Идиот

Фёдор Михайлович Достоевский


Краткое изложение
Читается примерно за 11 минут
Сочинения
64 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«В чем своеобразие характера главного героя в романе Достоевского "Идиот"»

Сочинение


Ф. М. Достоевский сказал однажды, что произведе­ния Гоголя «...давят ум глубочайшими, непосильны­ми вопросами, вызывают в русском уме самые беспо­койные мысли...». Пожалуй, этими же словами мож­но охарактеризовать и прозу самого Достоевского. Самые главные, самые трудные вопросы затрагивает он в своих произведениях, самыми беспокойными мыслями наполнено его творчество. Жизнь писателя была богата тяжелыми потрясениями, внутренними драмами, а время его было насыщено борьбой старых и новых социальных сил, открывающей новые стра­ницы истории. Произведения, создаваемые Достоев­ским, преисполнены глубочайшего смысла: с одной стороны, они освещают социальные и нравственные конфликты современности, с другой — раскрывают личные трагедии отдельно взятой личности. «Пому­тилось сердце человеческое»,— говорил Достоевский, размышляя о своей эпохе, наблюдая нравственное па­дение человека. Эти размышления подтолкнули писа­теля к созданию нового образа, отличающегося от ге­роев предыдущих произведений и противопоставлен­ного образу человека той эпохи. Автор задумал «изобразить вполне прекрасного человека. Труднее этого... быть ничего не может, в наше время особен­но». В мировой литературе уже существовал опыт соз­дания подобных героев: Дон-Кихот Сервантеса, «бед­ный рыцарь» Пушкина, Жан Вальжан Гюго.

Появление князя Мышкина в России, встреча с пе­тербургским обществом, полным эгоистичных стрем­лений, вызывает некоторые ассоциации со «вторым пришествием» Христа в суетливую, греховную жизнь людей. По замыслу автора князь Мышкин должен вы­полнить особую миссию — исцелить пораженные без­духовностью и эгоизмом души людей, возродить поте­рянную веру в высшее добро. Его появление, деятель­ное участие в человеческих судьбах должно было пробудить в людях ответное желание творить добро. Именно эта идея, по мнению великого писателя, ле­жит в основе христианской морали. В отличие от дру­гих героев романа князь Мышкин преисполнен есте­ственной «детскости» и выходящей из нее «непосред­ственной чистоты нравственного чувства». Поражая всех своей наивностью, он не признает условностей, проявляющихся в сословных разграничениях. Уже в приемной Епанчиных он беседует с лакеем, как с рав­ным по происхождению, что вызывает у того чувство некоторого презрения: «...князь просто дурачок и ам­биции не имеет...». Но, в то же время, «князь ему по­чему-то нравился», и «как ни крепился лакей, а невозможно было не поддержать такой учтивый и вежливый разговор».

У князя Мышкина полностью отсутствует то ущербное самолюбие, которое устанавливает барьер для свободных проявлений души человека. Светское общество Петербурга, отображенное в романе, слиш­ком зависимо от принятых условностей. Всякий, кто считает себя светским человеком, боится проявить ес­тественные чувства и прослыть нелепым, смешным. В противовес этому князя Мышкина не страшат подоб­ные перспективы, кроме того, не оскорбляет его и то, что по общепринятому мнению считается унизитель­ным, обидным. Это видно из эпизода с пощечиной, по­лученной князем от самолюбивого Гани Иволгина. Главный герой тяжело переживает этот поступок, но переживает он не за поруганное достоинство, а за гря­дущие страдания Ганечки: «О, как вы будете стыдить­ся своего поступка!». Душа КНЯЗЯ Мышкина закрыта для обиды, потому что он болеет не за самого себя, а за душу человека, его обижающего. Человек, попираю­щий достоинство себе подобного, убивает все духовное в себе, подвергает унижению прежде всего себя. И князь хочет помочь людям — участием, добрым сло­вом, состраданием. Ведь «сострадание есть главней­ший и, может быть, единственный закон бытия...».

Прощает князь и людской эгоизм, понимая то, что причинами эгоизма чаще всего становятся одиночест­во и непонимание. Своей доверчивостью, скрытой си­лой души, при кажущейся беззащитности, князь Мышкин в каждом из тех, кто встречается на его пути, пробуждает, хоть на мгновение, самое луч­шее — высокие чувства, благородные порывы. Люди, сами уставшие от злобы и вражды, чудесным образом одухотворяются. Пусть всего лишь на несколько мгновений, но и за это бесценное время человек успе­вает ощутить Князя Христа в своем сердце. Однако, привыкший к фальши, эгоистичный человек не мо­жет простить ни князю, ни себе своих благих поры­вов. И добро, посеянное главным героем, не дает рост­ков, гибнет в атмосфере всеобщей ненависти.
Гибнут одна за другой иллюзии Мышкина. Высту­пая в салоне Епанчиных перед высшим светом, он призывает собравшихся стать «слугами, чтоб быть старшинами», мечтает о возрождении русского дво­рянства. Его встречают смехом, скорее презритель­ным, чем добродушным, и полным непониманием. Так Достоевский безжалостно показывает одиночест­во пророка.

Рушатся надежды Мышкина на личное счастье, не в его силах спасти и обезумевшую Настасью Филип­повну. Финал романа трагичен. Необыкновенной нравственной силы герой вновь превращается в беспо­мощного пациента профессора Шнейдера.

Мышкин — воплощение любви христианской. Но такую любовь не принимают, она слишком высока и непонятна. Если, учитывая замысел Достоевского, сравнивать главного героя романа с Христом, то, гово­ря иносказательно, его распяли вторично.

Другие сочинения по этому произведению


Быть сильным — значит помогать слабому (по романам Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», «Идиот»). В чем смысл финала романа Ф. М. Достоевского «Идиот»? Идеальные герои Ф. М. Достоевского Каково значение образа Настасьи Филипповны в раскрытии образа князя Мышкина? (По роману Ф. М. Достоевского «Идиот») Князь Мышкин — новый Христос (роман Ф.М. Достоевского "Идиот") Настасья Филипповна — "гордая красавица" и "оскорбленное сердце" Образ князя Мышкина Образ князя Мышкина в романе ф. М. Достоевского "Идиот" Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Ф. М. Достоевского "Идиот" Отзыв о романе Ф. Достоевского "Идиот" Петербуржец, питерец, ленинградец: влияние традиций города на личность (по роману И. А. Гончарова «Обломов» и Ф. М. Достоевского «Идиот») Положительно прекрасный человек в романе Ф. М. Достоевского "Идиот" Сцена венчания Настасьи Филипповны с князем Мышкиным (анализ эпизода из главы 10 части 4 романа Ф. М. Достоевского «Идиот») Сцена сожжения денег Настасьей Филипповной (Анализ эпизода из главы 16, части 1 романа Ф. М. Достоевского «Идиот»). Сцена чтения пушкинского стихотворения (Анализ эпизода из 7 главы, части 2 романа Ф. М. Достоевского «Идиот»). Ф.М. Достоевский. "Идиот". (1868) Евангельские мотивы в прозе Ф.М. Достоевского. (По роману "Преступление и наказание" или "Идиот".) Трагический итог жизни князя Мышкина Настасья Филипповна и Аглая — особенность женских характеров в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» Что сближает князя Мышкина и Рогожина? (По роману Ф. М. Достоевского «Идиот») Сцена венчания Настасьи Филипповны с Рогожиным В чем своеобразие характера главного героя романа Ф. М. Достоевского «Идиот» Центральный персонаж романа Ф.М. Достоевского «Идиот» Описание действующих лиц в романе «Идиот» Сцена чтения пушкинского стихотворения Настасья Филипповна и Аглая — особенность женских характеров В романе «Идиот» (1868) два главных лица князь Мышкин и Настасья Образы Мышкина и Рогожина в романе «Идиот» Каково значение образа Настасьи Филипповны в раскрытии образа князя Мышкина? (по роману Ф. М. Достоевского «Идиот») Сочинение по роману Достоевского «Идиот» Герой романа Ф. М. Достоевского «Идиот» Образ главного героя в романе Достоевского «Идиот» Образ главного героя в романе «Идиот» Полифония и композиция романа «Идиот» Утопический идеал в романах Достоевского «Некоторые последствия нигилизма» Трагический характер князя Мышкин в романе «Идиот» Роман о “положительно-прекрасном” человеке «Любовь к людям у Достоевского — это живая и деятельная христианская любовь, неразрывная с желанием помогать и самопожертвованием» (И. Анненский). По роману Ф. М. Достоевского «Идиот» Идиот Страсти и пороки в романе Достоевского "Идиот" Жажда красоты и идеала (по роману "Идиот") Трагичная любовь князя Мышкина Несостоятельность Ставрогина в романе «Идиот» Гуманистический идеал Ф.М. Достоевского в романе «Идиот» Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Достоевского «Идиот» Этический идеал автора и его героя Анализ эпизода из главы 10 части 4 романа Достоевского «Идиот» «Положительно прекрасный человек» Трагедия индивидуализма в романе «Идиот» Главная цель и смысл романа Достоевского «Идиот» Тема смирения и бунта в произведениях Ф. М.Достоевского (на примере романа "Идиот") Характеристика образа Настасьи Филипповны героини романа «Идиот» Положительно прекрасный человек в романе «Идиот» Характер повествования в романах Достоевского (на материале текста романа «Идиот») Предыстория князя Мышкина В романе «Идиот» (1868) два главных лица Князь Мышкин — новый Христос Роман о "положительно прекрасном" Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф.М.Достоевского. (По роману "Преступление и наказание" или "Идиот".) Рогожин - характеристика литературного героя Обзор романа Достоевского «Идиот» Характеристика образа князя Мышкина в романе «Идиот»