Идиот

Фёдор Михайлович Достоевский


Краткое изложение
Читается примерно за 11 минут
Сочинения
64 сочинения
Главные герои
И их характеристика

««Любовь к людям у Достоевского — это живая и деятельная христианская любовь, неразрывная с желанием помогать и самопожертвованием» (И. Анненский). По роману Ф. М. Достоевского «Идиот»»

Сочинение

Многие русские писатели XIX века пытались раскрыть человеческую личность, со всеми ее чаяниями и метаниями. Наверное, лучше всего это удалось Федору Михайловичу Достоевскому. Он смог точно подметить мельчайшие движения и порывы человеческой души. Кажется, что не автор пишет книгу, а сами герои, исходя из своих благородных или дурных наклонностей, творят сюжет произведения. Поражает страстность и жизненность действующих лиц. Достоевский, как четко прорисованную картину, раскрывает перед читателем внутренний мир человека с со своими островками света и затаенными затемненными уголками. Писатель не только анализирует поступки своих героев, но и пытается разобраться, что толкнуло человека поступить так или иначе, какие силы двигали им в тот момент. Безусловно, не осталось без внимания Достоевского и такое великое и до конца так и познанное людьми чувство, как любовь. Именно оно лежит в основе многих поступков главных героев произведений писателя.

Любовь для Достоевского — это не тихая пристань в райском уголке. Это прежде всего серьезная работа над собой, над своим духовным ростом, над преодолением своих слабостей, и самопожертвование. Любовь неразрывно связана с жалостью, с сочувствием, с желанием во чтобы то ни стало помочь своему близкому, даже ценой своего личного счастья или жизни. Любовь через и за страдание. Нередко главные герои писателя, будучи людьми верующими и совестливыми, готовы даже заменить настоящую любовь к обычному человеку, на любовь-жалость, любовь-спасение к обиженному и страдающему. Именно это качество так сильно развито в князе Мышкине. Даже портрет Настасьи Филипповны сразу обратил его внимание на то, что эта женщина много страдала. И уже это навеки привязало князя к этой женщине. Он уже не мог бросить ее на произвол судьбы. Эта чистая светлая натура как свои воспринимает чужие страдания, поэтому не может просто пройти мимо, не протянув руку помощи страждущему. Князь Мышкин любит Настасью Филипповну, но совершенно не той любовью, которой бы ей хотелось. На укор Порфирия Рогожина главный герой пытается объяснить, что он желает только одного, чтобы эта женщина была счастлива, чтобы ее душа успокоилась, поскольку она и так натерпелась на своем веку. С другой стороны, князь искренне полюбил Аглаю. Он понимает, что доставляет ей массу неприятностей своими отношениями с Настасьей Филипповной, однако считает, что кто, если не он, поможет заблудшей душе встать на ноги. Безусловно, не все могут принять такую любовь, особенно такие гордые, самолюбивые и страстные натуры, как Настасья Филипповна. Она знает, что Мышкин готов жениться на ней ради ее спасения, но не может принять такой жертвы от любимого человека. Любовь толкает ее на безрассудные поступки. Именно это чувство, но уже в совершенно другом качестве, движет и другой героиней Достоевского Соней Мармеладовой. Любовь для этой девушки неразрывно связана с сочувствием и самопожертвованием. «Грязь физическая» не пристает к этой девушке, хотя она вынуждена торговать своим телом. Видя бедственное положение своей семьи она забывает про себя. Ради других людей она опускается на самое дно. Именно здесь автор доказывает читателю, что «грязь физическая» не идет ни в какое сравнение с «грязью нравственной». Зарабатывая на жизнь своей семьи подобным образом, Соня тем не менее остается намного чище и целомудреннее многих из ее окружения. Ведь ей движут не какие-нибудь личные мотивы, а сильное жертвенное чувство любви. То сильное чувство, которое Соня испытывает к Раскольникову, также началось с определенной доли жалости. «Что же вы с собою сделали!» — восклицает девушка, узнав про поступок молодого человека. Она чувствует его страдание и старается помочь ему. Беда Родиона становится их общей. Соня уже не может отпустить этого человека. Любовь и сострадание заставляют ее следовать за Раскольниковым даже на каторгу. Она понимает, что без ее помощи Родион уже не сможет вновь обрести себя. Именно человеколюбие и доброжелательность прежде всего чувствуют в Соне окружающие. Поэтому даже каторжники относятся к ней с той бережливой осторожностью и нежностью, которая так долго непонятна самому Родиону.

Любовь, по мнению Достоевского, способна не только помогать, но и духовно возрождать человека. Именно это чувство помогает Раскольникову вновь обрести душевный покой, обрести гармонию как внутреннюю, так и внешнюю. Любовь Сони пробуждает его чувства, его страстное желание жить. Любовь помогает князю Мышкину снова и снова прощать Настасью Филипповну, не принимать близко к сердцу ее резкие перепады настроения и смиренно переносить все ее выходки. К сожалению, здесь даже такое сильное чувство не смогло уберечь главных героев от трагедии, однако оно хотя бы на миг позволило им быть чуточку добрее и лучше.

Другие сочинения по этому произведению


Быть сильным — значит помогать слабому (по романам Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», «Идиот»). В чем смысл финала романа Ф. М. Достоевского «Идиот»? Идеальные герои Ф. М. Достоевского Каково значение образа Настасьи Филипповны в раскрытии образа князя Мышкина? (По роману Ф. М. Достоевского «Идиот») Князь Мышкин — новый Христос (роман Ф.М. Достоевского "Идиот") Настасья Филипповна — "гордая красавица" и "оскорбленное сердце" Образ князя Мышкина Образ князя Мышкина в романе ф. М. Достоевского "Идиот" Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Ф. М. Достоевского "Идиот" Отзыв о романе Ф. Достоевского "Идиот" Петербуржец, питерец, ленинградец: влияние традиций города на личность (по роману И. А. Гончарова «Обломов» и Ф. М. Достоевского «Идиот») Положительно прекрасный человек в романе Ф. М. Достоевского "Идиот" Сцена венчания Настасьи Филипповны с князем Мышкиным (анализ эпизода из главы 10 части 4 романа Ф. М. Достоевского «Идиот») Сцена сожжения денег Настасьей Филипповной (Анализ эпизода из главы 16, части 1 романа Ф. М. Достоевского «Идиот»). Сцена чтения пушкинского стихотворения (Анализ эпизода из 7 главы, части 2 романа Ф. М. Достоевского «Идиот»). Ф.М. Достоевский. "Идиот". (1868) Евангельские мотивы в прозе Ф.М. Достоевского. (По роману "Преступление и наказание" или "Идиот".) Трагический итог жизни князя Мышкина Настасья Филипповна и Аглая — особенность женских характеров в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» Что сближает князя Мышкина и Рогожина? (По роману Ф. М. Достоевского «Идиот») Сцена венчания Настасьи Филипповны с Рогожиным В чем своеобразие характера главного героя романа Ф. М. Достоевского «Идиот» Центральный персонаж романа Ф.М. Достоевского «Идиот» Описание действующих лиц в романе «Идиот» Сцена чтения пушкинского стихотворения Настасья Филипповна и Аглая — особенность женских характеров В романе «Идиот» (1868) два главных лица князь Мышкин и Настасья Образы Мышкина и Рогожина в романе «Идиот» Каково значение образа Настасьи Филипповны в раскрытии образа князя Мышкина? (по роману Ф. М. Достоевского «Идиот») Сочинение по роману Достоевского «Идиот» Герой романа Ф. М. Достоевского «Идиот» Образ главного героя в романе Достоевского «Идиот» Образ главного героя в романе «Идиот» Полифония и композиция романа «Идиот» Утопический идеал в романах Достоевского «Некоторые последствия нигилизма» Трагический характер князя Мышкин в романе «Идиот» Роман о “положительно-прекрасном” человеке Идиот Страсти и пороки в романе Достоевского "Идиот" Жажда красоты и идеала (по роману "Идиот") Трагичная любовь князя Мышкина Несостоятельность Ставрогина в романе «Идиот» Гуманистический идеал Ф.М. Достоевского в романе «Идиот» Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Достоевского «Идиот» Этический идеал автора и его героя Анализ эпизода из главы 10 части 4 романа Достоевского «Идиот» «Положительно прекрасный человек» Трагедия индивидуализма в романе «Идиот» Главная цель и смысл романа Достоевского «Идиот» В чем своеобразие характера главного героя в романе Достоевского "Идиот" Тема смирения и бунта в произведениях Ф. М.Достоевского (на примере романа "Идиот") Характеристика образа Настасьи Филипповны героини романа «Идиот» Положительно прекрасный человек в романе «Идиот» Характер повествования в романах Достоевского (на материале текста романа «Идиот») Предыстория князя Мышкина В романе «Идиот» (1868) два главных лица Князь Мышкин — новый Христос Роман о "положительно прекрасном" Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф.М.Достоевского. (По роману "Преступление и наказание" или "Идиот".) Рогожин - характеристика литературного героя Обзор романа Достоевского «Идиот» Характеристика образа князя Мышкина в романе «Идиот»