Вечера на хуторе близ Диканьки

Николай Васильевич Гоголь


Краткое изложение
Читается примерно за 5 минут
Сочинения
44 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Отражение литературных исканий Гоголя в цикле «Вечера на хуторе близ Диканьки»»

Сочинение



Эти темы и образы были почерпнуты Гоголем из жизни украинского парода, из народного творчества. Еще в период пребывания в Нежинской гимназии, Гоголь живо интересовался народным бытом и творчеством. В «Книге всякой всячины», куда он заносил выписки из различных книг и собственные заметки, содержится довольно много записей, касающихся украинских обычаев, игр и т. п. В эту «подручную энциклопедию» включены, в частности, выписки из книги Н. А. Цертелева «Опыт собрания старинных малороссийских песен» (1819) и сборника украинских песен Максимовича (1827). Не ограничиваясь знакомством с тогдашними немногочисленными публикациями украинского фольклора, Гоголь сам с успехом занимался собиранием народных песен.

Интерес к народному быту и творчеству во время пребывания в Петербурге не только не ослаб, но значительно усилился. Вынашивая замыслы повестей, составивших «Вечера на хуторе близ Диканьки», Гоголь обращается к матери и сестрам с просьбой прислать ему самые различные сведения об украинских народных обрядах, легендах, повериях и т. д. «Вы много знаете обычаи и правы малороссиян наших,- писал он матери в апреле 1829 года,- потому, я знаю, вы не откажетесь сообщать мне их в нашей переписке. Это мне очень, очень нужно. В следующем письме я ожидаю ОТ вас описания полного наряда сельского дьячка от верхнего платья до самых сапогов… равным образом названия платья, носимого нашими крестьянскими девками, до последней ленты, также нынешними замужними и мужиками… Еще обстоятельное описание свадьбы, не упуская наималейших подробностей… Еще несколько слов о колядках, о Иване Купале, о русалках… Множество носится между простым народом поверий, страшных сказаний, преданий, разных анекдотов, и проч. и проч. и проч. Все это будет для меня чрезвычайно занимательно».



Тема народных обычаев и сказаний неоднократно затрагивается в переписке Гоголя с матерью в 1829-1830годах. В письме, датированном 24 июля 1829 года, высказывая благодарность за «драгоценные известия о малороссиянах», он просит не оставлять и впредь таковыми письмами. К этой же теме Гоголь возвращается и в письмах, относящихся к ноябрю 1829 года, февралю и апрелю 1850 года.


В критической литературе неоднократно высказывалось мнение о том, что обращение Гоголя в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» к Украине, ее быту являлось лишь откликом на тот интерес к фольклорным и этнографическим материалам, который возник в это время в литературных и общественных кругах. Такое объяснение никак нельзя признать удовлетворительным. Пристальное внимание Гоголя привлекали не сами по себе фольклор и этнография, его глубоко интересовала народная жизнь. Чем острее и отчетливее вырисовывались перед НИМ очертания чиновно-аристократического мира, с которым он сталкивался в столице, тем сильнее и настойчивее мысль его обращалась к народу, его быту, его поэзии. Народная жизнь с ее непосредственностью и красочностью ясно противополагалась в сознании Гоголя той общественной среде, в которой царил культ казармы, культ чипа и звания.

В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» с огромной художественной силой воплощена мечта о справедливых, разумных общественных отношениях. Русское освободительное движение уже на первом этапе своего развития выдвинуло идею сближения и тесного единства русского и других народов, одинаково испытывавших тяжесть политического и социального гнета. Декабрист С. И. Муравьев-Апостол заявлял: «Там, где дело идет о счастье народном, все должны быть одного племени». Организатор Общества соединенных славян П. Борисов в показаниях следственной комиссии говорил о том, что «соединить вместе все славянские поколения и сделать оные свободными показалось мне предприятием блистательным, ибо я думал чрез то доставить счастье не только моим соотечественникам, но даже другим народам».

Другие сочинения по этому произведению


Вечера на хуторе близ Диканьки Историко-бытовой и нравственный элемент в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Мистика в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя Моё первое прочтение Гоголя Народный характер в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Образ Оксаны в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" ("Вечера на хуторе близ Диканьки") Разбор произведений Гоголя "Вечера на хуторе близь Диканьки" Романтика украинских сказок и легенд Романтика украинских сказок и легенд в творчестве Н. В. Гоголя (По книге "Вечера на хуторе близ Диканьки") Сочинение по сборнику повестей Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близь Диканьки» Душевная широта героев Гоголя Историческая тема в повестях «Вечера на хуторе близ Диканьки» Сравнение «Миргорода» и «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Идейный смысл «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголь сочинение – Вечера на хуторе близ Диканьки Народный характер Сочинение по книге «Вечера на хуторе близ Диканьки» Образ кузнеца Вакулы (по повести Гоголя «Ночь перед Рождеством») Прекрасный образ Украины (Н. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки») Сочинение по сборнику Гоголя «Вечера на хуторе близь Диканьки» Сюжет «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Сюжет цикла повестей «Вечера на хуторе близь Диканьки» Повествовательная манера «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Историко-бытовой и нравственный элемент Прекрасный образ Украины в произведениях И.В.Гоголя Торжество молодости и красоты в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголевские персонажи в цикле повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» Романтический образ народа в творчестве Н. В. Гоголя (на примере «Вечеров на хуторе близ Диканьки») Оценка идейного содержания повестей Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» Изображение фантастики в цикле «Вечера накануне Ивана Купала» Идея единства русского и украинского народов в цикле «Вечера на хуторе близ Диканьки» Оценка современниками Романтика украинских сказок и легенд в творчестве Н. В. Гоголя Панночка-русалка О языке прозы Гоголя на примере «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Своеобразие сборника Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки" Мистический романтизм Гоголя в цикле «Вечера близь Диканьки» Оценка повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» современниками Сочинение по повестям «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» Начало литературной деятельности Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» Общий замысел «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Сказочность гоголевского цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» Сочинение по повестям «Вечера на хуторе возле Диканьки», «Миргород»