Тарас Бульба

Николай Васильевич Гоголь


Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
134 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Остап и Андрий»

Сочинение

Остап и Андрий, сыновья Тараса Бульбы, - первые герои повести, с которыми знакомит нас автор. В двенадцатилетнем возрасте они были отданы в Киевскую академию, потому что все почетные сановники того времени считали необходимостью дать воспитание своим детям.

Старший, Остап, с детских лет отличался "тяжелым и сильным характером". Свою учебу он начал с того, что в первый же год сбежал. Его возвратили, высекли и снова "засадили за книгу". Учеба казалась ему скучной, и поначалу он никак не мог принудить себя заниматься. Только торжественное обещание отца, что Остап "не увидит Запорожья вовеки, если не выучится в академии всем наукам", заставило его "с необыкновенным старанием сидеть за скучной книгою и скоро он стал наряду с лучшими". Несмотря на это Остап "никак не избавлялся от неумолимых розг". И это, конечно, наложило свой отпечаток, ожесточило его характер и "сообщило ему некоторую твердость, всегда отличавшую Козаков".

Остап считался всегда одним из лучших товарищей. Он редко "предводительствовал другими в дерзких предприятиях", но зато он был всегда одним из первых, "приходивших под знамена предприимчивого бурсака, и никогда, ни в каком случае, не выдавал своих товарищей". Он был прямодушен с равными и имел доброту в таком виде, "в каком она могла только существовать при таком характере и в тогдашнее время". Остап никогда не просил о помиловании. Смутить его и заставить склонить голову могли только слезы матери, они "душевно трогали его".

Младший брат его, Андрий, "имел чувства несколько живее и как-то более развитые". Он охотно и без напряжения учился в бурсе, был изобретательнее своего брата. Андрий выделялся среди товарищей по бурсе своей ловкостью, силой и сметливостью, его часто выбирали предводителем "довольно опасного предприятия". Иногда "с помощию изобретательного ума своего" он даже "умел увертываться от наказания".

И вот мы видим их, окончивших Киевскую бурсу и приехавших домой. "Это были два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва..." При виде их "свежести, рослости, могучей телесной красоты" отец испытывал огромную гордость, в нем вспыхивал воинский дух, и он "тешил себя заранее мыслью, как он явится с двумя сыновьями своими на Сечь ... как представит их всем старым, закаленным в битвах товарищам; как поглядит на первые подвиги их в ратной науке", потому что "нет лучшей науки для молодого человека, как Запорожская Сечь".

И Остап и Андрий, попав на Сечь, очень скоро стали выделяться "между другими молодыми прямою удалью и удачливостью во всем". И вскоре им представилась возможность проверить себя в настоящем деле: запорожцы собрались в боевой поход, "прямо на Польшу, отмстить за все зло и посрамленье веры и козацкой славы...". "В один месяц возмужали и совершенно переродились только что оперившиеся птенцы и стали мужами". Черты лиц их утратили юношескую мягкость, "стали теперь грозны и сильны". А старому Тарасу "любо было видеть, как оба сына его были одни из первых".

"Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела". Ни разу не испугался, не растерялся и не смутился он в сложной ситуации. С хладнокровием, почти неестественным для двадцатидвухлетнего юноши, он мог измерить опасность и найти средство избежать ее, "но с тем, чтобы потом вернее преодолеть ее". В его поступках стали уже заметны наклонности будущего вождя. "Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва". "Ей-ей, будет добрый полковник! - восхищался сыном старый Тарас. - Да еще такой, что и батька за пояс заткнет!"

"Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей". Он не знал, что значит заранее обдумывать, или рассчитывать, или измерять свои и чужие силы. И не раз дивился отец, наблюдая, как его младший сын, руководствуясь одним только "запальчивым увлечением", совершал поступки, на которые никогда не отважился бы хладнокровный и разумный, и "одним лишь бешеным натиском своим производил такие чудеса, которым не могли не изумляться даже бывалые казаки". Радовался отец, глядя на сына: "И это добрый - враг бы не взял его! - вояка! не Остап, а добрый, добрый также вояка!" Как и Остап, Андрий "кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам". Еще восемнадцатилетним юношей он пылко увлекся красавицей полячкой, и вот встретил ее в осажденном городе. Искренняя, глубокая страсть, вспыхнувшая в душе его, затмила чувство долга перед своими товарищами и своей родиной. "А что мне отец, товарищи и отчизна?" - говорит он. Любовь не принесла Андрию счастья. Она отдалила его от товарищей, от отца, от отчизны, подавила в нем все другие стремления и сделала его изменником. Такое не прощают даже храбрейшему из "лыцарей козацких". Измену родине ничто не может ни оправдать, ни искупить. И Тарас Бульба не чувствует жалости к сыну-изменнику. Без колебаний казнит его, сожалея только, что пропал казак "бесславно, как подлая собака".

Остап всю свою жизнь посвятил ратному делу. Ничто не отвлекало его от служения отечеству, верности воинскому долгу. Он жил, сражался и погиб как герой. "Остап выносил терзания и пытки, как исполин... ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнулось лицо его". И даже в последние минуты жизни он "не хотел бы слышать рыданий и сокрушений слабой матери или безумных воплей супруги... хотел бы он теперь увидеть твердость мужа, который бы разумным словом освежил его и утешил при кончине".

В образе Остапа Гоголь воплотил отвагу, силу и мужество, любовь к родине и свободе, ненависть к врагу - лучшие качества, присущие самоотверженному защитнику родной земли. Образ же Андрия резко обособлен в повести. Его позорная смерть является необходимым нравственным возмездием за предательство, измену общенародному делу.

Другие сочинения по этому произведению


«Нет уз святее товарищества» (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»). Жестокий век, жестокие сердца. Историческая повесть «Тарас Бульба» Как представлен Тарас Бульба в повести Н. В. Гоголя? Как представлен Тарас Бульба в повести Николая Васильевича Гоголя Мой любимый литературный герой — Тарас Бульба Образ матери в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" Образ Остапа и Андрия в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» Образ Тараса Бульбы Образ Тараса Бульбы - воплощение ратного духа запорожцев (По повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба") Описание запорожской степи (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»). Остап и Андрий — братья и враги (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») Остап и Андрий в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Остап и Андрий как два исторических сознания (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») Почему Тарас убивает сына? Почему Тараса Бульбу можно назвать национальным героем Сравнительная характеристика Остапа и Андрия Тарас Бульба — главный герой повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Тарас Бульба — патриот русской земли (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») Тарас Бульба — главный герой одноименной повести Н. В. Гоголя. Тема подвига и предательства в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Трагедия Тараса Бульбы. Тарас Бульба – народный герой Остап и Андрий «Тарас Бульба» Трагичные судьбы Остапа и Андрия (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») Сравнение характеристик сыновей Тараса Бульбы в повести Н. В. Гоголя Два сына две судьбы (сравнительная характеристика образов Остапа и Андрея) Обычаи и традиции казаков в Запорожской Сечи на примере повести «Тарас Бульба» Герои повести "Тарас Бульба" Сравните поведение двух братьев — Остапа и Андрия — во время обучения в бурсе Тарас Бульба - патриот русской земли Сравнительная характеристика Остапа и Андрия (по повести Гоголя «Тарас Бульба») Образ Тараса Бульбы — воплощение ратного духа запорожцев Пейзаж и его роль в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Тема верности и предательства в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Описание персонажей Гоголя: характеристика Остапа и Андрия Что стало причиной предательства Андрия в повести «Тарас Бульба» Сопоставительный анализ повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» и ее экранизации История создания повести «Тарас Бульба» ТАРАС БУЛЬБА - ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ ПОВЕСТИ Н.В.ГОГОЛЯ. Степь как образ Родины в повести Гоголя «Тарас Бульба» Запорожская Сечь описание быта и традиций казачества Тарас Бульба — Главный герой одноименной повести Н. В. Гоголя (2) Художественные особенности повести Гоголя «Тарас Бульба» Изображение Гоголем Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба» Как писать сочинение по повести «Тарас Бульба» Жизнь Тараса Бульбы Боевое товарищество в повести «Тарас Бульба» Характеры двух братьев в повести Тарас Бульба Образ главного героя в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Как относится автор к Андрию Остап и Андрий (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба") Тарас Бульба - Главный герой Быт и обычаи запорожцев в повести «Тарас Бульба» Отображение патриотизма в эпической повести «Тарас Бульба» Образ Андрия в повести Гоголя «Тарас Бульба» Краткие комментарии раскрывающие типичность Тараса Бульбы Герои Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба» Поход запорожцев под Дубно Образ Андрия Краткая характеристика произведения "Тарас Бульба" В каких сценах поэтически воплощается тема массового героизма и патриотизма Какие чувства у нас вызывают Остап и Андрий в повести «Тарас Бульба» Тарас Бульба — Главный герой одноименной повести Н. В. Гоголя (1) Гипербола как основной прием повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Тарас Бульба - герой вдохновенной поэмы Творческая история создания «Тараса Бульбы» Комментированное изложение первой главы повести «Тарас Бульба» Боевое товарищество Запорожской Сечи (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») (3) Характерные черты казачества в личности Тараса Бульбы Тарас Бульба настоящий боевой товарищ Личность и народ в повести «Тарас Бульба» Запорожский казак Тарас Бульба главный герой одноименной повести Гоголя Запорожская Сечь и её герои в повести «Тарас Бульба» Героический образ народа в повести Гоголя «Тарас Бульба» Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Смысл сопоставления Остапа и Андрия. Патриотическое звучание повести. Историческая повесть Душевное состояние Андрия во время встречи с полячкой Мой любимый литературный герой Боевое товарищество Запорожской Сечи (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») (2) Битва под Дубной, решающее испытание для Остапа и Андрия «Тарас Бульба» в контексте истории Особенности поэтики повести «Тарас Бульба» Взаимосвязь образа Тараса Бульбы и народа Жизнь Тараса Бульбы в одноименной повести Гоголя Образ главного героя в повести Николая Гоголя «Тарас Бульба» Тарас Бульба и его сподвижники Как характеризует Тараса эпизод с переиз­бранием кошевого Душевная сущность Тараса и Остапа в повести «Тарас Бульба» Казаки или как писать сочинение по повести «Тарас Бульба» Тарас Бульба — полковник Андрий Бульбенок (Бульбенко) Историческая борьба украинского народа изображенная в «Тарасе Бульбе» Казацкому роду нет перевода (по произведению «Тарас Бульба») Иллюстрация художника Боклевского «Тарас Бульба» Фольклорные элементы в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Украина и народ в повести Гоголя «Тарас Бульба» Реальные исторические факты в повести «Тарас Бульба» Обращение к историческому прошлому в повести «Тарас Бульба» Жизнь казачества в повести «Тарас Бульба» Запорожская сечь — воплощение мечты народа о вольной жизни Характеристика Остапа и Андрия Анализ последней сцены повести «Тарас Бульба» Повесть «Тарас Бульба» посвященная героической жизни народа Можно ли считать Тараса и сыновей героическими натурами готовыми к подвигу Жанр произведения Гоголя «Тарас Бульба» Чем продиктовано решение Тараса вести сы­новей в Запорожскую Сечь Историческая тематика в творчестве Гоголя Боевое товарищество Запорожской Сечи (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») (1) Образ народа в повести Исторические источники в создании повести «Тарас Бульба» Юмор в повести «Тарас Бульба» Духовное и телесное в повести «Тарас Бульба», как выражение поэтики Н. В. Гоголя Героическое, возвышенное начало в борьбе казаков за независимость (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») Запорожская Сечь знаменитое казацкое братство Жанровый стиль повести Гоголя «Тарас Бульба» Редакции и издания повести «Тарас Бульба» Идейный пафос «Тараса Бульбы» Рекомендации по изучению повести «Тарас Бульба» Поэма великих страстей" (В Г Белинский) по повеси Н В Гоголя "Тарас Бульба Своеобразие и события повести Гоголя «Тарас Бульба» Воссоздание колорита эпохи и атмосферы детства героев в повести «Тарас Бульба» Черты романтизма и историзма в рассказе Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Казацкая героика в творчестве Гоголя Конкретно исторические события, лежащие в основе произведения Размышления над речью Тараса Бульбы Отображение исторических событий в повести Гоголя «Тарас Бульба» Реальные исторические факты в повести «Тарас Бульба»1 Анализ финальной сцены Школа и жизнь на примере образов Остапа и Андрия Герой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» Тема Андрия в повести Гоголя «Тарас Бульба» Материал для изучения повести Гоголя «Тарас Бульба»