как раскрывается характер городничего по мере развития действия пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор»? Комедия "Ревизор" Мир чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Мнимый ревизор (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Мотив страха в комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" Н. В. Гоголь Ревизор Над чем смеется Н. В. Гоголь в комедии «Ревизор» Новаторство комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Нравственные и эмоциональные доминанты авторского замысла в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» О времена, о нравы! (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») О чем мечтают герои комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» О чем мечтают герои пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор»? Обличающая роль смеха в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Образ антигероя и средства его создания (На примере одного из произведений русской литературы XIX века — Н.В.Гоголь "Ревизор") Образ города N в пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор» Образ города в комедии Гоголя «Ревизор» Образ городничего (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Образ уездного города в комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" Образ Хлестакова Образ Хлестакова (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Образ Хлестакова (тезисный план). Образ Хлестакова в комедии "Ревизор" Образ Хлестакова в комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" Образы чиновников в пьесах А.С.Грибоедова ""Горе от ума" и Н.В.Гоголя "Ревизор\' Общественное значение комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Парад чиновников к ревизору (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Познакомьтесь, Иван Александрович Хлестаков (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Почему Гоголь заканчивает комедию «Ревизор» немой сценой? Почему комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» актуальна и в наше время? Почему Н. В. Гоголь закачивает комедию «Ревизор» «немой сценой»? Почему Хлестаков — главный герой комедии Н. Гоголя «Ревизор Почему Хлестакова приняли за ревизора? (по пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор»). Почему чиновники боялись приезда ревизора? Почему чиновники приняли Хлестакова за ревизора Ревизия нравов по Н.В.Гоголю Роль эпилога в одном из произведений русской литературы XIX века (Н.В.Гоголь "Ревизор") Сатира на чиновничью Русь в комедии Гоголя "Ревизор" Сатира на чиновничью Русь в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Сатирическое изображение чиновников в комедии Н. Гоголя «Ревизор Сатирическое изображение чиновничества в комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" Своеобразие гоголевского смеха в комедии "Ревизор" Смех сквозь слезы в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Смех сквозь слёзы… Сравнительная характеристика образов Фамусова из комедии А. Грибоедова «Горе от ума» и Антона Антоновича Сквозник-Дмухановский (Городничего) из комедии Н. Гоголя «Ревизор» Тема города в комедии "Ревизор" и поэме "Мертвые души" Н.В. Гоголя Тема города в одном из произведений русской литературы (Н.В.Гоголь. «Ревизор»). Уездное чиновничество в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Уездный город и его обитатели Уездный город и его обитатели (по комедии "Ревизор") Уездный город и его обитатели (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»). Хлестаков в комедии Гоголя «Ревизор» Хлестаков и Осип (по комедии "Ревизор") Хлестаков и хлестаковщина Хлестаков и хлестаковщина (по пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор»). Хлестаков и хлестаковщина в комедии Гоголя Ревизор Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Человеческие типы в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Чиновники города NN Чиновники уездного города N (по пьеме Н. В. Гоголя «Ревизор») Чтение письма Хлестакова (Анализ сцены из V действия комедии Н.В.Гоголя "Ревизор") Что за человек Городничий? Что произойдет в городе после приезда настоящего ревизора? Что произойдет в городе после приезда настоящего ревизора? (по пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор») Что роднит городничего и Хлестакова? (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Что роднит Хлестакова и городничего (по комедии "Ревизор") Что такое хлестаковщина? (По комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Что такое хлестаковщина? Кто из героев пьесы Гоголя «Ревизор» явно заражен этой «болезнью»? Рецензия к комедии Почему пьеса Гоголя названа «Ревизор» Каковы особенности композиции комедии “Ревизор” Образ Петербурга в произведениях Гоголя «Мертвые души» «Ревизор» «Ночь перед Рождеством» «Шинель» Описание образов Анны Андреевны Марьи Антоновны в комедии «Ревизор» Характеристика образа Городничий (Сквозник-Дмухановский Антон Антонович) Образ судьи Ляпкин-Тяпкин в пьесе Гоголя «Ревизор» Комизм характеров и ситуаций в комедии Н.В. Гоголя “Ревизор” Где в комедии развязка Описание образа Городничего в комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь «Ревизор». Чиновники в «Ревизоре» От черновых редакций к первому изданию «Ревизора» Средства комического в «Ревизоре» Какую роль в комедии играет «немая сцена» Речевые портреты в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" Живы ли гоголевские чиновники? (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" Герои комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" Тема сочинения Разъясняя смысл комедии «Ревизор» Смех как действующее лицо в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Своеобразие комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Анализ действующих лиц в комедии «Ревизор» Сравнительная Хлестакова и городничего Хлестаков — самый трудный образ в пьесе Россия в комедии «Ревизор» Значение монолога Хлестакова в комедии «Ревизор» Творческая история создания комедии «Ревизор» Что рассказали Бобчинский и Добчинский в комедии «Ревизор» Сущность драматического и комического в комедии «Ревизор» Эволюция образов городничего Анны Андреевны и Марьи Антоновны в комедии «Ревизор» КОМЕДИИ Н. В. ГОГОЛЯ "РЕВИЗОР" Смех - единственное честное лицо в комедии Гоголя "Ревизор" Изнанка общества и государства в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (2) Вклад Гоголя в разработку жанра комедии на примере пьесы «Ревизор» Анализ первой главы пьесы Гоголя «ревизор» Современная критика о «Ревизоре» Развитие образа Хлестакова в черновых редакциях комедии Хлестаков герой комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» Сатирическая острота комедии «Ревизор» Раскрытие характера Городничего Выход в свет комедии Ревизор. – художественный анализ Цель комедии Н В Гоголя «Ревизор» — высмеять «все дурное в России» Поток эмоциональных слов и выражений в комедии «Ревизор» Сатирическое звучание комедии Гоголя «Ревизор» Анализ образов купцов в комедии «Ревизор» Анализ сцены дачи взятки в комедии Гоголя «Ревизор» Ненастоящее в комедии "Ревизор" Чичиков - делец-приобретатель «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») (1) Комедия Н.В. Гоголя “Ревизор” Образ антигероя и средства его создания в комедии Н.В. Гоголя “Ревизор” Новаторство Гоголя комедиографа (по комедии "Ревизор") Собрать в кучу все дурное… «Сыграть роль чином выше своего собственного» (по комедии Н В Гоголя «Ревизор») Частный пристав Уховертов, полицейские Свистунов и Держиморда «Хлестаковщина» это уже не ассоциация с самим Хлестаковым Чиновничество в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Жизнь уездного городка в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Содержание комедии Гоголя «Ревизор» Описание образов помещиков в комедии «Ревизор» Выяснение идейного содержание комедии «Ревизор» Речевая стилистика Хлестакова в комедии «Ревизор» Портретная характеристика чиновников в комедии «Ревизор» Как я понимаю смысл немой сцены в комедии Гоголя "Ревизор" Ревизор бессмертное произведение Образы Хлестакова и Осипа в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» «Ревизор» шедевр мировой комедийной драматургии Пьеса Н.В.Гоголя «Ревизор». Разоблачение нравственных пороков людей. Значение авторских ремарок. Философская сатира в комедии «Ревизор» Мастерство сатирического изображения действительности в одном из произведений русской литературы XIX века ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧИНОВНИКОВ В КОМЕДИИ "РЕВИЗОР" И В ПОЭМЕ "МЕРТВЫЕ ДУШИ" Смешное и грустное в комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" Идейно-художественное своеобразие комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») (2) Чивновничество в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» ЧИНОВНИЧИЙ МИР В КОМЕДИИ ГОГОЛЯ "РЕВИЗОР" Образ смотрителя училищ и почтмейстера в пьесе Гоголя «Ревизор» Споры о заимствовании сюжета комедии Гоголя «Ревизор» Совпадение сюжетов «Ревизора» и комедии Г. Ф. Квитки-Основьяненки Мотив путешествия в произведениях Н. В. Гоголя Групповая характеристика чиновников Анализ композиции комедии «Ревизор» Над кем смеетесь или как писать сочинение по комедии «Ревизор» Современная Гоголю критика о «Ревизоре» Сочинение по литературе по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Тема города в комедии "Ревизор" Рассказ Хлестакова о петербургской жизни в 3 действии В доме городничего Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского Хлестаков и хлестаковщина (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Какую сцену вы считаете кульминацией коме­дии Характеристика произведения "Ревизор" Гоголя Н.В. Речевая характеристика Осипа в комедии «Ревизор» Почему Н В Гоголь заканчивает комедию «Ревизор» «немой сценой» Сюжет заключительного V действия пьесы Гоголя «Ревизор» Почему «отцы города» решили что Хлестаков ревизор Анализ сцены вранья в комедии Гоголя «Ревизор» «На зеркало неча пенять коли рожа крива» (эпиграф и сюжет комедии Николая Гоголя «Ревизор») Анализ второго и третьего действия комедии Гоголя «Ревизор» Невидимые образы в комедии Гоголя «Ревизор» Сборный город всей темной стороны Что такое хлестаковщина? Изнанка общества и государства в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (1) Изображение чиновничества в комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" Комедия о настоящей беде в государстве Русском ("Ревизор") Значение развязки комедии Гоголя «Ревизор» Хлестаков 2 Белинский о комедии Гоголя «Ревизор» “Правда” и “злость” в комедии Гоголя «Ревизор» Комедия Гоголя «Ревизор» – великое произведение русской литературы Иерархия чиновников и ее отражение в «Ревизоре» Характеристика образов в комедии «Ревизор» Почему Хлестаков главный герой комедии «Ревизор» Человеческие типы в комедии Н.В. "Гоголя Ревизор" Образ антигероя в комедии «Ревизор» Хлестаков сам по себе ничтожный человек или Гоголь о Хлестакове Особенности композиции в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Фольклорные элементы в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» «Смеха… боится тот, кто уже ничего не боится» Российское чиновничество XIX века в комедии Гоголя «Ревизор» Художественное своеобразие жанра комедии «Ревизор» Мастерство Н.В. Гоголя в изображении персонажа (образ Хлестакова в комедии "Ревизор") Сюжет третьего акта пьесы Гоголя «Ревизор» Изнанка общества и государства в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» Смысл немой сцены в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» "Собрать в кучу все дурное" (Сатирическое звучание комедии Н В Гоголя "Ревизор" ) «Смеха боится тот кто уже ничего не боится» (Н.В .Гоголь) (По комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») «Ничто так не обескураживает порока как сознание что он угадан и что по поводу его уже раздался смех» (На примере произведений Гоголя «Ревизор» и «История одного города» Салтыкова Щедрина) Развитие интриги в комедии Н В Гоголя «Ревизор» Иван Александрович Хлестаков и его слуга Осип Драматургия Н. В. Гоголя в комедии «Ревизор» Сатирическое изображение действительности в комедии Общественное значение комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" Характер вранья Хлестакова в комедии «Ревизор» Основа комедийности пьесы «Ревизор» Сметное и грустное в комедии Первое представление комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" в Петербурге Сатира на чиновничью Русь в комедии "Ревизор" Ноздрев и Хлестаков: сравнительная характеристика Мотив страха в комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" Сатира на крепостническую Русь Хлестаков 1 Хлестаков - характеристика литературного героя (персонажа) Реакция городских властей на аферу Чичикова Сатирическое изображение чиновников в комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" Гоголевская пьеса «Ревизор» на сценах театров мира Комедия Гоголя «Ревизор» и театр Пушкина Мир, в котором живет Хлестаков Гипербола как основной прием повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» «Мертвые души» Н. В. Гоголя - горький упрек современной России, но не безнадежный Иван Александрович Хлестаков главный герой комедии «Ревизор» Реализм в композиции комедии «Ревизор» Чиновники в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» «Ревизор» чисто русский анекдот Ноздрев и Хлестаков: сравнительная характеристика (По произведениям H. В. Гоголя «Мертвые души» и «Ревизор») Роль образа Городничего в комедии «Ревизор» Характеристика образа городничихи в комедии «Ревизор» Жизнь уездного городка в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» Сюжет четвертого акта пьесы Гоголя «Ревизор» Эпиграф и сюжет комедии Н В Гоголя «Ревизор» «Сборный город всей темной стороны» (по комедии Гоголя "Ревизор") Сатирические образы чиновников в комедии «Ревизор» Характер героя в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» «Ревизор» — комедия характеров История написания комедии Гоголем «Ревизор» О знаменитой фразе городничего Город, в котором живут герои комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Чичиков - гениальное предвидение Н. В. Гоголя Это чест­ное, благородное лицо был — смех Литературная полемика вокруг комедии «Ревизор» Анализ образов слесарши и унтер офицерши в комедии «Ревизор» «Смех – благородное лицо» в комедии Гоголя «Ревизор» «Борис Годунов» Пушкина и «Ревизор» Гоголя Средства создания комического эффекта в комедии "Ревизор" Гоголя Гоголь — обличитель нравов (по комедии "Ревизор") Роль смеха в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" Характеристика образа Хлестаков Иван Александрович Из истории постановок «Ревизора» на сцене Сатирическое изображение чиновников в комедии Гоголя "Ревизор" События, описываемые Н. В. Гоголем в комедии «Ревизор» ГОГОЛЬ КОМЕДИЯ \'РЕВИЗОР" "Собрать в кучу все дурное…" (Сатирическое звучание комедии Н.В. Гоголя "Ревизор") Кто же такой Хлестаков Русский город, его власти; ситуация «Ревизора» Образы чиновников в пьесе Гоголя «Ревизор» Николаевская Россия в "Ревизоре" Смех сквозь слезы в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Система образов в комедии «Ревизор»