Иван Сергеевич Тургенев


Биография
Биография писателя
Произведения
48 произведений
Сочинения
95 сочинений

«Идейно художественные достижения Тургенева»

Сочинение

В статье о комедии А. Островского «Бедная невеста» Тургенев, внутренне опираясь на идейно-художественные достижения Пушкина, говорит о той ложной манере, которая «состоит в подробном до крайности и утомительном воспроизведении всех частностей и мелочей каждого отдельного характера, в каком-то ложно тонком психологическом анализе» и которая приводит к раздроблению характеров. Такую «мелочную разработку характера» Тургенев признает «художественно неистинной», потому что типичность несовместима с психологическим расчленением внутреннего мира, ведущим к нарушению чувства целого. Тургенев ценил присущую Толстому поразительную мощь психологического анализа, текучесть, подвижность, динамичность его психического рисунка, но вместе с тем отрицательно относился к бесконечному разложению чувства в произведениях Толстого.

Форму непосредственного изображения психического процесса Тургенев расценивал как «капризно-однообразную возню в одних и тех же ощущениях», как «старую замашку передавать колебания, вибрации одного и того чувства, положения», как «психологическую возню». Ему казалось, что благодаря мелочному разложению чувства на его составные части Толстой не дает настоящего развития, характеров: «все они подвигаются вперед прыжками».

Тургенев выступал противником метода «диалектики души», так как был убежден в том, что первые движения зарождающейся жизни, первые неосознанные проявления сознания не -поддаются, точному словесному обозначению. Мысль о неразложимости душевного процесса, протекающего скрыто, именно на первых стадиях его развития Тургенев выразил по поводу личных переживаний Лизы Калитиной и Федора Лаврецкого: «Лаврецкий отдавался весь увлекавшей его волне - и радовался; но слово не выразит того, что происходило в чистой душе девушки: оно было тайной для нее самой. Никто не знает, никто не видел н не увидит никогда, как, призванное к жизни и расцветанию, наливается и зреет зерно в лоне земли» Это сравнение отвлеченного психологического понятия с зерном, наливающимся и зреющим в лоне земли, раскрывает тургеневское понимание процесса зарождающегося чувства как неподвластного внешнему наблюдению.







По своему психологическому методу Тургенев был антиподом Толстого, который беспощадным анализом добирался до последних глубин личности, четко выявлял самые первые проявления внутреннего сознания, еще наиболее диффузные. Однако Тургенев по-своему очень интересовался сферами подсознания. Но сторонник «тайной психологии», Тургенев бережно и осторожно относился к той иррациональной стихии чувства, которая, по его убеждению, составляет наиболее глубинное и живое начало в человеке. Убежденный в невозможности найти для этой капризной и трудноуловимой стихии адекватное словесное выражение, он обратился к физически наглядному изображению нравственно-психологических состояний человека.

Нельзя передать точным определительным словом трепет живой жизни, но можно уловить отблеск внутреннего душевного огня в его внешних зримых проявлениях. Тургенев пытался добраться до последних глубин души, улавливая это внутреннее, часто самим персонажем не осознанное чувство в жестах и мимических изменениях лица героев, а поверхностное, логически осознанное - и его словесных высказываниях. Внутренний душевный конфликт Лизы Калитиной, Евгения Базарова, Нежданова раскрывается м сопоставления слов, выражающих их «разумные» решения, внешних движений, в которых проявляется их глубинная, чувствующая природа.

Так, зарождение поэтической любви Джеммы и Санина из «Вешних вод» Тургенев передает в полном соответствии с требованиями своей теории «тайной, психологии». Отказавшись от не-посредственного изображения процесса возникновения чувства средствами литературной имитации внутренней речи, Тургенев; улавливал движение подсознательного чувства в его невольных реакциях, на явления внешнего мира; Он обратился в данном случае к созданию пейзажной картины мгновенно взыгравшегося ночного, почти знойного ветра - вихря, ставшего символическим выражением стихийно проявившейся страсти, еще не осознанной ее носителями.
ОНЛАЙН-ИГРА
Новый Mortal Kombat - ИГРАТЬ ОНЛАЙН!

БЕСПЛАТНО
Почувствуй себя Губкой Бобом - ИГРАЙ ОНЛАЙН