Братья Карамазовы

Фёдор Михайлович Достоевский


Краткое изложение
Читается примерно за 15 минут
Сочинения
39 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Братья Карамазовы»

Сочинение

Роман "Братья Карамазовы" стал последним произведением Достоевского. Он начал работу над ним в 1878 г., задумав это произведение как вещь глобального масштаба, в которую он решил вложить самые дорогие для него мысли о судьбах молодого поколения, о прошлом, настоящем и будущем России. Роман представляет собой величайшее создание Достоевского-художника, его философско-религиозная проблематика исключительна как по глубине поставленных проблем, так и по силе и энергии художественного выражения. "Никогда ни на какое сочинение мое не смотрел я серьезнее,ч ем на это", писал Достоевский в одном из писем по поводу "Братьев Карамазовых".

Эпиграфом к роману стали слова из Евангелия от Иоанна: "Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода". Это одно из любимых евангельских изречений Достоевского, в котором заложена великая и универсальная мысль о глубокой связи всего со всем в этом мире, где малое, незаметное, на первый взгляд, случайное может нести в себе большой общечеловеческий смысл.

Действие романа происходит в маленьком захолустном городке с некрасивым названием Скотопригоньевск, в описании которого узнаваемы черты Старой Руссы.

В семье Карамазовых разыгрываются жестокие страсти: между отцом Федором Павловичем Карамазовым и его старшим сыном Дмитрием возникает неприкрытая ненависть, соперничество на почве любовных отношений. К этому примешиваются денежные интересы, а все вместе создает ситуацию, чреватую непредсказуемыми и трагическими последствиями. Возникает тема отцеубийства. Этот сюжет, как и многое в творчестве Достоевского, исходит из воспоминаний каторги. Именно там Достоевский познакомился с "отцеубийцей из дворян" Дмитрием Ильинским. Как выяснилось впоследствии, Ильинский был осужден невинно, - он-то и стал прототипом Мити Карамазова. С этим героем связана проблема вины и ответственности человека, подверженного мучительным страстям, которыми он не в состоянии управлять. Но в отличие от своего отца, циника и "сладосстрастника", Митя носит в своем сердце тоску по высшим идеалам. Он наделен "широким" русским характером, в котором заложены и падения, и взлеты. Митя читает стихи Шиллера, произносит вдохновенные слова о красоте, а в минуту своей страшнйо и непоправимой катастрофы, арестованный по обвинению в убийстве, которого он не совершал, думает о страданиях других людей и мучительно вопрошает, почему "дите плачет".

Иван являет собой противоположность Дмитрию. Если старший брат - человек сильных страстей, "горячее сердце", то Иван - глубокий и сильный ум, ученый, философ, сосредоточенный на непримиримых проблемах человеческого существования. Ему важнее всего "мысль разрешить". В романе он автор философской поэмы "Великий инквизитор", которую рассказывает младшему брату Алеше. Эта поэма, не связанная с основным сюжетом романа, является однако важнейшей его частью, идейной кульминацией.

Алеша - послушник, живет в монастыре. Личность Алеши, его отношение к миру и к людям определяет глубокая сердечная религиозность. Он любимый учение старца Зосимы. Кроткий и боголюбивый Алеша, по замыслу Достоевского, должен был стать главным героем романа, который мыслился как его "жизнеописание".

Действие романа происходит в домах действующих лиц, в городских трактирах, на улицах и в небольшом монастыре, расположенном рядом с городом. Впервые в своем творчестве Достоевский показал мир русского монастыря, в котором он был большим знатоком и который "знал с детства", как сам признался в одном из писем к Аполлону Майкову. Несомненно, в романе отразились собственные впечатления Достоевского от посещения Оптиной пустыни леом 1878 г. А в образе мудрого сердцеведа старца Зосимы узнаваемы черты знаменитого старца Амвросия, с которым он беседовал во время своего посещения пустыни. Мир и монастырь в романе не отделены друг от друга глухой стеной. Герои "Братьев Карамазовых", верующие и атеисты, так или иначе стремятся к общению с Зосимой и даже сквозь циничное ерническое словоблудие Федора Павловича ощущается интерес к мнению о нем мудрого старца.

В старце Зосиме свободная, истинная вера, не ищущая внешних эффектов, любовь к Богу соединилась с любовью и состраданием к человеку.

Путь Алеши по-настоящему должен был развернуться в следующих частях "Братьев Карамазовых". Умирая, старец Зосима благословил его выйти из стен монастыря, чтобы познать всю сложность жизни и человеческих взаимоотношений, чтобы вера его закалилась в испытаниях мирским страстями и горестями. Алеша должен был стать революционером, пройти через отрицание и атеизм, чтобы вернуться к истинной и глубокой вере, прошедшей "через горнило сомнений". Однако воплощению этой части замысла Достоевского помешала смерть писателя.

Роман печатался в журнале "Русский вестник" в 1879-1880 гг. и еще до завершения публикации вызвал большое количество откликов со стороны читателей и критики. "Роман читают всюду, пишут мне письма, читает молодежь, читают в высшем обществе и никогда еще я не имел такого успеха", - писал Достоевский в одном из писем. С публикацией "Дневника писателя" и выходом в свет романа "Братья Карамазовы" Достоевский получил общественное признание как духовный учитель, "властитель дум". К нему обращаются совершенно незнакомые люди с исповедальными письмами в надежде разрешить мучительные проблемы духовных исканий.

Другие сочинения по этому произведению


«Достоевский не хочет всеобщего счастья в будущем, не хочет, чтобы это будущее оправдывало настоящее» (В. Розанов). Так это или нет? (по роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы») Верно ли утверждение: «Достоевский не хочет всеобщего счастья в будущем, не хочет, чтобы это будущее оправдывало настоящее"(Лев Шестов)? Идейное значение Легенды о Великом Инквизиторе (роман Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы") Как эпиграф к роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» раскрывает идейный смысл романа? Моя любимая книга — «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского. Отзыв о прочитанных главах романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» (главы «Мальчики») "Легенда о великом инквизиторе" Ф.М.Достоевского «Сила влияния нравственного выше всяких сил...» Три брата в «Братьях Карамазовых» символизируют Россию Катарсис. Очищение через покаяние в романе Ф.Достоевского "Братья Карамазовы" Исповедь Ивана в романе «Братья Карамазовы» Персонажи романа Достоевского «Братья Карамазовы» Многоплановость романа «Братья Карамазовы» Значение эпиграфа романа «Братья Карамазовы» Сюжет романа Достоевского «Братья Карамазовы» Герой романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» Центральный персонаж романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» История семейства Карамазовых О романе «Братья Карамазовы» Смердяков — как лакей по самой душевной сути своей История семейства Карамазовых в романе Достоевского Воплощение идеи о «всечеловеческом братстве» в романе «Братья Карамазовы» Сочинение по роману Достоевского «Братья Карамазовы» Обращение к теме поэтики романа Ф. М. Достоевского Я хочу рассказать вам о книге (по роману " Братья Карамазовы") Ф.М. Достоевский. "Братья Карамазовы". (1879-1880) Самые заветные надежды подростка обращены к Версилову Федор Павлович - характеристика литературного героя Образы героев в романе Достоевского «Братья Карамазовы» Роман «Братья Карамазовы» – вершина мистического реализма Достоевского Несколько слов о Братьях Карамазовых... Основная идея романа «Братья Карамазовы» О романе «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского Образ старца Зосимы в романе «Братья Карамазовы» Роман "Братья Карамазовы" Образы и характеристика братьев Карамазовых в одноименном романе «Братья Карамазовы» О наружности Нежданова Мистическая основа морали в романе «Братья Карамазовы»