Идиот

Фёдор Михайлович Достоевский


Краткое изложение
Читается примерно за 11 минут
Сочинения
64 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Каково значение образа Настасьи Филипповны в раскрытии образа князя Мышкина? (по роману Ф. М. Достоевского «Идиот»)»

Сочинение

Начиная писать роман «Идиот», Ф. М. Достоевский поставил себе целью нарисовать портрет «положительно прекрасного» человека. В итоге в мировой литературе появился такой персонаж, как князь Мышкин, воплотивший в себе все лучшие качества человеческой души. Еще во время работы над романом Достоевский понял, что на свете есть только одно абсолютно положительное лицо — Иисус Христос. Поэтому, создавая образ князя, он сознательно ориентировался именно на эту личность. Так, Мышкин не преследует собственных интересов, не выделяет себя из толпы людей, он входит в этот мир с проповедью сострадания, которое, по мысли Достоевского, и есть «главнейший и, может быть, единственный закон всего человечества».

Однако если князь Мышкин — это земное воплощение Христа, то Настасья Филипповна, в свою очередь, — это земное воплощение Красоты. В этом Настасья Филипповна и Мышкин схожи. Оба они в какой-то мере не люди, а символы высших идей, призванные на своем примере показать людям возможность идеала. Из-за этой своей схожести князь Мышкин и Настасья Филипповна оказываются связанными друг с другом прочной, неразрывной нитью. Уже при первой встрече князь Мышкин кажется Настасье Филипповне очень близким и знакомым. Она узнает его каким-то внутренним зрением: «Право, где-то я видела это лицо!» Реакция Мышкина еще острее. Только взглянув на портрет Настасьи Филипповны, он уже понимает, что их судьбам суждено сплестись в тугой клубок. Предвидел князь и ту внутреннюю трагедию, которую суждено будет пережить героине. Первые признаки ее он увидел в том контрасте, который представляли собой ее божественный облик и нарочитая вульгарность поведения, «необъятная гордость», презрение, почти ненависть, застывшие на лице и доверчивость, простодушие, детскость, свойственные ей. Уже при первой встрече Настасья Филипповна становится настолько родной князю, что он не боится ее прилюдно укорить: «А вам и не стыдно? Разве вы такая, какою теперь представлялись. Да может ли это быть!» И что самое невероятное — гордячка Настасья Филипповна «вся вдруг вспыхнув и закрасневшись» призналась: «Я ведь и в самом деле не такая, он угадал».

Приобщенность князя к судьбе Настасьи Филипповны столь прочна, что один взгляд на ее портрет многое определил в его жизни. Ее красота, в которой «страдания много», стала абсолютным критерием, с которым можно, например, сравнить облик ее соперницы Аглаи, и простодушно признать, что та «хороша чрезвычайно почти как Настасья Филипповна, хотя лицо совсем другое!» Настасья Филипповна сразу и безоговорочно поверила князю: «А князь для меня то, что я в него в перво- -го, во всю мою жизнь, как в истинно преданного человека поверила. Он в меня с одного взгляда поверил, и я ему верю». Поэтому характер взаимоотношений этих двух героев можно назвать борьбой великодуший: каждый из них готов на жертвы ради другого. «Я умру за вас, Настасья Филипповна», — прилюдно клянется князь.

По сути, отношение князя к Настасье Филипповне — это отношение рыцаря к богородице. Вот почему замену букв в «Рыцаре бедном» Пушкина — А. М. Д. на Н.Ф.Б., сделанную при публичном чтении Аглаей «с такою явной и злобной насмешкой», князь воспринял как что-то «тяжелое и неприятное», что его уязвило. Он реагирует на «резкую и легкомысленную» выходку Аглаи как на святотатство — «что была насмешка, в том он не сомневался» — и в этой связи «князь долго в чрезвычайном смущении мучился одним неразрешимым для него вопросом: как можно было соединить такое истинное и прекрасное чувство с такою явною и злобною насмешкой?»

Созерцание красоты рождало в Мышкине надежду на силу красоты, веру в ее созидательный характер. Он потому-то и служил красоте, что она для него — божественная концентрация жизни, ее нравственный стимул. Вот из чего рождается стремление защитить красоту от грязи и унижений, вот отчего налицо безусловное служение ей. С этой точки зрения весьма символична концовка романа. Мыш-кин устремляется в ту же бездну, что унесла душу Настасьи Филипповны. Так на высшем уровне подтверждается аксиома: Дух без Красоты, так же как Красота без Духа существовать не могут. Так, последним штрихом мотивируется связь, сознаваемая героями как неразрывная.

Другие сочинения по этому произведению


Быть сильным — значит помогать слабому (по романам Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», «Идиот»). В чем смысл финала романа Ф. М. Достоевского «Идиот»? Идеальные герои Ф. М. Достоевского Каково значение образа Настасьи Филипповны в раскрытии образа князя Мышкина? (По роману Ф. М. Достоевского «Идиот») Князь Мышкин — новый Христос (роман Ф.М. Достоевского "Идиот") Настасья Филипповна — "гордая красавица" и "оскорбленное сердце" Образ князя Мышкина Образ князя Мышкина в романе ф. М. Достоевского "Идиот" Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Ф. М. Достоевского "Идиот" Отзыв о романе Ф. Достоевского "Идиот" Петербуржец, питерец, ленинградец: влияние традиций города на личность (по роману И. А. Гончарова «Обломов» и Ф. М. Достоевского «Идиот») Положительно прекрасный человек в романе Ф. М. Достоевского "Идиот" Сцена венчания Настасьи Филипповны с князем Мышкиным (анализ эпизода из главы 10 части 4 романа Ф. М. Достоевского «Идиот») Сцена сожжения денег Настасьей Филипповной (Анализ эпизода из главы 16, части 1 романа Ф. М. Достоевского «Идиот»). Сцена чтения пушкинского стихотворения (Анализ эпизода из 7 главы, части 2 романа Ф. М. Достоевского «Идиот»). Ф.М. Достоевский. "Идиот". (1868) Евангельские мотивы в прозе Ф.М. Достоевского. (По роману "Преступление и наказание" или "Идиот".) Трагический итог жизни князя Мышкина Настасья Филипповна и Аглая — особенность женских характеров в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» Что сближает князя Мышкина и Рогожина? (По роману Ф. М. Достоевского «Идиот») Сцена венчания Настасьи Филипповны с Рогожиным В чем своеобразие характера главного героя романа Ф. М. Достоевского «Идиот» Центральный персонаж романа Ф.М. Достоевского «Идиот» Описание действующих лиц в романе «Идиот» Сцена чтения пушкинского стихотворения Настасья Филипповна и Аглая — особенность женских характеров В романе «Идиот» (1868) два главных лица князь Мышкин и Настасья Образы Мышкина и Рогожина в романе «Идиот» Сочинение по роману Достоевского «Идиот» Герой романа Ф. М. Достоевского «Идиот» Образ главного героя в романе Достоевского «Идиот» Образ главного героя в романе «Идиот» Полифония и композиция романа «Идиот» Утопический идеал в романах Достоевского «Некоторые последствия нигилизма» Трагический характер князя Мышкин в романе «Идиот» Роман о “положительно-прекрасном” человеке «Любовь к людям у Достоевского — это живая и деятельная христианская любовь, неразрывная с желанием помогать и самопожертвованием» (И. Анненский). По роману Ф. М. Достоевского «Идиот» Идиот Страсти и пороки в романе Достоевского "Идиот" Жажда красоты и идеала (по роману "Идиот") Трагичная любовь князя Мышкина Несостоятельность Ставрогина в романе «Идиот» Гуманистический идеал Ф.М. Достоевского в романе «Идиот» Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Достоевского «Идиот» Этический идеал автора и его героя Анализ эпизода из главы 10 части 4 романа Достоевского «Идиот» «Положительно прекрасный человек» Трагедия индивидуализма в романе «Идиот» Главная цель и смысл романа Достоевского «Идиот» В чем своеобразие характера главного героя в романе Достоевского "Идиот" Тема смирения и бунта в произведениях Ф. М.Достоевского (на примере романа "Идиот") Характеристика образа Настасьи Филипповны героини романа «Идиот» Положительно прекрасный человек в романе «Идиот» Характер повествования в романах Достоевского (на материале текста романа «Идиот») Предыстория князя Мышкина В романе «Идиот» (1868) два главных лица Князь Мышкин — новый Христос Роман о "положительно прекрасном" Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф.М.Достоевского. (По роману "Преступление и наказание" или "Идиот".) Рогожин - характеристика литературного героя Обзор романа Достоевского «Идиот» Характеристика образа князя Мышкина в романе «Идиот»