Шинель

Николай Васильевич Гоголь


Краткое изложение
Читается примерно за 5 минут
Сочинения
53 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Рецензия на повесть Н. В. Гоголя «Шинель»»

Сочинение

Повесть «Шинель» Н. В. Гоголя входит в цикл «Петербургские повести». В этом цикле писатель изображает быт и нравы жителей Петербурга, пытается разобраться в особенностях психологии своих героев. Вообще идея написать бытопись петербургской жизни давно зрела у писателя. Самым ярким произведением этого цикла является рассказ «Невский проспект».

Особенностями этого цикла является то, что в нем Гоголь сделал много художественных открытий и затронул множество тем. Так, тема «маленького человека», начатая Н. В. Гоголем в повести «Шинель», была художественным открытием реализма, связанным с главными проблемами общественной жизни страны. Она обозначила отказ писателя от исключительных героев, решительное обращение его к самым обыкновенным персонажам.

Повесть «Шинель» считается выдающимся произведением Гоголя. Ее идейно-художественные особенности были оценены многими русскими и зарубежными писателями. «Шинель» считается образцом русской реалистической повести. Недаром писатели последующих поколений считали, что «все они вышли из гоголевской «Шинели».

В центре повествования — судьба чиновника самого низшего разряда Акакия Акакиевича Башмачкина.

Гоголь создал образ одинокого, униженного, обиженного, недалекого чиновника, но при этом обладающего сердцем и чувствами. В качестве обидчика выступает окружающее Акакия Акакиевича общество, бездушно насмехающееся над ним и поэтому кажущееся читателю духовно мизерным и жалким.

Гоголь характеризует Башмачкина как человека бедного, заурядного, незначительного и незаметного. Даже внешность главного героя повести говорит о его внутренней забитости: «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек».

В жизни Акакию Акакиевичу отведена ничтожная роль переписчика департаментских документов. Духовная жизнь Башмачкина такая же ограниченная и односторонняя, как и внешняя. Он не стремится к невиданной роскоши. Но мечта сшить шинель на вате становится для него подобием великой и почти невыполнимой задачи. В его системе мировых ценностей она имеет такое же значение, как стремление какого-нибудь «великого человека» добиться мирового господства.

На протяжении всей повести читатель видит, что автор сочувствует судьбе Акакия Акакиевича, «маленькому человеку», как впоследствии был назван этот персонаж. Гоголь показывает, что главный герой не желает никому зла, он не ничтожен, он тоже имеет право на личное счастье. Просто в силу своей слабохарактерности. замкнутости мышления, Башмачкин вынужден вести «маленькую» жизнь с такими же «маленькими» потребностями.

В повествовании об Акакии Акакиевиче отчетливо видна поразительная способность Гоголя открывать общественно и духовно значительное в обычных, рядовых лицах и событиях. Примечательна фамилия героя — Башмачкин: «Уже по самому имени видно, что она когда-то произошла от башмака; но когда, в какое время и каким образом произошла она от башмака, ничего этого неизвестно. И отец, и дед, и даже шурин, и все совершенно Башмачкины ходили в сапогах, переменяя только раза три в год подметки». Так описывает происхождение этой фамилии Гоголь, используя свой частый прием — каламбур, который незаметно доведен до абсурда.

Также, что касается жанровой формы и поэтики произведения, то в данном случае Гоголь не пошел обычным путем. Несмотря на поразительную, глубокую реалистичность произведения, основным способом изображения действительности является фантастика и гипербола — художественные средства, до этого присущие нереалистичным произведениям.

В описании реальность граничит с фантастическим. Городская замкнутость вдруг превращается в безграничное пространство, безлюдные, темные, уединенные улочки, где ни души, вдруг сменяются безграничной площадью, «которая глядела страшною пустынею». Возникает метафора, размывающая границы этого и того света, когда этот свет странно пересекается с тем: «Вдали, Бог знает где, мелькал огонек в какой-то будке, которая казалась стоявшей на краю света».

Площадь видится герою неоглядным морем, колеблющимся, страшным, ложным. С дрогнувшим сердцем, с предчувствием чего-то плохого Акакий Акакиевич входит на площадь, где и происходит драматическое происшествие — грабеж.

В реально-бытовой зарисовке автор использует гиперболу. Один грабитель сказал «громовым» голосом: «А шинель-то моя!» Придя в себя через несколько минут, Башмачкин стал звать на подмогу, но голос его «не думал долетать до конца площади».

Бытовая сцена ограбления Акакия Акакиевича подана автором как что-то фантастическое, ирреальное, противоречащее всем законам логики. Этой сцене противостоит финал повести, в котором нереальный сюжет (похождения мертвеца) подкреплен реальными. Итак, в своих исканиях в области фантастики Гоголь развивает принцип параллелизма фантастического и реального.

В этом произведении присутствуют два ярко взаимодействующих ряда повествования: внешнего, отражающего официальные оценки, и внутреннего.

«Шинель» и другие петербургские повести Гоголя проложили путь критическому направлению в русской литературе, дали стимул появлению «натуральной школы». Воздействие произведений Гоголя было широким. Изображение судьбы обездоленного «маленького человека» нашло разнообразное продолжение в произведениях многих других выдающихся писателей.

Другие сочинения по этому произведению


Маленький человек" в повести Н. В. Гоголя "Шинель Боль за человека или насмешка над ним? (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») В чем смысл мистического финала повести Н.В. Гоголя «Шинель» Значение образа шинели в одноименной повести Н. В. Гоголя Идейно-художественный анализ повести Н. В. Гоголя «Шинель» Образ «Маленького человека» в повести Гоголя «Шинель» Образ "маленького человека" (по повести \'Шинель") Образ “Маленького человека” в повести Н. В. Гоголя "Шинель" Образ «маленького человека» в произведениях Пушкина и Гоголя («Станционный смотритель» и «Шинель») Образ Башмачкина (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») Повесть "Шинель" Проблема "маленького человека" в творчестве Н. В. Гоголя Ревностное отношение Акакия Акакиевича к «выписываемым завитушкам» Роль гиперболы в изображении Башмачкина в повести Н. В. Гоголя «Шинель» Роль образа «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель» Сюжет, герои и проблематика повести Н.В. Гоголя "Шинель\' Тема \'маленького человека" в повести \'Шинель" Тема «маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя Трагедия "маленького человека" в повести \'Шинель" Характеристика образа Акакия Акакиевича (Н.В.Гоголь «Шинель») Тема «Маленького человека» в повести Н.В Гоголя «Шинель» Характеристика образа Башмачкина Акакия Акакиевича Трагедия маленького человека в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя Тема «маленького человека» в произведениях Н. В. Гоголя («Шинель», «Повесть о капитане Копейкине») Анализ повести Н. В. Гоголя «Шинель» Акакий Акакиевич Башмачкин: характеристика образа Как много в человеке бесчеловечности Главный герой повести Н. В. Гоголя «Шинель» Человеческая жестокость в отношении к бедному чиновнику (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») (1) Реальность петербургского быта в повести Г. Гоголя «Шинель» Реальное и фантастическое в повести Н. В. Гоголя «Шинель» Кто виноват в трагедии Акакия Акакиевича Башмачкина? (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») ТЕМА «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ «ШИНЕЛЬ» Идея гуманизма в повести Н. В. Гоголя «Шинель» Гоголь и его «шинель» Башмачкин 1 Башмачкин 2 Человеческая жестокость в отношении к бедному чиновнику (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») (2) Чем похожи «Повесть о капитане Копейкине» и «Шинель» О повести Н. В. Гоголя «Шинель» Жизнь и смерть мелкого чиновника в повести Г. Гоголя «Шинель» Роль эпизода встречи Башмачкина со «значительным лицом» в проблематике повести Н. В. Гоголя «Шинель» Духовная жизнь Башмачкина Реальность петербургского быта в повести Н. В. Гоголя «Шинель» Встреча Башмачкина со «значительным лицом» в повести «Шинель» История Акакия Акакиевича Башмачкина Трагедия маленького человека в повести Н.В.Гоголя "Шинель" В чем заключается трагедия образа Акакия Акакиевича Башмачкина Расскажите о судьбе «маленького человека» и общее значение этого определения в повести Николая Гоголя «Шинель» Фантастическое и реальное в повестях Н. В. Гоголя «Шинель» и «Ночь перед рождеством» Образ «значительного лица» в повести «Шинель» Развитие темы "маленького человека" в творчестве Н. В. Гоголя