Преступление и наказание

Фёдор Михайлович Достоевский


Краткое изложение
Читается примерно за 9 минут
Сочинения
649 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Средства изображения внутренней жизни героя в романе «Преступление и наказание»»

Сочинение

План сочинения
1. Вступление. Двуплановость повествования в романах Достоевского.
2. Основная часть. Психологизм Достоевского в романе.
- Острые сюжетные ходы как средство изображения душевной жизни героя.
- Портрет как средство передачи внутреннего облика героя. Первый портрет Раскольникова и его значение в романе
- Второй портрет Раскольникова и его значение.
- Портрет Сони Мармеладовой и его значение.
- Интерьер как средство раскрытия внутреннего облика героя.
- Психологизм пейзажа.
- Особенности пейзажей и интерьеров у Достоевского. Цветовая символика.
- Сны героев и их значение в романе.
- Роль системы персонажей в характеристике Раскольникова.
- Внутренний монолог и его значение в романе.
- Роль диалогов и авторских комментариев.
- «Принцип маятника» в изображении душевной жизни героя.
- Контраст трогательного и ужасного в романе.
- Синтез реального и мистического.
- Перебивка временных планов повествования.
3. Заключение. Своеобразие психологизма писателя.

Исследователи неоднократно отмечали художественное своеобразие романов Ф.М. Достоевского. У писателя выделяются два плана повествования: внешний – сюжетный и внутренний – психологический, исполненный глубинного философского и символического смысла, подтекста. И этот внутренний план, безусловно, доминирует в его романах, заслоняя собой бытовые подробности. При этом мы практически сливаемся с жизнью героя, почти физически ощущаем его боль, радость, страх. Какими же средствами писатель достигает подобного эффекта?
Попробуем проанализировать художественные приемы Достоевского в романе «Преступление и наказание». Все композиционные элементы романа: портреты, пейзажи, интерьер, бытовые детали, сны героев, диалоги и внутренние монологи – подчинены единой задаче: передаче внутреннего состояния героя, динамики его душевной жизни. Достоевский изображает своих героев в минуту крайнего душевного напряжения, мы видим его персонажей в состоянии бреда, слабоумия, болезни. В центре внимания писателя – потрясенная, разорванная психика. Точно так же и Раскольников, главный герой романа, полностью находится во власти своей идеи-страсти, фанатически следует за своей теорией. Как же писатель вводит нас в круг мыслей и чувств персонажа? Прежде всего, путем создания экстремальных ситуаций. Сами сюжетные ходы становятся у Достоевского средством раскрытия внутреннего мира героя. Такой ситуацией становится для Раскольникова незапланированное убийство Лизаветы, неожиданный приход к убитой Алене Ивановне посетителей.
Другое средство обрисовки внутреннего мира персонажа – портрет. При этом Достоевский использует принцип двукратного портретирования. Большие, подробные портреты персонажей писатель создает дважды. Другие описания внешности героев в романе – лишь фиксация их ощущений и состояний. Суть двукратного портретирования состоит в том, что первый портрет героя представляет собой поверхностное описание его внешности, это как будто взгляд незнакомого человека со стороны. Второй портрет героя открывает уже его внутреннюю сущность. Так, в начале романа Достоевский дает нам первый портрет Раскольникова. О нем сказано, что он «замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темнорус, ростом выше среднего, тонок и строен». Характерно, что в описании внешности героя нет никаких дегенеративных, порочных черт. Иногда в этом портрете исследователи отмечают свойственное Достоевскому-художнику стремление к контрасту внешнего и внутреннего, желание подчеркнуть двойственную природу человека. Действительно, в философии писателя эта мысль о двойственности человеческой природы занимала значительное место. Человек, по мнению Достоевского, греховен по природе своей, добро сосуществует в душе его вместе со злом. Внешнее уродство зачастую оборачивается в героях писателя внутренней красотой (Лизавета), под внешней же привлекательностью может скрываться убийца. Однако думается, мысль Достоевского здесь более глубока. Изначально, по природе своей, Раскольников – не убийца. Недаром затем писатель упоминает о его «детской улыбке». В натуре героя были черты, свойственные детям: безрассудство, впечатлительность, искренность, способность к иррациональным поступкам. Однако фанатизм, идеи, полностью подчинившие себе сознание, могут поставить нормального, доброго человека на грань добра и зла. Кроме того, в портрете Раскольникова автор подчеркивает его ужасающую бедность и нищету: его одежда превратилась практически в лохмотья, шляпа была вся изношенная, «вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону». Здесь характерен контраст между внешностью героя и его костюмом.
Второй подробный портрет Раскольникова Достоевский рисует уже после совершения им убийства Алены Ивановны и Лизаветы. Характерно, что здесь он изображен во время встречи с родными. «Раскольников был почти здоров… только был очень бледен, рассеян и угрюм. Снаружи он походил как бы на раненого человека или вытерпливающего какую-нибудь сильную физическую боль: брови его были сдвинуты, губы сжаты, взгляд воспаленный. Говорил он мало и неохотно, как бы через силу…и какое-то беспокойство изредка проявлялось в его движениях». Бледное и угрюмое лицо Родиона «озарилось на мгновение как бы светом, когда вошли мать и сестра, но это прибавило только к выражению его вместо прежней тоскливой рассеянности, как бы более сосредоточенной муки. Свет померк скоро, но мука осталась…» Инстинктивно Раскольников радуется встрече с матерью и сестрой (об этом говорит свет, озаривший лицо его), однако он тут же вспоминает о своем положении и понимает, что теперь ему недоступна обычная радость родственного участия и любви, как и многое другое в жизни. Именно поэтому свет в лице его быстро меркнет, а мука остается.
Других подробных описаний внешности Раскольникова мы в романе не имеем. Достоевский лишь отмечает весь спектр ощущений, состояний героя, изменения его движений, походки. Так, после первого посещения Родионом Алены Ивановны его охватывает «чувство бесконечного отвращения». «Он шел по тротуару как пьяный, не замечая прохожих и сталкиваясь с ними, и опомнился уже на следующей улице». После разговора с Мармеладовым и чтения письма от матери Раскольников вновь думает об убийстве старухи-процентщицы. Мысль эта «теперь явилась вдруг не мечтой, а в каком-то новом, грозном и совсем незнакомом виде…». Достоевский предельно кратко описывает состояние своего героя, практически не давая его портрета: «Ему стукнуло в голову и потемнело в глазах».
Принцип двукратного портретирования использует Достоевский и при создании образа Сони Мармеладовой. В первом описании ее мы видим лишь молоденькую девочку, род занятий которой вполне определенен. «Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами… Наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своем особом мире, с ярко и позорно выдающеюся целью; – шелковое цветное платье «с длиннейшим и смешным хвостом; светлые ботинки, зонтик, смешная соломенная шляпка с ярким огненного цвета пером». Совсем иной предстает Соня, когда она приходит к Раскольникову: «У нее худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком. Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней. В лице ее, да и во всей фигуре, была сверх того одна особенная характерная черта: несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком, и это иногда даже смешно проявлялось в некоторых ее движениях». Характерно, насколько различны эти два Сониных портрета. Если в первом она – довольно хорошенькая, то во втором Достоевский замечает, что ее нельзя было назвать хорошенькой. Эти два противоречащих друг другу авторских замечания весьма многозначительны. Писатель утверждает здесь не только иллюзорность пошловатой красоты Сони, но и «иллюзорность ее ремесла». В этом плане различие в портретах героини символично. Став проституткой, Соня не изменяет своей внутренней сути. Ремесло ее не загубило ее душевной чистоты, доброго сердца. Все, что мы видим в ней на первый взгляд, – по Достоевскому, не более чем иллюзия. Настоящее же в Соне – ее детскость, какая-то пугливость, робость, неправильное лицо, ясные голубые глаза, смешные движения. В этой героине нет ничего от вульгарной женщины, своими движениями, мимикой, жестами она напоминает ребенка. Впоследствии Достоевский заметит, что «настоящий разврат еще не прошел ни одной каплей в ее сердце».
Описания обстановки у Достоевского также отмечены тонким налетом психологизма. Так, в комнате старухи-процентщицы «было очень чисто», «и мебель, и полы были оттерты под лоск». «Ни пылинки нельзя было найти во всей квартире». Раскольников замечает, что такая чистота бывает «только у злых и старых вдовиц». Обстановка практически всех героев в «Преступлении и наказании» говорит не только о крайней бедности, нищете их, но и об их жизненной неустроенности, бесприютности. Дом не является для героев крепостью, не укрывает их от невзгод, несчастий. Маленькие, уродливые комнатушки неуютны и неприветливы к своим обитателям, они как будто стремятся изгнать героев на улицу. Так, каморка Раскольникова похожа «на гроб». Пульхерия Александровна облегченно вздыхает, выйдя из комнаты сына. Очень уродлива, мрачна и комната Сони, похожая на сарай. В ней почти нет мебели, «желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам», всюду – видимая нищета. В этом описании Н.М. Чирков отмечает резкий контраст: комната Сони огромна – сама же она маленькая и худенькая. Этот контраст портрета и интерьера, по замечанию исследователя, символизирует несоответствие чего-то огромно-нелепого и детски-слабого, беспомощного в поведении и в образе героини[1]. Комната эта имеет вид неправильного четырехугольника, что само по себе символично. Цифра «четыре» в цифровой символике имеет значение основательности, прочности, незыблемости. Комната Сони в виде неправильно четырехугольника как будто разрушает основу основ, что-то вечное и незыблемое, как сама жизнь. Вековые устои жизни здесь как будто подорваны. И жизнь Сони, действительно, фактически разрушена. Спасая семью от гибели, каждый вечер она выходит на улицу. На то, насколько тяжело для нее это занятие, Достоевский намекает уже в пьяной исповеди Мармеладова. Описывая Раскольникову историю своего семейства, он замечает, что, когда Соня первый раз принесла домой тридцать целковых, то «ни словечка при этом не вымолвила, а, укрывшись платком, молча легла на диван и долго плакала». Мир Петербурга – жестокий, бездушный мир, в котором нет места доброте и милосердию, а именно это, по Достоевскому, основа жизни, в этом ее незыблемость.
Передаче душевного состояния героя способствуют в романе и картины природы. Характерен пейзаж, сопровождающий Свидригайлова в финале романа. «Молочный, густой туман лежал над городом. Свидригайлов пошел по скользкой, грязной деревянной мостовой, по направлению к Малой Неве…С досадой стал он рассматривать дома…Ни прохожего, ни извозчика не встречалось по проспекту. Уныло и грязно смотрели ярко-желтые деревянные домики с закрытыми ставнями. Холод и сырость прохватывали все его тело…». Лейтмотив этого пейзажа – безысходность. Именно таково настроение героя, и писатель мастерски подчеркивает это описанием природы. Предсмертную же ночь Свидригайлова сопровождает символический пейзаж. Здесь он переходит через мост над Невой. Переход этот аллегорически предваряет смерть героя. «А Свидригайлов между тем ровнехонько в полночь переходил через – ков мост по направлению на Петербургскую сторону. Дождь перестал, но шумел ветер. Он начинал дрожать и одну минуту с каким-то особенным любопытством и даже с вопросом посмотрел на черную воду Малой Невы. Но скоро ему показалось очень холодно стоять над водой; он повернулся и пошел на – ой проспект».
В пейзажах и интерьерах Достоевского часто использует грязный желтый цвет, передающий нервозность обстановки, болезненность состояния персонажей. Этой же цели способствует и описание общей атмосферы городской жизни – нестерпимой жары, духоты, запаха известки, вони из распивочных. Все эти детали обрамляют общую драматическую атмосферу, в которой находятся герои.
Подсознание персонажей открывается в их снах. Так, своеобразным центром всего романа является первый сон Раскольникова об убийстве лошади. Сон этот обнажает трагическую раздвоенность души героя, сконцентрировав в себе энергию и силу всех будущих событий. Сон же, где он видит себя в оазисе, среди пальм, чистейшего ручья, передает душевную усталость Родиона, мечту его о чистой, беззаботной жизни. Сон, в котором он совершает убийство Алены Ивановны, а она смеется над ним, передает нам понимание героем того, что он не смог соответствовать своей теории, что «себя убил, а не старушонку». Последний же сон Раскольникова о «моровой язве» – это крайнее воплощение идеи героя, доведение ее до абсурда. Сон этот является кульминацией всех его теоретических рассуждений.
Характеристике героя у Достоевского служит и сама система персонажей произведения. Так, у Раскольникова в романе имеются герои-двойники: Лужин, Свидригайлов, Соня. Назначение их различно. Лужин и Свидригайлов своим внутренним обликом дискредитируют теорию Раскольникова. При всем том Лужин – это примитивное воплощение теории героя, воплощение ее на жизненно-бытовом уровне. Свидригайлов же воплощает идею Раскольникова на глубинном, философском уровне. Образ Свидригайлова как бы обнажает дно пропасти, к которой ведет индивидуалистическая теория героя. Соня – лишь внешний «двойник» героя, ее «двойничество» лишь внешнее. Превратившись в проститутку, она тоже смогла «преступить черту», определенную нравственную границу. Однако мотивом действий Сони явился не эгоизм, не индивидуалистическая теория, не протест против мирового зла. Она жертвует собой, чтобы спасти от голодной смерти малолетних детей Катерины Ивановны. Если в теории Раскольникова изначально заложен вред для общества, то Соня приносит вред лишь самой себе. Если Родион свободен в своем выборе между добром и злом, то Соня этой свободы лишена.
Напряженность, драматизм переживаний героев Достоевский передает разнообразными способами. Прежде всего, писатель использует внутренний монолог. Так, он изображает спутанность мыслей Раскольникова, скачки их, обрывки, оборванные фразы, судорожность физических движений. Вспомним внутренний монолог Раскольникова по поводу повестки из полиции. «Да когда ж это бывало? Никаких я дел сам по себе не имею с полицией! И почему как раз сегодня? – думал он в мучительном недоумении. – Господи, поскорей бы уж!» Он было бросился на колени молиться, но даже сам рассмеялся, – не над молитвой, а над собой. Он поспешно стал одеваться. «Пропаду, так пропаду, все равно! Носок надеть! – вздумалось вдруг ему, – еще больше затрется в пыли, и следы пропадут». ропаду, все равно! Носок надеть! – вздумалось вдруг ему, – еще больше затрется в пыли, и следы пропадут». Но только что он надел, тотчас же и сдернул его с отвращением и ужасом. Сдернул, но, сообразив, что другого нет, взял и надел опять – о опять рассмеялся. «Все это условно, все относительно, все это одни только формы, – подумал он мельком, одним только краешком мысли, а сам дрожа всем телом, – ведь вот надел же! Ведь кончил же тем, что надел!» Смех, впрочем, тотчас же сменился отчаянием. «Не, не по силам…», – подумалось ему. Ноги его дрожали. «От страху», – пробормотал он про себя. Голова кружилась и болела от жару». Использует Достоевский и прием умолчания. Так, герой ни разу не произносит слова «убийство», заменяя его выражениями «проба», «дело».
Мысли, душевное состояние героев также открывается нам в диалогах и немногих авторских замечаниях. Так, анализ мыслей и ощущений героя, жизненное преломление теории Раскольникова мы видим в его разговоре с Соней. «Не для того, чтобы матери помочь, я убил – вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного: а там, стал ли бы я чьим-нибудь благодетелем или всю жизнь, как паук, ловил бы всех в паутину и из всех живые соки высасывал, мне, в ту минуту, все равно должно было быть!.. И не деньги, главное, нужны мне были, Соня… Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я преступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…». В самом начале романа писатель комментирует внутреннее состояние Раскольникова и его жизненные обстоятельства: «Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью…».
Рассмотрим теперь художественные приемы Достоевского. Часто писатель вводит нас в жизнь персонажа, используя при этом так называемый «принцип маятника». Достоевский изображает в человеке борьбу противоположных начал, желаний, ощущений, колебание их, переход из одного состояния в другое. Так, увидев страшный сон об убийстве лошади, Раскольников, казалось бы, навсегда отрекается «от проклятой мечты своей». Однако в результате он убивает не только Алену Ивановну, но и Лизавету. Любовь к матери и сестре переходят в душе героя после убийства в необъяснимую ненависть к ним. «Мать, сестра, как любил я их! Отчего теперь я их ненавижу? Да, я их ненавижу, физически ненавижу, подле себя не могу выносить…». Стремление повидать своего приятеля, Разумихина, оборачивается в душе Раскольникова желанием полного уединения, отчуждения от окружающих. «Подымаясь к Разумихину, он не подумал о том, что с ним, стало быть, лицом к лицу сойтись должен. Теперь же, в одно мгновение, догадался он, уже на опыте, что всего менее расположен, в эту минуту, сходиться лицом к лицу с кем бы то ни было в целом свете. Вся желчь поднялась в нем. Он чуть не задохнулся от злобы на самого себя, только что переступил порог Разумихина». Поступки героя порой не может мотивировать и он сам. И Достоевский обнажает эту безграничную глубину человеческой души, используя выражения «невольно», «неожиданно для себя», «вдруг». Усиливая напряженность и драматизм общей атмосферы повествования, автор использует ряды синонимичных выражений: «с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная…», «я свободен теперь от этих чар, от колдовства, обаяния, от наваждения».
Другой художественный прием Достоевского – резкий контраст трогательного и ужасного. Так, в сентиментальном духе писатель изображает последние минуты Мармеладова, его исповедь священнику, молитву детей и Катерины Ивановны. В этот трогательный эпизод автор включает внезапное появление Сони, «в неприличном …цветном платье с длиннейшим и смешным хвостом», в «смешной соломенной круглой шляпке с ярким огненного цвета пером». «Она была тоже в лохмотьях; наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своем особом мире, с ярко и позорно выдающеюся целью». Заметив Соню, соседи начинают шушукаться. Затем Достоевский вновь обращается к сцене причастия и исповеди.
Также присутствует в романе сопоставление реального и мистического планов. «Тесные переулки близ Сенной; летний Петербург, вонючий и пыльный; полицейский участок с квартальными; бедность, разврат, та самая серая и пошлая обстановка большого города, которую мы привыкли видеть каждый день, – все это делается вдруг призрачным, похожим на сон. Автор проникнут чувством темного, таинственного и рокового, что скрывается в глубине жизни. Он нарочно вводит в рассказ трагический элемент Рока посредством постоянных совпадений мелких случайностей», – пишет Д. Мережковский[2]. Случайно слышит Раскольников разговор двух неизвестных о старухе-процентщице. Случайно попадает он на Сенную площадь, где слышит разговор мещанина с Лизаветой, из которого становится ясно, что Алена Ивановна завтра, в семь часов, будет дома одна. Когда он делает в своей квартире последние приготовления, то на улице раздается чей-то крик: «Семой час давно!». Так роковые случайности вовлекают Раскольникова в преступление. Границы между реальностью и непостижимым, сокрытым от человеческого разума, в романе как будто стираются.
Другой художественный прием Достоевского – «перебивка временных планов, когда то или иное ощущение, настроение дается и как переживаемое в настоящий момент, и как пережитое раньше, и как предчувствие его в будущем или как мысль об этом переживании «из будущего»[3]: «Вдруг он остановился; новый, совершенно неожиданный и чрезвычайно простой вопрос разом сбил его с толку и горько изумил:
«Если действительно все это дело сделано было сознательно, а не по-дурацки, если у тебя действительно была определенная и твердая цель, то каким же образом ты до сих пор даже и не заглянул в кошелек и не знаешь, что тебе досталось, из-за чего все муки принял и на такое подлое, гадкое, низкое дело сознательно шел? Да ведь ты в воду его хотел сейчас бросить, кошелек-то… Это как же?»
Да, это так; это все так. Он, впрочем, это и прежде знал, и совсем это не новый вопрос для него; и когда ночью решено было в воду кинуть, то решено было безо всякого колебания и возражения, а так, как будто так тому и следует быть, как будто иначе и быть невозможно… Да, он это все помнил; да чуть ли это уже вчера не было так решено, в ту самую минуту, когда он над сундуком сидел и футляры из него таскал!.. А ведь так!..».
Таким образом, Достоевский-психолог использует разнообразные художественные средства. Писатель не описывает наружность своих персонажей. Свои мысли и чувства, равно как лица и тела они изображают особенностями языка, интонацией голоса. Через внутреннее он идет к внешнему, через душевное – к телесному, через сознательное, человеческое – к стихийному, животному.

Другие сочинения по этому произведению


Бедные люди" в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание "Корень злых дел — в дурных мыслях". Л.Н.Толстой. (По одному из произведений русской литературы. — Ф.М.Достоевский. "Преступление и наказание") "Шаги" Раскольникова к преступлению (По роману Ф М Достоевского "Преступление и наказание") «Боль о человеке» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» «Герой интересует Достоевского как особая точка зрения на мир и на самого себя …» (М.М.Бахтин) (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»). «Измениться не может никто, но стать лучше может каждый» (Э. Фейхтерслебен) (по романам «Война и мир», «Преступление и наказание», «Отцы и дети») «Их воскресила любовь…» (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») «Корень злых дел в дурных мыслях» (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») «Кто много посмеет, тот и прав» «Любовь к людям у Достоевского — это живая и деятельная христианская любовь, неразрывная с желанием помогать и самопожертвованием» (И.Ф. Анненский) (по одному из романов Ф. М. Достоевского Маленькие люди" в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание «Маленький человек» на страницах романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». «Правда» Сони Мармеладовой (по «Преступлению и наказанию» Достоевского) «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный — невозможно…» (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») "Преступление и наказание" — социально-психологический роман «Сон об убийстве лошади» (анализ эпизода из главы 5, части 1 романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») «Униженные и оскорбленные» (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») «Униженные и оскорбленные» в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. Я хотел сделаться Наполеоном, оттого и убил... Автор и герой в романе Ф. М. Достоевского Автор и герой в романе Ф. М. Достоевского «Преступление к наказание» Авторская позиция в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» и способы ее выявления. Авторское отношение к главному герою романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Анализ отрывка из романа Достоевского «Преступление и наказание» (Сон Раскольникова на каторге). Анализ сна Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Анализ сцены последней встречи Раскольникова и Свидригайлова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Анализ эпизода «Встреча Раскольникова и Сони» (глава 4 части 4 романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Анализ эпизода «Встреча Раскольникова и Сони» (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Анализ эпизода «Смерть Мармеладова» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Анализ эпизода «Чтение Лазаря Сони Мармеладовой Раскольникову» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Анализ эпизода встречи Родиона Раскольникова с Мармеладовым в трактире (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Анализ эпизода из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Анализ эпизода последнего разговора Раскольникова с Порфирием Петровичем (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Анализ эпизода признания Раскольникова (глава 8 части 6 романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Анализ эпизода смерти Катерины Ивановны (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»). Бесчеловечность теории Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Бог и грех в романе «Преступление и наказание» Бунт раскольникова Бунт Раскольникова против мира зла и насилия. Бунт Родиона Раскольникова Быть сильным — значит помогать слабому (по романам Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», «Идиот»). В ком из персонажей романа Достоевского «Преступление и наказание» вы видите своих современников? В Петербурге Ф. М. Достоевского В чем вина и беда Раскольникова? (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») В чем заключается наказание Раскольникова за преступление? (мини сочинение) В чем причины самоубийства Свидригайлова? (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») В чем противоречие теории Раскольникова? В чем противоречия теории Раскольникова? (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») В чем смысл названия романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»? В чем смысл эпилога романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»? В чем суть теории Раскольникова? (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») В чем трагедия Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») В чем трагедия Раскольникова В чём трагедия семьи Мармеладовых? (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Великие уроки Ф. М. Достоевского в романе «Преступление и наказание» Время и пространство в романах Достоевского Город разрушений и унижений (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание) Гуманизм романа «Преступление и наказание» Гуманизм романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Два героя-студента — Базаров и Раскольников Двойники и антагонисты Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Двойники и антиподы Раскольникова Двойники Раскольникова Двойники Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" Дневник психолога (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Дневник Раскольникова Дневник Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»). Дневник Родиона Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»). Дневник Родиона Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Дневник Сонечки Мармеладовой (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»). Дневник читателя (по роману Достоевского «Преступление и наказание») Добро и зло в понимании и изображении Достоевского Добро и зло в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Добро, зло и свобода в понимании и изображении Достоевского Достоевский «Преступление и наказание» (обзор) Есть ли наказание в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»? Знакомство Раскольникова со Свидригайловым (Анализ эпизода из романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание", ч. IV, гл. 1.) Значение символических снов Гринева в "Капитанской дочке" А. С. Пушкина и Раскольникова — в "Преступлении и наказании" Ф. М. Достоевского Значение эпизода «Встреча Раскольникова и Свидригайлова» для понимания романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Идейная борьба на страницах романа "Преступление и наказание" Идейно-композиционная роль образа Сони Мармеладовой Идейно-художественная роль образа Свидригайлова в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" Идейно-художественное свеобразие романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Идейный смысл романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" Идея Раскольникова и ее крах. Идея Раскольникова и ее крушение Идея Раскольникова и ее крушение (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Идея Раскольникова о праве сильной личности на преступление в системе авторских опровержений (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание") Имеет ли человек право на преступление? (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Исповедь Сонечки Мармеладовой (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» История одного преступления (Интервью у Порфирия Петровича) История создания романа Как в романе развенчивается теория Раскольникова? (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Как происходит воскрешение Раскольникова? (по роману Достоевского «Преступление и наказание») Как сны Раскольникова помогают понять противоречивое сознание героя? (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Как Ф. М. Достоевский открывает человека в человеке Какие изменения нужно внести в текст романа Ф. М. Достоевского, чтобы Свидригайлов стал восприниматься как положительный герой? Каковы причины преступления Раскольникова? (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»). Каковы причины, побудившие Раскольникова на убийство старухи-процентщицы и причины, останавливающего его (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Какое значение имеет сон Раскольникова на каторге для раскрытия основной идеи романа Достоевского «Преступление и наказание»? Книга, которая потрясла меня Композиционное значение снов Раскольникова Крах «недоконченной» идеи (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Критика индивидуалистического бунта в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Кто из действующих лиц романа меня заинтересовал? (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание») Кто Раскольников: преступник или фанат идеи? (сочинение-рассуждени по Личность в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" Лужин в эпизодах «Визит к Раскольникову» и «Поминки» (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Лужин и Свидригайлов в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" Мастерство в изображении быта героев одного из произведений русской литературы XIX века. (Ф.МДостоевский. "Преступление и наказание") Мир "униженных и оскорбленных" в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" Мир униженных и оскорблённых в ромате «Преступление и наказание». Моё письмо Родиону Раскольникову Может ли быть достигнута высокая цель путём преступления Мои мысли о романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" Мои рассуждения после прочтения романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Мой Достоевский (размышление о прочитанном) Мой Достоевский (размышления о прочитанном) Мой Ф. М. Достоевский (размышления о прочитанном) Мотивы преступления Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Мотивы преступления Родиона Раскольникова и есть ли ему оправдание Наказание и воскресение Раскольникова Наполеон Родиона Раскольникова и Наполеон Андрея Болконского. Наполеонизм в литературе (По романам Л. Н. Толстого «Война и мир» и Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Нравственно-философские аспекты в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" Нравственные проблемы в романе "Преступление и наказание" Нравственные уроки образа Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Нравственный идеал в произведении Достоевского «Преступление и наказание» Нравственный идеал в произведениях Ф. М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»). О каком наказании идет речь в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»? О каком наказании идет речь в романе? О чем меня заставил задуматься роман Достоевского «Преступление и наказание» ОБЛИЧЕНИЕ ПРЕСТУПНОГО ОБЩЕСТВА В РОМАНЕ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» Обличение преступного общества в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" Образ «вечной Сонечки» в произведениях Ф. Достоевского, Т. Толстой и Л. Улицкой Образ вечной Сонечки в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Образ времени в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Образ города в одном из произведений русской литературы XIX века Образ Петербурга в романе Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» Образ Петербурга в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» Образ Петербурга в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» и в романе Л. Толстого «Война и мир» ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ" Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Образ Раскольникова Образ Раскольникова (по роману "Преступление и наказание") Образ Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Образ Родиона Раскольникова Образ Родиона Раскольникова в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" Образ семьи Мармеладовых в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Образ Сони Мармеладовой Образ Сони Мармеладовой в романе Достоевского «Преступление и наказание» Основные идеи романа «Преступление и наказание» Первая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем. (Анализ эпизода из главы 5, части 3 романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»). Первый сон раскольникова и его роль в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" Первый сон Раскольникова Петербург в романе Достоевского "Преступление и наказание" Петербург в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Петербург Достоевского (по роману "Преступление и наказание") Петербург Ф. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»). Петербург Ф. М. Достоевского Петербург Ф. М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание») Петербург Ф. М. Достоевского Письмо к Соне Мармеладовой (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Письмо Раскольникову Письмо Раскольникову (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Полифонизм романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Портретная характеристика Семена Захарыча Мармеладова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Последняя встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем. (Анализ эпизода из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», ч. VI, гл. II.) Последняя встреча Свидригайлова и Дуни Последняя встреча Свидригайлова и Дуни. (Анализ эпизода из романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание", ч. 6, гл. V.) Почему можно говорить, что Базаров и Раскольников — герои одной эпохи? Почему Раскольников совершил преступление? (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Правда Сонечки Мармеладовой (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Предметный мир в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" Преступление и наказание в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание Родиона Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»). Проблема выбора пути в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" Проблема добра и зла в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Проблема искупления греха в ромате «Преступление и наказание» Проблема семьи Мармеладовых. Проблема совести в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Продолжение романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Противоречия теории Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Психологизм Достоевского Психологические двойники Р. Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" Психологический анализ в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" Психологический смысл романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Путь исканий и прозрений Андрея Болконского и Радиона Раскольникова Путь Раскольникова от сострадания обездоленным к идее "крови по совести" Развенчание теории Раскольникова Разговор Раскольникова с Соней (анализ эпизода из главы 4 части 4 романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»). Разговор Раскольникова с Соней Мармеладовой на её квартире (анализ эпизода из главы 4, части 4 романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Раскольников — Лужин — Свидригайлов: три ипостаси зла Раскольников в системе образов романа «Преступление и наказание» Раскольников и его «двойник» (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Раскольников и Свидригайлов: сравнительная характеристика Раскольников и Соня в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников на каторге (анализ 2 главы эпилога романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Рецензия на прочитанную книгу (по роману Ф. Достоевского "Преступление и наказание") Рецензия на роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Речевая характеристика персонажей "Преступления и наказания" Ф. М. Достоевского Роль «двойников» Раскольникова в раскрытии идеи романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Роль образа Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Роль образов Лужина и Свидригайлова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Роль портрета героя в его характеристике на примере романа "Преступление и наказание" Роль эпилога в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание» Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» С какой целью Достоевский вводит в 1 часть сон о саврасой лошадке и что этот фрагмент дает для понимания характера Раскольникова? САМООПРАВДАНИЕ ИЛИ САМООБМАН РАСКОЛЬНИКОВА Свидание Дуни и Петра Лужина Свидригайлов и Раскольников в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Свобода выбора и ответственность за него (по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание») Семья Мармеладовых и ее роль в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» СИМВОЛИКА В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” Символика снов в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Система образов в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Случайности на пути Раскольникова к убийству (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»). СМЫСЛ ЗАГЛАВИЯ РОМАНА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” Смысл названия романа "Преступление и наказание" Смысл снов в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Смысл теории Раскольникова Сны Раскольникова и их художественная функция в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Сонина правда в романе Достоевского Соня и Раскольников. Соня Мармеладова- падшая или святая? Социальный протест в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Социальный, философский и религиозный смысл преступления Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Сочинение-миниатюра по роману «Преступление и наказание» СПОСОБЫ РАСКРЫТИЯ ПСИХОЛОГИИ ГЕРОЕВ В РОМАНЕ “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО Сравнение: Свидригайлов и Раскольников Средства художественного изображения внутреннего мира человека в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Средства художественного изображения внутреннего мира человека в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (Особенности психологизма) Столкновение теории и жизни в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Сюжет и композиция Сюжет и проблематика романа «Преступление и наказание» Тема «маленького человека» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Тема «маленького человека» в романе «Преступление и наказание» Тема «униженных и оскорбленных» в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» Тема гордости и смирения в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Тема греха и покаяния в одном из произведений русской литературы (Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание»). Тема греха и покаяния в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Тема искупления греха (по роману «Преступление и наказание») Тема нравственного падения и возрождения человека в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Тема падения и духовного возрождения в романе Достоевского «Преступление и наказание» Тема падения и духовного возрождения человека в произведении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф. М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание» или «Идиот»). Тема человека и судьбы в творчестве Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского Теория Раскольникова и её последствия (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Теория Раскольникова и её разоблачение Теория Раскольникова и жизнь (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Теория Раскольникова и жизнь Теория Раскольникова: её суть и последствия (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Теория Родиона Раскольникова Теория Родиона Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Теория Родиона Раскольникова и ее крушение Теория Родиона Раскольникова о "двух разрядах людей" и ее опровержение Теория Родиона Раскольникова, ее проверка и опровержение в романе «Преступление и наказание» Теория Родиона Раскольникова: «тварь дрожащая» и «право имеющий» Три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем. (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».) Униженные и оскорбленные в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" Философские проблемы в романе «Преступление и наказание» Христианские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Христианские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Христианские представления, мотивы и образы в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" Художественные особенности романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Цветовая символика в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" Цветопись в портрете города в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" Человеческое всегда неизбежно должно восторжествовать (по роману «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского) Человеческое и бесчеловечное в бунте главного героя романа "Преступление и наказание" Что бы изменилось, а чтобы осталось неизменным в «Преступлении и наказании», если бы Достоевский писал этот роман в наши дни Что способствовало новой жизни Раскольникова? (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Юридическое и нравственно-философское наказание (с ориентацией на роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Я открываю Достоевского Я себя убил или старушонку? (по роману "Преступление и наказание") Преступление и наказание Я себя убил, а не старушонку. Сочинение по роману Достоевского «Преступление и наказание» Сочинение по роману Ф. М Достоевского “Преступление и наказание”. Трагедия Раскольникова Тема падения и духовного возрождения... Чем порожден бунт героя в романе «Преступление и наказание» Красота человеческого поступка. (По роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”) Диалоги главных героев романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского Характеристика образа Раскольникова Родиона Романовича Красота человеческого поступка Человек есть тайна или о романе «Преступление и наказание» Осознание собственной вины Раскольниковым Характеристика образа Раскольниковой Пульхерии Александровны Теория Родиона Раскольникова: "твари дрожащие" и "право имеющие" «Ложь перед самим собой выставляемая за правду губит всю жизнь» (По роману Достоевского «Преступление и наказание») Образ Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников и Соня Мармеладова Роль евангельского сюжета о воскрешении Лазаря в романе «Преступление и наказание» Правда Сони Мармеладовой Описание и характеристика семьи Мармеладовых Характеристика образа Раскольниковой Дуни Философские проблемы в романе Христианская проблематика в романе "Преступление и наказание" Главная философская мысль романа «Преступление и наказание» Мастерство Ф.М. Достоевского в изображении быта Раскольникова Предыстория романа "Преступление и наказание" Обвинение теории Родиона Раскольникова Теория Раскольникова и ее развенчание в романе «Преступление и наказание» Мотивы преступления Раскольникова Раскольникова Пульхерия Александровна — мать Раскольникова Значение образов Свидригайлова и Лужина «Обыкновенный» или «необыкновенный» человек Раскольников Характеристика образа Алены Ивановны Характеристика образа Марфы Петровны Проблема сильной личности в творчестве Ф. М. Достоевского (На примере романа «Преступление и наказание») Антигуманистическая сущность теории Раскольникова Когда воскресает Раскольников Характеристика образа Амалии Ивановны Раскольников как нигилист Преступление и Наказание - Достоевский “Я СЕБЯ УБИЛ...” (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”) В чем преступление и наказание Родиона Раскольникова "Образ желтого Петербурга" в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Бунт и преступление Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») Судьба Мармеладовой и Раскольникова Образ и характеристика Сони Мармеладовой и ее взаимосвязь с образом Раскольникова Образ Лужина Раскрытие образа в романе “Преступление и наказание”: образ «маленького человека» В чем секрет актуальности романа Самоубийство Свидригайлова Действие и сюжет романа «Преступление и наказание» «Петербургские углы» в описании Достоевским Характеристика образа Разумихина Дмитрия Прокофьевича Средства создания характера Раскольникова Кем бы оказался Раскольников не совершив преступления Суровая правда в изображении жизни людей в мире зла Способы раскрытия психологии героев в романе Тема "униженных и оскорбленных" в романе Милосердие и сострадание Клевета Лужина. (Анализ эпизода из главы 3, части 5 романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".) Как Раскольников «убил» принцип Униженные и оскорблённые Теория Раскольникова (по роману Достоевского «Преступление и наказание»). Тема «униженных и оскорбленных» в романах Ф.М. Достоевского (на примере «Преступления и наказания»)" Гуманизм романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ РАСКОЛЬНИКОВА В РОМАНЕ ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” Преступление и наказание Родиона Раскольникова в одноименном романе Ф. М. Достоевского Образ Сонечки Мармеладовой (анализ образа персонажа романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») "Шаги" Раскольникова к преступлению Образ Раскольникова: мучительные вопросы бытия Роль двойников в романе «Преступление и наказание» Разумихин Дмитрий Прокофьевич — бывший студент дворянин Лебезятников Андрей Семенович - министерский чиновник Христианские мотивы и образы “Преступление и наказание” Характер героя романа «Преступление и наказание» Мир Достоевского Сон об убийстве лошади (Анализ эпизода романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Теория Раскольникова и ее философская основа Свидригайлов и Дуня в романе «Преступление и наказание» Духовный мир героев Достоевского в романе «Преступление и наказание» Человек – целый мир Эпилог романа «Преступление и наказание» Мы все глядим в Наполеоны в романе «Преступление и наказание» Попробуем рассмотреть Петербург в интерпретации Достоевского Характеристика образа Зосимова Настасья Филипповна и Аглая — особенность женских характеров Жизнь обездоленных на страницах романа Достоевского «Преступление и наказание» Первая встреча Семена Захарыча Мармеладова и Родиона Мир «Преступления и наказания» — это мир Петербурга Образ Петербурга в романах Достоевского "Преступление и наказание" и Толстого "Война и мир" Тpагедия Раскольникова Интерьер как средство характеристики героя. (По одному из произведений русской литературы XIX века.) Образ Петербурга Теория Родиона Раскольникова и её опровержение Тема "маленького человека" в произведениях Ф. М. Достоевского НАПОЛЕОН РАСКОЛЬНИКОВА И НАПОЛЕОН АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО Авторская позиция и формы ее выявления в романе Достоевского “Преступление и наказание” УБИЙЦЫ МНИМЫЕ И ИСТИННЫЕ В РОМАНЕ “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” Семья Мармеладовых и ее роль в романе Многообразие тематики романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” В плену ложной идеи (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Нравственный идеал в произведениях Ф. М. Достоевского (По одному из романов: «Преступление и наказание» или «Идиот»). Три ипостаси зла Роман "Преступление и наказание" Образы Свидригайлова и Лужина в романе «Преступление и наказание» Причины бунта Раскольникова: – бедность и бесправие героя Мармеладова Сонечка — дочь Мармеладова Образ города в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Сравнение образов: Соня, Свидригайлов и Лужин Раскрытие образа: Родион Раскольников и Наполеон В чем же трагедия Раскольникова Главный персонаж романа «Преступление и наказание» Раскольников Петербург в произведениях Ф. М. Достоевского Что явилось побудительного причиною преступления Раскольникова Наполеоновская трактовка идеи Раскольникова Характеристика образа Лебезятникова Андрея Семеновича Характеристика образа Лизаветы Ххарактеристика образа Чичиков Павел Иванович Характеристика образа Катерины Ивановны Трагедия семьи Мармеладова Каковы причины преступления Раскольникова В чем причины самоубийства Свидригайлова Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Достоевского Авторская позиция и средства ее выражения в романе Достоевского “Преступление и наказание” Характеристика образа Заметова Александра Григорьевича Нравственный идеал в произведениях Ф.М.Достоевского Общественная атмосфера конца 60-х годов и ее отражение в идеологическом романе \ Тема искупления греха Раскольников и его двойники Речь в защиту Раскольникова "ОЧЕЛОВЕЧИТЬ" ЧЕЛОВЕКА! Жизнь города у Достоевского Крах "недоконченной" идеи Петербург в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Признание Раскольникова в преступлении. (Анализ эпизода из главы 8, части 6 романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".) Образ ребенка в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” Религия и нравственные проблемы Порфирий Петрович 1 Современное преступление (по роману Достоевского “Преступление и наказание”) Мерила правды и разума в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Повествование романа «Преступление и наказание» Достоевского Петербург в романе «Преступление и наказание» Нравственность в романе «Преступление и наказание» Раскольников Родион Романович - Мечтатель, романтик О романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Две морали в романе Федора Достоевского «Преступление и наказание» Критика о романе Ф М Достоевского «Преступление и наказание» Влияние Петербурга на героев романа «Преступление и наказание» Вопрос греха и добродетели в романе «Преступление и наказание» Власть идеи над человеком на страницах романа «Преступление и наказание» Три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») Сравнение персонажей: Соня Мармеладова и Раскольников Идейно-композиционная роль образа Сони Раскольников, Соня, Мармеладов, Свидригайлов кто они: добрые или злые Духовное Воскресение Родиона Раскольникова (по роману Федора Достоевского «Преступление и наказание») Ненавистен и гадок Лужин Античеловеческая идея в теории Раскольникова Художественные особенности романа «Преступление и наказание» Образ и характеристика Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание» «Презирать суд людей не трудно презирать суд собственный невозможно…» (По пьесе Островского «Гроза» и роману Достоевского «Преступление и наказание») Значение символических снов Гринева и Раскольникова Я дитя своего века «Плуты и подлецы они». «Двойники» Раскольникова Последняя встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем Всепрощающая любовь Сони (по роману «Преступление и наказание») Характеристика образа Свидригайлова Аркадия Ивановича Сны и грезы Раскольникова Принципы изображения действительности в романе “Преступление и наказание” В чем ошибка Родиона Раскольникова Мои раздумья над романом Достоевского «Преступление и наказание» Его спасла Сонечка (по роману «Преступление и наказание») Об особенностях сюжета романа «Преступление и наказание» Философские идеи воплощенные в романе «Преступление и наказание» Морально этический путь исправления человека в романе «Преступление и наказание» Трущобы и нищие углы бедноты фон романа «Преступление и наказание» Филантропический подвиг Мармеладова Характеристика образа Разумихина и Лебезятникова Порфирий Петрович — пристав следственных дел правовед Характеристика образа Никодима Фомича "Особый реализм" ("Преступление и наказание") Социальный протест в романе Средства художественного изображения внутреннего мира человека в романе Три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем Сон Раскольникова об убийстве лошади (Анализ эпизода из главы 5 части 1 романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».) Тема сострадания и милосердия в одном из произведений русской литературы Религия, как способ разрешения нравственных проблем Философские идеи воплощенные в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Этика добра и любви к людям в романе «Преступление и наказание» Выбранные пути в жизни Сони и Раскольникова Раскольников и Сонечка Сочинение на тему "Наказание Раскольникова" по мотивам романа "Преступление и наказание" Социальный философский и религиозный смысл преступления Система персонажей одного из произведений русской литературы XIX века. Анализ восьмой главы в романе «Преступление и наказание» (признание Раскольникова) В поисках истины (по роману "Преступление и наказание") «Двойники» Раскольникова (Лужин и Свидригайлов), их роль в романе Мир петербургских углов и его связь с теорией Раскольникова Роль образа Сони Мармеладовой Мое понимание образа Родиона Раскольникова Лизавета 1 Порфирий Петрович 2 Роман «Преступление и наказание» — проникновение в глубину человеческого духа Вера в добро и любовь в романе Достоевского «Преступление и наказание» Катерина Ивановна супруга Мармеладова Алена Ивановна коллежская регистраторша процентщица Почему теория Родиона Раскольникова оказалась несостоятельной Мармеладов Семен Захарович титулярный советник, отец Сонечки Центральный герой романа "Преступление и наказание" Две правды жизни (по роману Достоевского «Преступление и наказание») Почему Достоевский взялся писать роман с таким названием "Преступление и наказание" Крах “недоконченной” идеи в романе “Преступление и наказание” Социальные и философские истоки бунта Родиона Раскольникова Мармеладов, Катерина Ивановна, Соня, Дуня Раскольникова Роль семьи Мармеладовых в романе «Преступление и наказание» В чём отличие Раскольникова от обыкновенных люде Значимость романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Какова природа того начала, которое движет идеей героя «Преступления и наказания» Анализ сна о Миколке Родиона Раскольникова Что же это за вопрос, так замучивший Раскольникова Бог и Дьявол в душе Родиона Раскольникова Влияние идеи на человека (по роману Федора Достоевского «Преступление и наказание») Моральная атмосфера Петербурга в романе «Преступление и наказание» Петербург - как виновник преступления Раскольникова Разложение старого мира и его описание в романе «Преступление и наказание» Характеристика образа Мармеладова Семена Захаровича Наказание преступления по закону совести в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Преступление и наказание Раскольникова В чем своеобразие характера главного героя в романе Ф. Достоевского "Идиот" Экранизации романа «Преступление и наказание» Гуманистический пафос романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Мир униженных и оскорбленных (Ф. Достоевский «Преступление и наказание») Противоречия теории Раскольникова Индивидуалистический бунт Раскольникова Человек должен жить по законам справедливости (по произведению «Преступление и наказание») Нестандартная трактовка образа Сони Мармеладовой Разочарование и крушение Родиона Раскольникова Марфа Петровна — помещица, супруга Свидригайлова Сюжетно композиционное своеобразие романа «Преступление и наказание» Авторская позиция в романе Достоевского «Преступление и наказание» О мастерстве Достоевского в раскрытии психологии героя Образ мрачного Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Религиозный аспект романа Достоевского «Преступление и наказание» Образ «вечной Сонечки» в романе Федора Особенности психологизма в романе Достоевского «Преступление и наказание» Сущность последнего романа Достоевского «Преступление и наказание» Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф.М.Достоевского. (По роману "Преступление и наказание" или "Идиот".) Сны Раскольникова и их художественная функция в романе Раскольников и его “двойники” (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”) По роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". "Я хотел Наполеоном сделаться…" (проблема "наполеонизма" в романе). Сущность теории Раскольникова. (по роману Достоевского «Преступление и наказание») Тема греха и покаяния в одном из произведений русской литературы. Тема греха и покаяния. (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».) Теоретическое преступление в романе «Преступление и наказание» Петербург Достоевского в романе Преступление и наказания Что общего в судьбе Сони Мармеладовой и Родиона Раскольникова Героиня романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Среда, из которой вышел Раскольников Раскольникова Дуня (Авдотья Романовна) — сестра Раскольникова Никодим Фомич — квартальный надзиратель Борьба идей в романе Ф М Достоевского «Преступление и наказание» Идея страдания и очищения в романе Достоевского “Преступление и наказание” Боль за человека и ее отражение в романе «Преступление и наказание» Эпоха изображенная в романе Ф М Достоевского «Преступление и наказание» Проблема преступления в романе Ф. М. Достоевского Почему «переступивший» Свидригайлов покончил с собой, а Раскольников — нет? (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Правда Сонечки Мармеладовой Портрет Семена Захарыча Мармеладова Раскрытие образа в романе: Соня Мармеладова и Раскольников Художественное своеобразие романа Федора Достоевского «Преступление и наказание» В Петербурге Достоевского (по роману Ф М Достоевского «Преступление и наказание») Кто больше несет зла: Раскольников, Лужин или Свидригайлов Анализ эпизода из романа: Знакомство Раскольникова со Свидригайловым Противопоставление характеров: Лужин и Свидригайлов Мысль о преступлении у Раскольникова Критика индивидуалистического бунта в романе Достоевского Разве нищета и обездоленность то главное зло, которое видит писатель в обществе Главный герой «Преступления и наказания» студент Родион Раскольников Вся жизнь моя в грехах погребена (по роману “Преступление и наказание”) Идейно художественное свеобразие романа Предметный мир в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" Место религии в романе Федора Достоевского «Преступление и наказание» Защита Лужина Преступление страшное, но я, не воспринимаю Раскольникова отрицательным героем Характеристика образа Ильи Петровича (Пороха) Мастерство в изображении быта героев в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» Мастерство изображения народной жизни в романе «Преступление и наказание» Как Федор Достоевский открывает человека в человеке Нравственный закон и объективная реальность в романе Федора Достоевского «Преступление и наказание» Мировоззрение Родиона Раскольникова Отражение сложного жизненного пути в творчестве Федора Достоевского Нравственный идеал в произведениях Достоевского (по роману «Преступление и наказание») Раскаяние и искупление в романе Достоевского “Преступление и наказание” Образ «вечной Сонечки» в романе Федора Достоевского «Преступление и наказание» Изображение губительного воздействия ложной идеи на сознание человека Трагедия героя и пути спасения в романе «Преступление и наказание» Как же родилась в голове Раскольникова мысль о единоличной власти над человечеством Тема детства в романе Достоевского “Преступление и наказание” Эпоха изображенная в романе «Преступление и наказание» Эволюция образа Раскольникова Где начало преступления Раскольникова Суть идеи которая взяла в плен сознание Родиона Расколькниова Тема падения и духовного возрождения человека (по роману «Преступление и наказание») Анализ сна о Миколке Гуманизм в романе "Преступление и наказание" Образ города, как соучастника преступления Раскольникова В образе Раскольникова выражается мысль высокомерия и презрения к этому обществу «Бессмыслица» нелепой теории Раскольникова Чем вызвано противоречивое поведение Раскольникова Раскольников переступил через закон юридический и нравственный Средства художественного изображения человека в романе Раскольников и его теория о праве на кровь «по совести» Сострадание и жертвенная любовь Сони Раскольникова Дуня (Авдотья Романовна) — сестра Финал литературного произведения и его роль в раскрытии авторского замысла Лизавета младшая сводная сестра процентщицы Алены Лужин и Свидригайлов порождение капитализма Раскольников есть истинно русский человек... СЕМЬЯ МАРМЕЛАДОВЫХ И ЕЕ РОЛЬ В РОМАНЕ "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ" РЕЛИГИЯ КАК СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРОБЛЕМ (По роману Достоевского "Преступление и наказание") Социальный, философский и религиозный смысл преступления Родиона Раскольникова в романе Тема "Маленького человека" в романе Христианские представления мотивы и образы в романе Смерть Мармеладова Уроки Достоевского по роману "Преступление и наказание" Сон об убийстве лошади (анализ эпизода из главы 5 части 2 романа «Преступление и наказание») Как автор относится к Раскольникову? Раскольников в системе образов Лизавета 2 Правда Раскольникова и правда Сони в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» «Дух неволи» в Петербурге по роману Достоевского «Преступление и наказание» Величие поэтики Достоевского Лизавета младшая, сводная сестра процентщицы Алены Ивановны Разоблачение своеволия в романе Достоевского «Преступление и наказание» Вечный спор Ангела и Демона в романе «Преступление и наказание» Сонечка, вечная Сонечка пока мир стоит (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Соня Мармеладова — «чистый свет высокой нравственной идеи» Использование цветовых определений в романе "Преступление и наказание" Кто Раскольников: преступник или фанат идеи Место действия романа Ф. М. Достоевского Характер социального протеста и проблема преобразования жизни в романе Ф М Достоевского «Преступление и наказание» Эволюция образа Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Лужин и Свидригайлов в романе Ф. М Достоевского “Преступление и наказание” Идея жертвенности в романе Достоевского «Преступление и наказание» Достоевский: к проблеме интерпретации преступления и наказания Может ли быть чтоб все были несчастны, разве это справедливость (образ Раскольникова) Характеристика образа Николая (Миколки) Трагедия бунтаря или история крушения одной теории (по роману Федора Достоевского «Преступление и наказание») Мир «униженных и оскорбленных» в романе «Преступление и наказание» Теория Родиона Раскольникова ее несостоятельность и крушение Признание Раскольникова в преступлении Гуманизм романа Федора Достоевского “Преступление и наказание” Характер социального протеста и проблема преобразования жизни в романе «Преступление и наказание» Соня — олицетворение горя людского Наказание Раскольникова Самообман Раскольникова и трагедия его личности Индивидуализм главного героя в романе «Преступление и наказание» Ханжеская и преступная мораль Лужина и Свидригайлова Художественный метод Достоевского в романе «Преступление и наказание» Клевета Лужина Анализ эпизода: Сон Раскольникова В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВНУТРЕННЯЯ ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ РАСКОЛЬНИКОВА? Анализ роли эпизода «Первый сон Раскольникова» «Мысль бывает светла только когда озаряется изнутри добрым чувством» (По роману Достоевского «Преступление и наказание») Индивидуалистический бунт Родиона Раскольникова и Ивана Карамазова Религия в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Вечная Сонечка Характеристика образа Порфирия Петровича Характеристика образа Лужина Петра Петровича Место религии в романе Раскольников и Свидригайлов Соня и Раскольников читают Евангелие Нравственный закон в романе «Преступление и наказание» Соня Мармеладова и Раскольников