Христиан Иоганн Генрих Гейне


Произведения
2 произведения
Сочинения
11 сочинений

«Песни любви Генриха Гейне»

Сочинение



Еврейский мальчик с Дюсельдорфа, Гейне начал писать стихи в 12 лет, когда его романтические чувства были возбуждены рассказами француза Ле Граши о победе Наполеона и штурме Бастилии. Так в его маленьком сердце поселилась любовь к свободе. Родители желали сделать из мальчика банкира, позднее юриста, вместо этого его жизни появилась первая любовь к кузине, дочери дяди Соломона, Амалия. Она, стала музой первых стихов молодого поэта. Получив первое признание как поэт, Гейне едет в Париж, который был в те годы ячейкой кумиров литературы того времени. Он встретился с Бальзаком, Мюссе, Жорж Санд, Шопеном… Здесь Гейне вступил в брак с волшебной цветочницей, и здесь тяжело заболел и умер. Гейне оставил после себя могущественную поэзию, преисполненную добра и человечности.

Цикл Гейне «Книга песен» - плод десяти лет работы над стихами, которые изображают все изменения расположения души влюбленного человека, всю любовь поэта к чарам немецкой природы. В его стихах, которые так легко положить на музыку, использованы особые, характерные романтической поэзии, приемы: здесь и романтическая природа, и цветы, и соловьи, и морская стихия, восточные мотивы…

* На крыльях песни полыни
* С тобою в даль,
* На Гангову долину,
* В страну волшебную.
* Сады красноцетные
* Там в месячном свете цветут,
* Там лотосы радушные
* Сестричку милую ждут.

Любовь в Гейне неразрывно связанна со страданием, одинокой жизнью, с пессимистическим восприятием мира. Это целиком в духе романтизма, представители которого воспевают несчастливую любовь.

* Из песен моих плывет яд,
* Иных не знаю я,
* Так как в сердце у меня змеи
* И ты, любимая моя.

Любимый цветок, не раз воспетый Гейне - лотос, священный символ любви на Востоке. Поэт посвятил ей строки стиха «Боится цветок лотос…».

* Когда же возлюбленный месяц



* Лучами разбудит ее,
* Навстречу ему раскрывает
* Она лепестки свои…

Один из известнейших в мире стихов Гейне стал народной песней - это «Лорелея», поэтический пересказ давней немецкой легенды о золотоволосой девушке-русалке, которая пела на скале, ее волшебное пение зачаровывало рыбаков, которые погибали в течениях Рейна.

* Юношу и лодочку, знаю,
* Накроет волнами Рейн;
* И каждый жизнь теряет
* От пения Лорелей…

В первом цикле - «Страдание юности» - Гейне использовал весь арсенал поэта-романтика - таинственные мистические персонажи, силы ада, мертвецы, которые оживают, контрасты чувств. Он, как и другие немецкие романтики не создавал новый мир в своем воображении, но находил вдохновение в существующем мире - окружающем его:

* Хочу я податься у горы,
* Где дома на кручах виднеются,
* Где вздыхают свободной грудью
* И ветры на воле веют…

Второй цикл - «Лирическое интермеццо» - процесс примирения Поэта-романтика с его жизнью, его неурядицами и потерями. Это печаль за любимой женщиной. В третьем цикле образ любимой женщины сменяется образом Родины - утраченной, но приобретенной. Цикл так и назван - «Возвращение на Родину». Лирический герой-поэт возвращается в родной край, за его плечами страдания жизни.

Последний цикл сборника назван «Северное море» - гимн волшебной немецкой природы, написанный непривычным для немцев того времени верлибром, который лучше всего передал шепот и ритм морских волн, которые наплывают и отходят от берега. Полное единство с вселенной, без чувств, страданий, мудрствования. Третий цикл - гимн человеку-философу, который, в конце концов, понял смысл жизни, получил веру в будущее счастье человечества.

Гейне создал в своих «Песнях» образ нового героя - романтический, саркастический и насмешливый - но такой привлекательный в своей открытости, своей откровенной человечности. Сам Гейне называл себя «последним романтичным принцем» своей «неромантической эпохи». И для следующих поколений своих читателей он остался вдохновенным певцом любви и Германии, певцом обычных человеческих чувств.