Сергей Александрович Есенин


Биография
Биография писателя
Произведения
19 произведений
Сочинения
239 сочинений

«Тема родины и природы в лирике С. А. Есенина»

Сочинение

Ведущая тема творчества С. А. Есенина. Образ России в творчестве многих поэтов представал в сложном единстве необычайной красоты и граничащей с нищетой убогости, силы духа народа, его внутренней непобедимой мощи и многовековой рабской психологии. Не обошел своим вни­манием «загадку русской души» и С. А. Есенин, пронесший через всю жизнь преданную любовь к Родине, создав ее не­повторимый образ: «Моя лирика жива одной большой лю­бовью к родине. Чувство родины — основное в моем творче­стве». Образ России в поэзии С. А. Есенина подвижен, изме­няется жизнь общества и облик страны в более поздних стихотворениях также претерпевает изменения.

Особенности развития темы Родины в поэзии С. А. Есе­нина. Ранняя лирика С.А. Есенина представляет образ кре­стьянской Руси, с ее незатейливым бытом, но захватываю­щей дух красотой природы:
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
«Крам любимый! Сердцу снятся…» (1914)

В образе родины чувствуются мощь и раздолье, бескрай­ние просторы и глубокая история, ее запахи и звуки напол­няют счастьем сердце лирического героя, который не колеб­лясь делает выбор:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
«Гой ты, Русь, моя родная» (1914)

Есенинская Русь красочна, и цвета ее Символичны: «си­ний плат небес», «синь сосет глаза», «вечер голубой», «роща зо­лотая», «полей малиновая ширь» и т. д. Голубой, синий, золо­той, малиновый — вся цветовая палитра говорит о Божест­венном начале, разлитом в русском мире, что важно для поэта:
Не ветры осыпают пущи,
Не листопад златит холмы.
С голубизны незримой кущи
Струятся звездные псалмы.
Я вижу — в просиничном плате,
На легкокрылых облаках,
Идет возлюбленная мати
С пречистым сыном на руках.
«Не ветры осыпают пущи…» (1914)

Поэтика произведения строится на сочетании картин сельской жизни, пейзажных зарисовок и религиозных обра­зов. Каждый лик природы олицетворяется, начинает жить своей жизнью. Человек неразрывно связан с природой, яв­ляется ее продолжением:О Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу.
Но не любить тебя, не верить
Я научиться не могу.
«Запели тесаные дроги…» (1916)

Исторические вихри вторгаются в размеренную жизнь Руси, меняют ее, и постепенно на смену крестьянской при­ходит новая Русь — железная и агрессивная:
Мир таинственный, мир мой древний,
Ты, как ветер, затих и присел.
Вот сдавили за шею деревню
Каменные руки шоссе.
Так испуганно в снежную выбель
Заметалась звенящая жуть.
Здравствуй ты, моя черная гибель.
Я навстречу к тебе выхожу!
«Мир таинственный, мир мой древний» (1921)

Первый порыв влюбленности, надежды на преобразова­ния быстро рассеиваются и наступает горькое прозрение. Вышедшему из крестьянского мира, С. А. Есенину больно видеть уходящую Русь. В стихотворениях этого периода звучит предчувствие трагического будущего. В этом новом мире нет места поэта-певцу «золотой бревенчатой избы»:
Вот так страна!
Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
«Русь советская» (1924)

С годами образы поэтики С. А. Есенина обретают все ярче выраженную философичность: автор старается ос­мыслить свое место в новом обществе, на фоне чего четко просматривается двойственность отношения к новым реа­лиям. Но что бы ни менялось вокруг, для Есенина всегда оставался неизменным факт: «Родина — это то, что просто и весомо, ясно; это то, что может устоять против любого урагана».